На острие времени
Полтора месяца назад в Иркутске прошла
научно-практическая конференция, ставшая событием
для медицинской общественности областного центра.
Обсуждалась проблема душевного здоровья человека —
в наши дни, когда стрессы выбивают из колеи все
больше людей, как никогда актуальная. То, что
подготовили и вели это мероприятие психиатры и
неврологи факультетских клиник, никого особенно не
удивило: благополучие внутреннего мира — сфера их
профессионального интереса. Необычным было другое:
инициаторами дискуссии выступили… терапевты —
врачи, занимающиеся только «соматикой», никак не
психикой.
— Но это мнение абсолютно неверно, — говорит мне
заведующий кафедрой терапии, доктор
медицинских наук, профессор Фарид Исмагильевич
Белялов. — Кому, как не нам, в первую очередь, диагностировать
сочетанную патологию — психосоматические состояния, выводить
из которых больного сложно, но необходимо. И тут уж
союз терапевтов, неврологов и психиатров ни в коей
мере не должен казаться странным…
… Терапевтическая факультетская клиника
изначально, с первых дней 1921 года, когда она
только заявила о себе, была ориентирована на самый широкий
круг патологий, терзающих человеческий организм.
«Исцелять не болезнь, но человека» — этот принцип
всегда лежал в основе ее лечебной, научной и
преподавательской работы. То, что сегодня, сейчас
оказалось остро востребованным жизнью, — подготовка
врачей общей практики — всегда было и остается главным
смыслом существования факультетской терапии. И каждый
врач, кто так или иначе был связан с ее судьбой,
вносил что-то свое в создание системы, центром
которой была и остается личность пациента, а не
отдельный его внутренний орган, пораженный недугом.
Стоявшие у самых истоков факультетской
терапевтической клиники профессора А.Г. Терегулов,
М.П. Михайлов именно так наставляли первых студентов
— будущих иркутских врачей того самого «широкого
профиля», которых нынче так не хватает российскому
здравоохранению. Как бы ни совершенствовались в клинике
способы обследования пациентов (профессор П.А. Ломовицкий
внедрил рентгенологические методы в диагностику
заболеваний внутренних органов); как бы ни ширился
спектр ее научной проблематики (профессор Н.З.
Мочалин, возглавлявший кафедру почти четверть века,
вплоть до конца пятидесятых годов, глубоко
разрабатывал вопросы бактериологии, эпидемиологии,
курортологии); какие бы «сопредельные» с терапией
сферы медицины ни влекли к себе их коллег
(ассистентов кафедры терапии С.С. Тикачинскую,
Л.Г. Левину, М.Г. Каханович — кардиология, И.А.
Миловзорову — гематология), любого, кто в былые
годы работал на кафедре факультетской терапии, кто
сегодня лечит в этой клинике сложнейших больных и на
своем опыте учит студентов, отличает
эрудированный взгляд на пациента. Он вырабатывался
десятилетиями и, словно по эстафете, передавался и
передается от одного поколения врачей клиники к
другому. От тонкого диагноста и прекрасного педагога
С.С. Позднова к его ученикам Ю.С. Корзинникову, Э.К.
Гимову, Г.И. Лютоеву, А.В. Козлитину. От врачей, отдавших
клинике десятки лет: И.З. Коротницкой, А.С. Долговой,
С.М. Борисенко — к интернам и ординаторам, делающим
первые шаги на врачебном и научном поприще.
И у каждого наставника был свой стиль, который можно
коротко, но емко определить одной формулой: «Делай,
как я».
К примеру, С.С. Позднов запомнился своим ученикам,
нынешним практикующим терапевтам, тем, что он «все
делал своими руками». Это значит: никому не доверял
«читать» рентгеновские снимки, никому не перепоручал
расшифровку кардиограмм, никого не просил «смотреть»
результаты анализов тех пациентов, которых он «вел»
сам. Он брал ответственность за пациента на себя и
нес ее до конца. Встретив сегодня в стационаре или в
поликлинике доктора, не чурающегося «черновой
работы», можно не сомневаться — он прошел школу
факультетской терапевтической клиники.
Из чего складываются ее будни? Чаще всего, из мгновений,
решающих в буквальном смысле судьбу пациентов,
каждый из которых, по выражению многолетней
заведующей терапевтическим отделением Антонины
Сергеевны Долговой, «нуждается в круглосуточном
присутствии доктора». В один из недавних дней
у постели такого тяжелого больного (инфаркт,
осложненный пневмонией) мне довелось видеть
Александра Васильевича Козлитина, сорок лет отдавшего кафедре,
на которой он вырос в тончайшего диагноста. Бросилось в
глаза его уверенное, сосредоточенное спокойствие и
мягкость — качества, некогда присущие земским врачам
России, о которых наконец-то вспомнили сегодня.
Чуть поодаль стояла группка студентов-старшекурсников,
внимательно наблюдавших за учителем. Для них это был
урок общения настоящего доктора с пациентом, который
нуждался не только во врачебных знаниях, но и в искренности соучастия.
Так, на собственном примере, не просто учат, а
воспитывают ветераны факультетской терапевтической
клиники совсем новое поколение, которому только предстоит
стать опорой практической медицины — докторами,
понимающими и откликающимися на боль их будущих
пациентов.