За фанерным фасадом реформы
В реформе ЖКХ наметился очередной крен - на этот раз в сторону ужесточения государственного контроля. Теперь цены на коммунальные услуги будут формироваться аналогично тому, как происходит регулирование тарифов на тепло и электроэнергию. То есть Федеральная служба по тарифам (ФСТ) будет определять предельные уровни тарифов, на основе которых регионы и будут устанавливать окончательные тарифы для населения.
Такое решение предложило Минэкономразвития президенту с целью
сдерживания инфляции в стране. Это коснется прежде всего платы за холодную воду и
водоотведение, вывоза бытовых отходов, содержания и ремонта жилья. В сумме это
составляет около 40% от квартплаты в Иркутске (2-комнатная квартира, в которой
проживают 3 человека). Вместе с теплоснабжением и электричеством регулируемый
государством объем услуг ЖКХ составит около 90%.
Чем это обернется для городов Иркутской области, сказать пока сложно. Однако
тенденции последних лет говорят о том, что новая инициатива правительства может
застать иркутских коммунальщиков врасплох. Дело в том, что в последние несколько лет
реформа ЖКХ двигалась в единственном направлении, определенном областным
комитетом по жилищной политике. Это направление
выражалось в создании частных компаний, управляющих жилищным фондом и
конкурирующих между собой. Во всяком случае, это касается крупных городов, где
проживает большинство населения области. Дома
внешним блеском свежевыкрашенных подъездов и новенькими теплосчетчиками
должны были продемонстрировать незыблемость и правильность выбранного курса. Однако с
принятием новых решений на федеральном уровне эти «потемкинские деревни» могут
благополучно прекратить свое существование. Тем более что правительство предлагает
дополнительно ограничить рентабельность предприятий ЖКХ. А за красивыми
фанерными фасадами стоит желание отдельных частных лиц заработать побольше денег.
Представляется, что такая ситуация связана с ограниченным видением всего комплекса
проблем сферы ЖКХ и желанием достигнуть кратковременных успехов на отдельных
направлениях, вместе с нежеланием обращать внимание на остающиеся проблемы.
Приведем такой пример. В микрорайоне N соседствуют два квартала: один из них —
это новостройка на несколько сотен квартир, а второй — несколько десятков старых
двухэтажных домов. Оба квартала питаются от одного трубопровода, но к новостройке
ведет новенькая труба, на конце которой стоит водосчетчик, а к старым домам еще в
прошлом веке проложены трубы, многие из которых давно и основательно прохудились.
Поскольку труба-то одна, то и тарифы Водоканала должны быть одинаковы.
Но в новостройке стоит счетчик расхода воды, и жильцы, разумеется, хотят платить по факту и
не платить за прохудившиеся трубы. Со своей стороны, жители старых домов также не
хотят платить за потери в трубопроводе, поскольку он принадлежит Водоканалу.
Водоканалу, в свою очередь, ничего не остается, кроме как заложить эти потери в тарифы
на водоснабжение, которые пропорционально делятся на всех потребителей холодной
воды.
Казалось бы, при запуске всех этих частных управляющих на рынок жилья такие моменты
реформаторам следовало бы учитывать. И предпринимать соответствующие
меры. В первую очередь, разумеется, это касается непосредственно инфраструктуры —
трубопроводов, регулирующих систем как на трассах, так и внутри домов. Но в немалой
степени это касается и работы по приведению всего коммунального хозяйства к более
современным корпоративным стандартам. Ведь в этой отрасли по-прежнему царит уклад
советских времен, начиная от стиля и методов управления и заканчивая качеством
поставляемых услуг. Совершенствование диагностики, методов оценки состояния
инфраструктуры, новые модели управления и работы с персоналом могли бы позволить
подойти к реформированию на значительно более прочном фундаменте. Тем более что в
любом случае останутся бюджетные, социальные объекты, которыми внедряемым
управляющим компаниям будет просто невыгодно заниматься. А ведь частный бизнес
сложно заставить заниматься тем, что ему невыгодно.
И теперь наступает тот самый момент, когда, с одной стороны, свернуть с частной тропы
невозможно, а с другой — условия для самих частников становятся очень жесткими.
Возвращение на исходные позиции — к муниципальным предприятиям как гарантам
предоставления услуг ЖКХ — также нереально, поскольку никакой работы по повышению
эффективности, упомянутой выше, не велось. А трубы продолжают изнашиваться,
невзирая на постановления комитета по жилищной политике. С одной стороны, с точки
зрения квартиросъемщика, все это к лучшему. Во всяком случае, повышение не должно
превысить уровень инфляции. С другой стороны, чем такая политика может закончиться,
часто показывают по телевизору. И хочется не фанерных фасадов,
а уверенности в том, что завтра будет не хуже. На лучшее с подобным
реформированием рассчитывать сложно.