издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Тормоза на взлетной полосе

  • Автор: Борис АБКИН, "Восточно-Сибирская правда"

Возможно, читатель помнит, что в беседах корреспондентов "Восточно-Сибирской правды" со многими руководителями Иркутского аэропорта, в том числе, разумеется, и с генеральным директором Алексеем Ивановичем Куликовым, неоднократно подчеркивалась мысль о том, что Иркутск ввиду своего особо выгодного геоположения должен занимать и достойное восточных воздушных ворот страны место. А без реконструкции, обновления он этого не достигнет.

И, конечно же, это весомо отражено в программе развития аэропорта. С 2001 года
практически с нуля начали работу по реконструкции взлетно-посадочной
полосы. В Москве
присматривались: давать ли деньги иркутянам, сумеют ли они
ими воспользоваться?
Вначале выделялось лишь 2 миллиона рублей. Сегодня, когда работы по сооружению
ближнего к городу участка ВПП длиной 400 метров выполнены в точно отведенные
сроки да еще и с высоким качеством, отношение к Иркутску изменилось. Нынче
аэропорту на вторую часть «взлетки» (в сторону от города) обещали уже 50
миллионов рублей! Об этом еще в апреле текущего года говорил в интервью нашему
корреспонденту Алексей Рендоревский, директор по строительству и реконструкции
аэропорта Иркутска. И был он тогда полон надежд и веры в то, что деньги Москва
выделит, найдется подрядчик и уже этим летом часть работ вполне можно выполнить.
Зимой это сделать значительно сложнее.

— На эти деньги, — говорил тогда Алексей Васильевич, — уже можно что-то
планировать, что-то делать. В 2005 году вторая часть «взлетки» получит
продолжение, и это позволит снять ограничения по взлетным нагрузкам грузовых
самолетов. Кроме того, самолеты получат возможность, раньше взлетая над городом,
быстрее отворачивать в сторону, не создавая шумов над домами иркутян.
Неизмеримо увеличивается безопасность полетов.
Конечно эта часть работы, увы, не единственная на
полосе, ведь ее старые участки тоже разрушаются, требуют немалых средств и сил
для ремонта. Этим мы тоже будем заниматься…

Как может убедиться читатель, ответственные работники аэропорта были полны самых
радужных перспектив в отношении строительства второго участка «взлетки», тем более что и
деньги выделялись, и был рядом неплохо зарекомендовавший себя ранее подрядчик — «Сибавиастрой», а самое главное — вся эта немалая работа была зафиксирована в
программе реконструкции аэропорта и подписана руководством Минтранса.

Но планам этим, вернее, срокам, в какие они были заложены,
не суждено было сбыться, и, как ни странно, находятся
люди, склонные обвинять в этом самих иркутян, кровно
заинтересованных в том, чтобы «воздушные ворота» на
восток проходили именно через наш город.

Подробности из уст Алексея Рендоревского:

— Действительно, еще в апреле планы были самые радужные, и, казалось, ничто не помешает
их осуществлению. С Минтрансом были подписаны все необходимые документы, проведены
проектные работы. Финансирование брал на себя федеральный центр,
частично предполагалось использовать собственные средства.

По условиям федерального финансирования эти работы можно проводить только
после проведения конкурса по подрядной организации. Право проведения конкурса
федеральное агентство в Москве взяло на себя, несмотря на наши неоднократные
просьбы провести конкурс в регионе (как это было в 2001 году — тогда,
напомню, никаких препон не чинилось и знакомое читателю подразделение
«Сибавиастрой» вполне успешно справилось со своей задачей). Естественно,
напрашивалась мысль: и другой участок ВПП доверить «Сибавиастрою», тем более
это было бы оперативнее. Ну хорошо, раз есть закон, будем выполнять его. Но
конкурс был объявлен только в мае, после чего лишь через 45 дней подрядчик имел
право приступить к работам, то есть это уже 20 июля. Условия конкурса были
объявлены такие, что в нашем регионе ни одна подрядная организация им
не соответствовала. Например, было требование, чтобы у подрядной организации за
плечами было не менее трёх законченных подобных объектов за последние 5 лет, а
годовой объем работ исчислялся бы в сумме не менее 500 млн. рублей. Не уверен, что
не только в Сибири, но и в целом по России найдется подобная строительная
организация, специализирующаяся на реконструкции аэропортов. Поэтому заявка появилась только от
одного «Сибавиастроя». Это опять же не соответствовало требованиям…

Дважды продлялся конкурс. Появился и 2-й подрядчик, пожелавший поучаствовать в
нем. Но когда вскрыли конверты, ни одна из этих организаций не подходила уже по
другим причинам: оказалось, что конкурсанты предлагали выполнение работы за более
высокую сумму, чем предполагалось сметой. Превышение составляло свыше 50 млн.
рублей. Уходило время, причем самое дорогое, летнее. Конечно, в такой ситуации
выполнять объемы работ в рамках выделенной суммы (а это 52 млн. рублей) не было никакой
возможности.

Понятно стремление федерального агентства привлечь как можно больше подрядчиков
из Европейской части страны, но… получилось что получилось: никто по ту сторону
Урала к нам не напросился.

В начале июля был объявлен второй конкурс, итоги которого должны были быть
подведены уже 20 августа. На сей раз уже объявились 4 претендента, один из них
иностранная компания — кипрская (фактически работают под кипрским флагом
сербы, и работают очень неплохо). По разным причинам (например, одна из них —
— при наличии «своих» компаний, иностранная не может участвовать в конкурсе)
опять переносились сроки, и итоги подвели уже 28 сентября.

В результате приняли в конкурсе участие 3 компании: «Бамтоннельстрой»,
«Сибавиастрой» и сербы.
Конкурсную заявку последних вскрывать отказались, чтобы не создавать прецедента,
хотя их представитель заявил, что фирма готова выполнять работы
за обусловленную смету в 194 млн. рублей. Оказывается, изменения, согласно которым уже с
января 2006 года иностранные фирмы могут на равных с нашими участвовать в
подобных конкурсах, записаны в законодательных актах. Но… нужно ждать 2006 года. И
поэтому конкурс был признан несостоявшимся, а объявлять его вновь решено
нецелесообразным. На словах заказчику было рекомендовано провести корректировку
проектно-сметной документации (причем в течение нескольких недель!). Нужно
пересчитать новую стоимость работ и сдать все это в Главгосэкспертизу. Потом уже
решение Главгосэкспертизы утверждается Федеральным агентством воздушного
транспорта, и только после этого новая цена (уже, разумеется, увеличенная: стоимость
ресурсов-то выросла!) может фигурировать в новых конкурсах.

В общем гладко было на бумаге… Впрочем, конкурс, о котором мы ведем речь, проведен,
разумеется, будет. Вот только времени утерянного не вернешь.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры