Куда податься со своим уставом?
С 1 сентября нынешнего года со вступлением в силу Федерального закона "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" эта функция передается вновь созданным структурным подразделениям главных управлений Министерства юстиции России в федеральных округах. Сегодня наш собеседник -- Владимир СИНЬКОВ, руководитель отдела организации учета регионального и муниципального законодательства и взаимодействия с органами власти в Иркутской области и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе.
— С чем связана такая реорганизация органов юстиции, Владимир Григорьевич?
— Без обеспечения единого правового пространства невозможно
говорить о построении правового государства. Еще лет
пять назад 20-30% нормативных актов в регионах не соответствовали
федеральному законодательству и Конституции РФ. Ситуация
изменилась, в том числе благодаря реформе в сфере юстиции.
Основной задачей нашего отдела как раз и является проведение
юридической экспертизы нормативных правовых актов администрации
Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного
округа, их
проектов на соответствие Конституции и федеральному законодательству.
В нашем регионе уровень законотворчества сегодня, надо
сказать, достаточно высок. Мы проводим экспертизы обычно
еще на стадии проектов правовых актов, все замечания
своевременно учитываются, и законы принимаются грамотные.
Работы, конечно, хватает: за месяц через руки наших
экспертов проходит не менее 20 законопроектов.
Кроме того, отдел оказывает помощь гражданам и учреждениям
по международным обязательствам,
когда необходимо истребовать от иностранных государств
документы об образовании, трудовом стаже и т.д.
На нас же теперь возложено ведение государственного реестра
муниципальных образований области и округа и их уставов.
Прежде эти уставы регистрировались в администрации Иркутской
области, да и количество муниципальных образований значительно
возросло: сейчас их насчитывается в Иркутской области
392, в УОБАО — 83.
Такой статус, кроме существовавших прежде муниципальных
районов и городских округов, сегодня имеют также городские
и сельские поселения. Новые муниципальные образования
начинают деятельность с 1 января 2006 года. К этому времени
их уставы должны быть разработаны (в органы местного
самоуправления для ориентира направлены модульные уставы
— образцы) и согласованы с экспертами нашего отдела
с тем, чтобы в проект можно было своевременно внести
изменения в случае каких-то расхождений с федеральными
законами.
— Какие документы необходимо для этого представить?
— Во-первых, заявление о государственной регистрации
устава по установленной форме и сам устав муниципального
образования. Во-вторых, решение и протокол заседания
представительного органа либо схода граждан, на которых
был принят устав. Кроме того, сведения о том, где и когда
проект устава был официально опубликован (обнародован),
и о результатах публичных слушаний по нему. Все документы,
кроме заявления, представляются в двух экземплярах и
на магнитном носителе. Это касается новых муниципальных
образований.
— А что требуется от тех городов и районов, чей устав
уже был зарегистрирован в администрации области?
— Только заявление в произвольной форме с указанием
сведений об официальном опубликовании устава и сам устав
в одном экземпляре. После того, как эти документы поступают
в наш отдел, издается приказ о государственной регистрации
устава муниципального образования, он вносится в государственный
реестр, о чем выдается соответствующее свидетельство.
— Допустим, в уже зарегистрированный устав муниципального
образования необходимо внести изменения…
— В таком случае требуется заявление о государственной
регистрации внесения изменений в устав по образцу, новая
редакция устава с поправками, решение и протокол представительного
органа либо схода граждан о принятии указанного акта
и сведения об его опубликовании и результатах публичных
слушаний. И опять же все это, кроме заявления, в двух
экземплярах и на магнитном носителе.
Страницы устава должны быть пронумерованы и прошиты,
скреплены печатью представительного органа (или местной
администрации, если документ принят на сходе граждан).
Для включения устава в госреестр глава муниципального
образования обязан направить сведения об источнике и
дате обнародования самого устава либо правового акта
о внесении в него изменений в течение 10 дней после публикации.
— Но вот, наконец, устав прошел государственную регистрацию…
— А теперь нужно внести это муниципальное образование
в Государственный реестр Российской Федерации. Для этого
требуется еще один пакет документов: заявление
в установленной форме, официальный текст закона субъекта
РФ об установлении границ муниципального образования,
копии официально опубликованного устава и свидетельства
о его государственной регистрации. Все документы в одном
экземпляре и на магнитном носителе.
— И вся эта работа должна быть проведена до конца года?
— Да, времени остается очень мало, а объем работы огромен.
Так что советую поторопиться. Наш отдел располагается по адресу:
Иркутск-56, ул. Академическая, 70. Можно связаться с
нами по телефону 450-114 и факсу 425-089.