Непрерывное действо
В Иркутском музыкальном театре имени Загурского в начале ноября состоится премьера мюзикла "В джазе только девушки" Джона Стайна. Постановку осуществляет Сусанна Цирюк, обладатель двух театральных национальных премий "Золотая маска".
Выпускница режиссерского факультета Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова,
Сусанна Цирюк свою творческую деятельность начала в Белорусском академическом театре оперы и
балета, затем работа в знаменитом Мариинском театре и параллельно —
в музыкальном театре города Ростова-на-Дону, где Сусанна
была главным режиссером. За годы творческой деятельности Сусанна
Цирюк стала
обладателем многих премий: «За лучший камерный музыкальный спектакль года» в Бельгии, «Персона
года» в Минске, премии «Мельпомена» и «Человек года» в Ростове-на-Дону. Национальную премию
«Золотая маска» она получила за лучшую режиссуру оперного спектакля «Леди Макбет Мценского уезда»,
поставленного в Ростове, и мюзикла «В джазе только девушки»
— в Новосибирске. Со знаменитым
режиссером беседует корреспондент «Восточно-Сибирской правды» Светлана Жартун.
— Насколько интересно возвращаться к материалу, который был сделан и пережит вами, получил
и зрительское признание, и высокую театральную премию?
— В Иркутске я не занимаюсь повтором. В новой работе можно многое уточнить, добавить то, что не
получилось в предыдущем спектакле, можно даже пересмотреть концепцию. Спектакль здесь имеет
совершенно другой видеоряд, потому что оформляет его другой художник, а это значит — новые
декорации, костюмы, мизансцены, стилистика. Здесь и труппа совершенно другая,
исполнители моложе, чем в новосибирском театре. Перед актерами я ставила иные задачи.
Наша постановочная группа, работая во многих театрах, часто становится близкой актерам, мы начинаем
дружить. Когда есть свободное время, они приезжают навестить нас в тот город, где мы ставим спектакль.
Было приятно, когда в зрительном зале на репетиции мы увидели актера из Новосибирска, который играл
Дафну. Он живо реагировал на происходящее, смеялся, аплодировал, говорил, что видит совершенно
другой спектакль. Оценка друзей — это самая высокая похвала.
— Расскажите, каким образом вы оказались в Иркутске?
— Мне посчастливилось быть приглашенной директором театра Владимиром Шагиным,
который меня просто сразил. Личность директора очень важна для театра, любой коллектив несет на себе отпечаток
своего руководителя. В Ростове у меня тоже замечательный директор,
они с Шагиным даже чем-то похожи, оба
обаятельны, решительны, действительно, любят театр и актеров.
— Как вы находите труппу нашего театра?
— Труппа мне очень нравится, актеры любят работать, очень гибкие, умеют получать на сцене
удовольствие. В театре строжайшая дисциплина, и в то же время есть открытость и
доброжелательность, я вижу, что артисты так обучены. Если не получаешь удовольствия от того, что
делаешь, ты заведомо обречен на провал. У нас сложился альянс, репетиции проходят в замечательной
атмосфере, хотелось бы продолжить сотрудничество. К сожалению, я не была
знакома с Натальей Печерской, но много слышала о ней, думаю, что состояние труппы — это ее заслуга.
Если говорить о недостатках, на этот счет у меня есть жесткое правило: если актер
выглядит на сцене не выгодно, даже самый бездарный, то
виноват режиссер. Это он не сумел его
«прикрыть», поставить конкретные задачи и добиться их выполнения.
— Как вы сочетаете в себе диапазон разных жанров? Отдаете предпочтение мюзиклу или вашей
любовью по-прежнему остается опера?
— Музыкальных режиссеров не много, мы все друг друга знаем и работаем по-разному.
Некоторые считают, что жанр оперетты или мюзикла — второго сорта. Я думаю, что есть режиссеры
второго сорта, а жанров плохих не бывает. Попробуй, сделай оперетту первосортной, а потом говори. У меня
нет предпочтений. Я очень люблю оперу, люблю оперетту и мюзикл, в этой области у меня меньше
опыта, тем не менее делаю спектакли «легкого» жанра с удовольствием. В опере мне проще, там
изначально заданы условия поющих персонажей. В оперетте с актерами режиссер занимаемся органикой:
люди говорят, потом вдруг запели. Почему? Это главный вопрос, на который надо ответить спектаклем.
Необходимо добиться того, чтобы вместо вставных номеров была единая канва, необходимо привести
разговорную сцену к такому состоянию, когда не запеть персонажи просто не могут. Даже в балетных
номерах должна продолжаться динамика. В решении этих задач — трудности постановок оперетт и мюзиклов.
Задача режиссера заключается в том, чтобы научить актеров играть на сцене непрерывное действие.
Сусанна Цирюк — автор либретто к семи мюзиклам, автор хитов в мюзиклах «Нотр-Дам-де-Пари»,
«Ромео и Джульетта», она постановщик опер на международных музыкальных фестивалях в
Бразилии, Швейцарии, Германии, Болгарии. В Мариинском театре работала с Андреем
Кончаловским, режиссерами из Германии Йоханнесом Шаафом и Готфридом Пильтцем; с
Максимилианом Шеллом в Лос-Анджелесе ставила оперу «Лоэнгрин».