Юрий Шевчук: Каждый концерт нужно играть как последний
Концерт группы ДДТ в поддержку нового альбома "Пропавший без вести" стал, пожалуй, самым ярким событием в рок-среде Иркутска за последнее время. В первый приезд группы в Иркутск мнения о качестве звука на сцене Дворца спорта были отнюдь не самыми лестными среди самих музыкантов. Аппаратура не оправдала надежд, поскромничали с эмоциями и поклонники. В этот раз все они сошлись во мнении, что такого мощного звучания и захватывающего шоу в городе давно не было. А музыканты, проехав до Иркутска немало городов и областей, вошедших в масштабный гастрольный график группы, остались восхищены небывалым эмоциональным настроем и энергией публики. Наибольшие волны всенародной любви захлестывали гостей во время исполнения ими давно известных и полюбившихся песен. При этом аудитория в этот раз состояла в основном из молодых и энергичных фанатов.
Юрий Шевчук, видя перед собой такую музыкальную
преемственность, то и дело давал юному поколению
мудрые наставления и поучительные советы. После
вступительной композиции — классики ДДТ «Хипаны» —
Шевчук вместе с саксофонистом дядей Мишей устроили
настоящую ритм-атаку на ударных инструментах, роль
которых выполняли разукрашенные бочки. От
усердия Юрий Юлианович даже сломал барабанные
палочки, которые потом «подарил» фанатам, кинув в
зал, где бывший инструмент мгновенно разобрали по
щепкам. Таким же образом с певцом обменивались и
зрители, кидая на сцену различные памятные вещи. С
кем-то из присутствующих Юрий Шевчук перемигивался,
с кем-то обменивался жестами. Некоторые махали
руками, приглашая певца спуститься, однако,
спрыгнуть с высокой сцены и забраться обратно было
невозможно. Искусственные уступы — динамики, стоящие
около подмостков, для Шевчука оказались недостаточно
устойчивыми.
Несмотря на официальные запреты фото- и видеосъемки,
продвинутое большинство вооружилось фотокамерами и
сотовыми телефонами с функциями цифровой съемки.
Техника пригодилась и в ином качестве, когда во
время песни «Потолок» благодарный зал устроил
«звездное небо» из сотен зажигалок и мобильников.
Вторая часть концерта, состоящая преимущественно из
известных песен и баллад ДДТ, превратилась в
сплошной апофеоз. Трубач Ваня во время песни «Четыре
окна» звонил домой по мобильнику, чтобы поделиться
впечатлениями о концерте. Шевчук в этот раз менял не
только майки, но и гитары, на одной из которых после
игры рок-музыканта даже порвалась струна. ДДТ
выходили на бис два раза. Даже, когда свет включили
и стало ясно, что в третий раз музыканты не смогут
выйти просто из-за усталости, фанаты все равно
скандировали «ДДТ!» и «Юра, выходи!».
«Я вчера бродил по Иркутску. Какой город красивый! — сказал
Юрий Шевчук под занавес, перед неизменным и
незаменимым прощанием — песней «Это все». —
Старые дома… У нас таких уже не осталось, все турки
уже свели с этой дурацкой архитектурой. Как
хотелось бы, чтобы в Иркутске эти старые дома
сохранились. Это лицо города, любите свой город,
друзья».
После выступления музыканты оставались в Иркутске
еще два дня. Следующим же утром большинство
участников коллектива разбрелись по окрестностям
микрорайона Солнечный, играли в биллиард, а Юрий
Шевчук — почитатель творчества Вампилова — отправился
в театр. Едва ли не единственным оставшимся в
гостинице человеком оказался старейший музыкант ДДТ
духовик Михаил Чернов, или просто дядя Миша.
— Дядя Миша, скажите, что-то изменилось с момента
ваших прошлых гастролей в Иркутске?
— Изменилось очень многое. Начнем с того, что в
прошлый приезд мы играли здесь на очень слабой
аппаратуре. Что-то случилось: то ли не привезли
нужную аппаратуру, то ли еще что-то. А здесь того
аппарата, на котором мы привыкли работать, не было.
В Ангарске есть хозяин музыкального магазина, он дал
нам в аренду свой аппарат, весьма маломощный. К тому
же возле сцены был сидячий партер, и пришли все эти
нувориши, в пиджаках и с мобильниками, а толпа
подошла к сцене и закрыла им обзор. Они расстроились
и один даже скандалил, требовал, чтобы ему
вернули деньги за билет, потому что он купил билет
на лучшие места, а получилось так, что ему все
заслонили. Я ему объяснял: «Вы же на рок-концерт
покупаете билет, а на рок-концертах всегда стоячий
партер, вас разве не предупреждали? Ведь не
запретишь народу ликовать.
Так что это вы просчитались, надо было брать билеты
на трибуны».
— Скажите, изменилось ли что-то в публике? Может
быть, настрой?
— Зритель в Иркутске очень душевный.
Вчера у нас был праздник. Причем
праздник с двух сторон, я полагаю. И толпа фанатов,
которые после концерта ждали автографа, и сам
концерт. Он удался со всех точек зрения. Конечно,
очень удачно сделана программа, отшлифована,
выверена, и музыкальных накладок в процессе
выступления не было вообще. Хоть пластинку пиши. К
тому же в этот раз мы приехали с мощной
аппаратурой. Из Москвы ее тащили во Владивосток. Это
стоило огромных денег. Поэтому у нас эта поездка
получилась практически благотворительной.
Спонсоров мы не нашли, чтобы они нам помогли хотя бы перевезти
аппаратуру и нас. И чтобы мы могли сделать
договорную цену на билеты хотя бы в стоячий партер.
У нас же получилось, что самый дешевый билет стоил
пятьсот рублей. Это, конечно, ужасно, если
сравнивать, какие цены у нас в Петербурге. Мы там
специально играем на больших площадках, чтобы
удешевить билеты. У нас в Питере стоимость билетов
на стадион сто рублей. А здесь цена повысилась,
потому что устроителям тоже как-то нужно окупить
мероприятие. И вчера они сокрушались: такая
шикарная группа, такое шикарное шоу и некуда
продать. Никто не берется принять такой коллектив,
потому что нет больших, подходящих площадок.
— А вы вообще как-то меняете программу, включаете в
нее импровизации по ходу концерта?
— Ну, бывает такое. Юра очень хорошо чувствует зал.
Когда надо его успокоить, тогда он начинает петь
свои рок-баллады. Вчера он тоже немножко попел их.
«Метель» сыграл, несколько новых баллад исполнил. В
общем, он чувствует, когда надо зал немножко
охладить. Зал нельзя слишком сильно горячить, иначе
он выйдет из-под контроля.
— Как по ходу гастролей воспринимает публика новый
альбом «Пропавший без вести»?
— Очень здорово. Многие
люди и в других городах выходят после концерта
ошеломленные. Ну, во-первых, трехчасовой концерт —
это даже для группы ДДТ необычно. Во-вторых,
производит впечатление само шоу. И потом у нас очень
сильно изменились аранжировки. Если раньше духовые
выходили изредка на сцену, то теперь они там
практически все время. Добавился женский коллектив —
фольклорный ансамбль «Радуйся». Ну, альбом, конечно,
мрачноватый такой, если честно. Серьезный, не
развлекушка какая-то. Там перекликаются мир — война
— жизнь — смерть. Он вообще сильный очень, из
последних альбомов, наверно, самый сильный.
— Многие говорят, что он более философский получился.
Вы как считаете?
— Безусловно, мы же взрослеем. У нас зритель просто
молодеет, а мы-то становимся старше. Я семнадцать
лет в группе, и тем семнадцатилетним, которые
приходили на наши концерты, когда мы только
начинали, сейчас по 34 года. И они тоже ходят на
наши концерты. А сегодня я вижу совсем молоденьких
ребят. Значит, их интересует наше творчество.
— А с другими рок-музыкантами вы встречаетесь во
время гастролей?
— Бывает, приходят местные ребята — рокеры, свои
записи приносят. Никому не отказываем, берем
слушаем, потом даем свои отзывы.
— У вас была какая-то культурная программа в Иркутске?
— Никакой. Пытались нас свозить на Байкал, но помешала
погода.
— Есть что-то в Иркутске или других городах, что
хотелось бы сделать, но не успеваете?
— Мы с Ваней, трубачом, — джазмены и с удовольствием с
кем-нибудь из местных джазовых музыкантов сыграли
бы. Но мы не знаем — где, что находится. И
потом немного неудобное расположение гостиницы — мы
находимся на краю города. Я всегда сторонник
местопребывания группы в какой-то гостинице в центре
города. Я понимаю — эта гостиница очень хорошая,
шикарная, но, чтобы выбраться в
центр города, нужно заказывать машину. Организаторы
хотят, чтобы нас не тревожили после концерта, чтобы
мы отдыхали от фанатов.
— Какие подарки вам вручают на двадцатипятилетие
группы?
— Все время что-то дарят. Юре сегодня художник принес
картину. Называется «Храм». Красивая! Нам тоже
что-то дарят, но реже, конечно. В основном все
внимание на лидера. И на пресс-конференциях вопросы
в основном задают ему. А вчера он, как раз, меня
посадил в центре, сказал: «Вот дядя Миша, он у нас
старейшина группы, пожалуйста, задавайте вопросы, а я
в этой группе служу вокалистом и считаю большой
честью работать в этом шикарном ансамбле». Он так
говорит, хотя, в принципе, создание ДДТ — его
заслуга. Он собрал команду.
— У вас на концерте, помимо стандартных ударных
инструментов, присутствуют бочки…
— Бочки — находка Юры, он же художник. Он видит, как это
все будет выглядеть на сцене. А кого поставить на
бочки? Естественно, духовиков! И нам пришлось
маленько над этим поработать, потому что играть было
не так просто. Пока мы научились по ним бить, чтобы
они красиво звучали и чтобы это было синхронно. Как
говорится, чувство ритма ищут все, но у каждого ритм
свой.
— Вы меняете песенную программу в зависимости от
публики и атмосферы на концерте?
— Это не мы смотрим, а Юра. Мы его уже настолько
чувствуем, что если он захочет вставить какую-то
песню, мы сразу поймем.
— Бывает, что он вносит какие-то изменения в текст
песен по ходу выступления или переездов из города в
город?
— Ну, вообще, когда текст написан, значит, уже написан.
Лишь иногда Юра может какое-то слово
заменить. Это бывает очень редко и, может быть,
не всегда удачно. Дело в том, что,
когда он приносит песню, в группе есть несколько
человек, в том числе и я, которые к каждому словечку
придираются. Если что не так, то мы ему обязательно
скажем: «Юра, вот это место посмотри, тут что-то не
катит». У него очень редко бывают такие ляпы, потому
что он со словом очень дружит. Он литератор от
бога, и его закадровые тексты, которые он сочиняет в
фильмах, — это просто сказка. У него проза прекрасная
есть, такие фантастические рассказы! Ну такие,
смешные!
— Надо публиковать…
— Нет, нет! Он как-то раз нам читал — мы с хохоту чуть
не умерли! Ну, действительно, жутко смешные
рассказы, балдеж абсолютный.
— Насколько я знаю, Юрий Юлианович соблюдает пост.
— Да, Юра — верующий человек.
— В гастролях удается придерживаться священного
писания?
— А там сказано, что в дороге пост можно не
соблюдать так жестко, как дома. К тому же мы, как
правило, во время поста сидим дома. Да, Юра постится
по-настоящему, в этом нет ничего страшного, мало
того, это полезно. Я вот тоже сегодня голодаю, курю,
правда, много…
Поговорить с Юрием Шевчуком удалось только в день
отъезда группы в Новосибирск. Он пришел в гостиницу
под утро и поэтому вышел из номера лишь перед самым
отъездом в аэропорт.
— Сейчас вы уже проехали с гастролями ряд городов.
Как воспринимает публика новый альбом?
— Хорошо. Некоторые даже подпевают.
— Вы заметили какие-то изменения по сравнению с
прошлыми вашими гастролями в Иркутске?
— Конечно, многое изменилось. На мой взгляд, публика
помолодела. Если на твой концерт ходит молодежь,
значит, ты еще чего-то стоишь.
— Но, наверняка, что-то еще хотелось бы сделать на
гастролях, но не успеваете?
— Конечно, много, очень много всего. В первую очередь,
не остается времени на нормальное человеческое
общение. С обычными людьми. А вообще на этих
гастролях мы очень сильно устали.
— А бывает, что вообще не хочется выступать: нет
настроения или сил? Как себя настраиваете перед
выходом на сцену в таких случаях?
— Конечно, все бывает, мы же обычные люди. Но нужно
все равно себя морально подтягивать, поднимать. Я
считают так: каждый концерт нужно играть как
последний, в полную силу.