В интересах национальной безопасности
В конце прошедшей недели депутат Государственной Думы РФ Сергей Дубровин провел в Иркутске необычное совещание. В кабинете парламентария собрались руководители транспортных служб и предприятий области: генеральный директор ГУП "Аэропорт Иркутск" Алексей Куликов, начальник департамента по развитию коммуникационного комплекса администрации Иркутской области Иосиф Рафаелян, вице-президент АО "Истлэнд" Борис Гроник, заместитель начальника ВСЖД по безопасности и режиму Олег Пахомов и проректор Иркутского государственного университета путей сообщения Сергей Елисеев. Присутствовали руководители служб безопасности транспортных предприятий области.
Обсуждался проект федерального закона «О транспортной
безопасности». В США закон, направленный против совершения
террористических актов на транспорте, был принят непосредственно
после трагических событий 11 сентября 2001 года. Действуют
подобные законы и в других странах, например в Китае и
Казахстане. Практика показывает, что действуют они достаточно
эффективно. Более того, приносят экономическую выгоду…
Решило и российское правительство проявить заботу о безопасности
пассажиров, транспортных средств и всей транспортной
инфраструктуры — кровеносной системы страны.
Основная причина — возросшая опасность террористической угрозы.
В 2004 году на различных видах транспорта, в том числе в
гражданской авиации, на железной дороге и в метро, совершен ряд
террористических актов. Несколько десятков таких актов
предотвращено усилиями спецслужб. Однако все эти события
показали недостаточность существующей системы мер обеспечения
транспортной безопасности и необходимость специального закона.
Он позволит создать единую для России систему обеспечения
транспортной безопасности.
Новый для России закон был разработан в Министерстве транспорта
и представлен на утверждение в Государственную Думу.
Экспертизой необычайно важного для национальной безопасности
документа занялся Комитет по энергетике, транспорту и связи. Член
комитета депутат Сергей Дубровин счел необходимым обсудить
проект закона с людьми, на плечи которых ляжет его исполнение, —
руководителями транспортных предприятий и специалистами по
безопасности.
Проект закона состоит из 15 статей и устанавливает правовые
нормы деятельности в области обеспечения транспортной
безопасности на всей территории страны.
В сферу действия нового закона будут включены все объекты
транспортной инфраструктуры: аэродромы, железные дороги,
трамвайные пути, водный транспорт, автомобильные магистрали,
метрополитены, вокзалы, станции, порты, гидротехнические
сооружения, объекты связи, навигации и управления движением, а
также все здания, сооружения, устройства и оборудование,
обеспечивающие функционирование транспортных систем страны.
Создание эффективной системы безопасности на транспорте
потребует значительных средств. Закон однозначно определяет, что
«финансирование обеспечения транспортной безопасности
осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры».
Контроль и надзор за выполнением требований закона на всех видах
транспорта берет на себя государство. Этим будут заниматься
уполномоченные вновь созданные федеральные органы
исполнительной власти.
Участники совещания, которое провел депутат ГД Сергей Дубровин
с руководителями транспортной инфраструктуры области,
согласились с необходимостью принятия закона, но предложили ряд
поправок в проект документа.
Болезненно был воспринят вопрос финансирования. Авиаторы
предложили подключиться к финансированию безопасности на
транспорте федеральному и местному бюджету, в зависимости от
присвоенной конкретному объекту категории.
Весьма тщательно изучили проект закона в управлении ВСЖД — по
существу и по тексту.
Железнодорожники, в частности, заявили, что принятие закона без
кардинального изменения повлечет резкое увеличение затрат на
финансирование охранной деятельности на транспорте и, как
следствие, удорожание перевозок. Было отмечено, что только для
Транссибирской магистрали на территории Иркутской области
органами ФСБ определено более 1000 диверсионно-уязвимых
участков и объектов, требующих физической охраны при
определенных условиях.
Было предложено привлечь к выработке критериев уязвимости и
защищенности транспортной инфраструктуры ФСБ, МО, МВД, МТ
и МЧС.
Тщательно проанализировали проект закона в ИрГУПС.
Специалисты попросили депутата Госдумы обратить внимание
коллег на ряд важных обстоятельств.
Сможет ли вновь созданный «федеральный орган исполнительной
власти», о котором идет речь в проекте закона, обеспечить
транспортную безопасность? Ученые деликатно ссылаются на
«успехи» МВД: численность рядов МВД растет, а число
преступлений увеличивается. Предлагается придать проблеме
национальный статус, привлечь возможности российской
системы образования. К примеру, надо сформировать определенную
позицию у населения, проживающего вдоль Транссибирской
магистрали. Проводится аналогия с жизнью населения в
приграничной полосе, которое оказывает помощь пограничникам в
охране государственной границы.
Высказана идея создания в Иркутске, Ростове и Санкт-
Петербурге национальных университетов транспортных систем в
форме крупных научно-образовательных центров для масштабных
изменений в технологиях образования, специальной системе
подготовки и переподготовки кадров.
ИрГУПС предложил ряд поправок в проект закона. Они
ориентированы в основном на подготовку специалистов в области
обеспечения техники безопасности на транспорте, обучения и
переподготовки кадров.
Сергей Дубровин пообещал, что все предложения будут
рассмотрены и по возможности учтены в процессе работы над
законопроектом. Депутат сообщил, что Комитет по энергетике,
транспорту и связи
рекомендовал Государственной Думе принять проект федерального
закона N 213407-4 «О транспортной безопасности» в первом
чтении. В ближайшее время он будет рассмотрен на заседании
российского парламента.