Чтобы не зарывать деньги в землю...
С недавних пор часть коммуникаций в областном центре перешла в аренду "Иркутскэнерго". В Иркутске с весны началась их масштабная реконструкция - в этом году в городе было больше раскопок на тепловых сетях, и чаще мощная техника во дворах будила нас по утрам своим шумом. Каковы же результаты? За комментариями мы обратились к директору участка тепловых сетей Ново-Иркутской ТЭЦ Игорю Гранкину.
— Да, действительно, нами была проведена огромная работа по приведению в порядок перешедших
в аренду тепловых сетей, — рассказывает Игорь Вильевич. — Напомню, что с 1 марта мы
приняли на обслуживание от «Иркутсктеплоэнерго» 95 километров тепловых сетей Правобережного
округа, срок службы которых исчисляется примерно с 1952 года. В этом году нами ликвидировано
порядка 170 повреждений и заменено два с половиной километра тепловых сетей в двухтрубном
исполнении. Можно сказать, что это были авральные, незапланированные работы. Поэтому иногда даже
не удавалось уложиться в сроки, так как плановые работы подразумевают заблаговременную
закупку труб, договоры с подрядчиками, согласование работ, оповещение потребителей.
В августе и в сентябре, к моменту пуска, у нас работало шесть подрядных организаций, работы велись весь
световой день. Мы бы и ночью продолжали работать, если бы техника не мешала жильцам
отдыхать. Естественно, такие масштабные работы сказывались на настроениях наших
потребителей. Были даже обращения в администрацию по поводу неудобств. Но администрация
города обычно во всех вопросах, особенно касающихся капитального ремонта, шла и идет нам навстречу.
Нам удалось устранить множество проблем на отдельных участках сетей, в том числе на пересечении улиц
Энгельса и Декабрьских событий. Там долгое время существовали перепады давления, парила
камера. «Иркутсктеплоэнерго», Водоканал провели замену канализационного коллектора, так как
предполагали, что парение вызвано его неисправностью. Этим летом мы заменили 80 метров сетей.
Оказалось, что причина неисправности заключалась в двух небольших отверстиях в тепловых
сетях. Сейчас там подача тепла отрегулирована.
В результате летней ремонтной кампании нам удалось снизить подпитку воды в среднем по городу
на пять процентов — это очень серьезная цифра. Подпиточная вода составляла около 4000
тонн в час, теперь — 3600 тонн в час. По сути, через эти повреждения в сетях ежечасно сбрасывалось
в землю 400 тонн воды, естественно, эти затраты ложились на жителей города. Благодаря
целенаправленным работам удалось значительно улучшить теплоснабжение Правобережного округа
Иркутска. За счет подключения новых потребителей мы смогли увеличить объемы теплоснабжения
на 120 гигакалорий в час.
— Как вы оцениваете состояние тепловых сетей, которые находятся у вас на обслуживании?
— Состояние проблематичное. Большинство сетей имеет срок эксплуатации, превышающий сорок
лет, они были построены различными организациями, зачастую без соблюдения требуемых норм и
правил. «Иркутсктеплоэнерго» занимается эксплуатацией сетей только последние 12 лет. И сейчас
при вскрытии теплотрасс мы сталкиваемся с различными проектными нарушениями и очевидным
браком. Есть еще один фактор, который значительно увеличивает объемы наших работ. Длительное
время в тарифы не был заложен капитальный ремонт сетей, поэтому «Иркутсктеплоэнерго»
проводило только локальный ремонт. Я уважительно отношусь к своим коллегам и
понимаю их. Но теперь мы тратим огромные собственные средства, чтобы провести
незапланированные ремонты и заменить крупные участки сетей, которые ремонтировались всего
два-три года назад. На улице Марата, например, вместо двух метров нам пришлось заменить 50
метров труб.
У энергетиков на этот счет четкая позиция: ремонт необходимо проводить один раз, и
такого качества, чтобы больше к нему не возвращаться в течение строго определенного срока.
Намного экономнее сразу вложить большую сумму, чем потом тратить средства на постоянные
раскопки. При этом 30-40% стоимости работ составляет асфальтирование и озеленение территории.
Обычно при вскрытии небольшого участка мы обнаруживаем, что необходимо проводить полную
реконструкцию, лотки сильно заилены. По правилам мы обязаны вскрыть их и проверить
состояние труб. То же самое должны были сделать и наши коллеги несколько лет назад. Но из-за
низкого уровня финансирования они только разрыли, поставили на проблемные участки хомуты с
интервалом через несколько метров, закопали их и закатали в асфальт вместо того, чтобы
заменить эти сети или запланировать капитальный ремонт этого участка.
И теперь мы потратили дополнительно 9 миллионов рублей на подобные аварийные работы.
Как мы будем их возмещать, пока не известно, а нам предстоит рассчитаться за уже сделанные
работы с подрядчиками.
— Какова общая сумма средств, затраченных на эти работы?
— Сейчас нам приходится производить ремонт за счет эксплуатационных денег. Это 11 миллионов
рублей — переданные затраты «Иркутсктеплоэнерго», и 13 миллионов рублей, поступивших из
городского бюджета на реконструкцию тепловых сетей.
— С какой целью энергетики взяли в аренду тепловые сети, если они несут столько дополнительных
затрат?
— Идея заключалась в том, что в итоге всех реконструкций мы снизим неоправданные затраты, в том
числе затраты потребителей, и увеличим надежность теплоснабжения. Если подробнее, то между
«Иркутскэнерго» и потребителем есть перепродавец. По сути дела, в каких рамках работает
перепродавец, в такие рамки он ставит и потребителя. Как правило, он не заинтересован, чтобы
потребителю поступало качественное тепло. Если увеличиваются затраты на тот же ремонт, то
при этом прибыль не растет — ремонтом заниматься невыгодно. Получается, что мы платим деньги
за некачественную подачу тепла.
В то же время потребитель не знает посредника, он знает только
«Иркутскэнерго». Поэтому энергокомпания несет моральные издержки, с одной стороны, плюс
материальные затраты — с другой. Прежде при возникновении аварий мы предъявляли претензии
перепродавцу, так как мы товарную продукцию выработали и передали ему. А «Теплоэнерго» потом
рассчитывается. Но из-за того, что есть повреждения, которые не устранялись, потребитель
недополучает тепло. И он начинает действовать сам, применять различные махинации, чтобы это
тепло получить: нарушает регулировку, организовывает сливы…
При этом «Иркутскэнерго» просто
оказывается в тупике. Мы имеем возможность вырабатывать продукцию дополнительно, но не
можем подключить дополнительных потребителей, не можем реализовывать свое тепло и при этом
несем убытки. И еще за это платим деньги. Получается парадокс: мы за эти деньги не можем
потребовать качественного выполнения работ, потому что напрямую с ними не работаем. Они
же нам предъявляют претензии по параметрам. Мы расплачиваемся с «Иркутсктеплоэнерго» в
гигакалориях, а потребитель — из расчета тепла на один квадратный метр жилья. И в этом тоже
проблема, так как невозможно с каждым потребителем рассчитаться только за реально
потребленное тепло, нельзя его точно рассчитать и отследить. Поэтому энергокомпания пошла на
то, чтобы устранить перепродавцов и напрямую выйти к потребителю.
— Расскажите, пожалуйста, о ваших планах.
— В ближайшее время нам предстоят большие работы в районе улицы Красноказачьей. Стоимость
работ — порядка 20-25 миллионов рублей. Вообще, ежегодно старение сетей увеличивается, как и
количество повреждений. Поэтому нам нужно совместно с администрацией города выработать
перспективную программу, которая позволит сделать шаг вперед в этом направлении. Без
наведения порядка в теплоснабжении населения нам будет
очень затруднительно выполнять свои
обязательства перед потребителями. Да и потребители должны быть уверены в качестве
поставляемого тепла, за что они, собственно, и платят.