издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Одиннадцатилетнее всеобщее - выход из тупика

  • Автор: Алексей СЕРГЕЕВ, журналист

Педагогическая общественность и родители школьников обеспокоены планами Министерства образования Российской Федерации об изменении системы обучения в школах страны. Некоторые регионы в связи с этим принимают опережающие решения и своими региональными законодательными актами закрепляют право молодого поколения на получение бесплатного среднего образования. Так, депутаты Мосгордумы приняли недавно поправки к закону "Об общем образовании в городе Москве", и к маю 2006 г. в Москве будет обязательное одиннадцатилетнее среднее образование.

Обязательное среднее образование было закреплено в Конституции СССР и
считалось одним из главных достижений, однако в 1992 году новый федеральный
закон разрешил школьникам учиться лишь до 8-го класса, а позже — до 9-го
класса. К чему приведет всеобщее 11-летнее среднее образование: к
интеллектуальному возрождению или засилью троечников? Возможно ли
всеобщее 11-летнее по всей стране? С этими вопросами мы обратились к
депутату Государственной Думы Сергею Иннокентьевичу ДУБРОВИНУ.

— Все «сотрясения» образования в последние годы исходят из стен
Министерства образования и науки. Последнее, до чего они додумались, это
попытки введения частичного платного школьного образования. По-моему,
Минобразование не должно механически заниматься реформаторской
деятельностью, а должно добиваться улучшения одной из лучших в мире систем
образования — российской.

20 июня президент заявил, что готов ввести закон об обязательном и
бесплатном всеобщем среднем образовании в России. У нас в Федеральном
законе «Об образовании» записано, что среднее образование должно быть
бесплатным и всеобщим. Первая часть не работает, в образовательных
учреждениях постоянно требуют деньги на различные мероприятия. Причем не
перечислением, берут «налом», нисколько не заботятся о достатке семей.
Родители боятся за ухудшение отношения к детям со стороны учителей, учителя
не хотят портить отношения с директором. Попробуйте не заплатить — и ребенка
вынуждены будете переводить в другую школу или соглашаться с ухудшением
его успеваемости и поведения. Знаю об этом не по слухам, сам неоднократно
защищал такие семьи. Вот чем сегодня должно заниматься министерство, а не
думать о том, как отправить недоучек за школьную дверь. Считаю, что
Министерство образования и науки должно разработать предложение в ФЗ,
запрещающее поборы, и ввести ответственность за их применение.

Я убежден, что дополнения в ФЗ «Об образовании» об обязательном 11-летнем образовании необходимы. Это прекратит повсеместную практику
«выдавливания» сложных учеников из 10-х классов, а для детей этот закон
подкрепит их право на продолжение обучения. Государство и школа не «выкинут»
детей во взрослую жизнь раньше времени. Ведь одиннадцатилетнее образование
— это и социальный вопрос. Сегодня необходимо больше времени уделить
профессиональной подготовке. Для одних из учеников это будут усиленные
занятия для поступления в вуз, для других — активное изучение будущей
профессии. Просто так выбросить троечника из школы будет невозможно,
необходимо будет устроить его в вечернюю школу или училище. Считаю, лучше
мы лишние годы продержим учащихся в системе образования, чем будем строить
новые нарколечебницы. Но и принуждать учиться в старших классах школы никто
не должен. У ребят появится выбор: идти доучиваться в 10-й класс, поступить в
колледж и получить среднее образование там, идти работать и одновременно
заканчивать вечернюю школу либо получать аттестат о среднем образовании
экстерном. На памяти нашего поколения достаточно примеров, когда люди
получали среднее образование не в средней школе, но затем становились
отличными руководителями производства. Главное, что образование они
получали.

Конечно, этот закон создаст проблемы чиновникам. Он обяжет их наполнять
школу достойным оборудованием, заниматься трудоустройством ребят,
контролем за профессиональным, вечерним обучением. Одновременно закон
должен предусматривать ответственность родителей (или опекунов
несовершеннолетних) за нежелание учить своих детей. Те, кто намерен
препятствовать обучению, должны подвергаться административному наказанию.
Сегодня мы, как в 20-е годы прошлого столетия, опять всем обществом должны
бороться с неграмотностью детей. И, к сожалению, начинать эту борьбу надо с
нерадивых родителей. Нельзя допускать, чтобы 15-летние подростки имели за
плечами 2-3 класса образования, а в армию шли парни, не имеющие среднего.

Начинать работу по введению всеобщего одиннадцатилетнего необходимо
сегодня. Еще никогда в истории государство, уделявшее особое внимание росту
образованности общества, не становилось от этого слабее. Высокий уровень
образованности — одно из направлений выхода из тупика.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры