издательская группа
Восточно-Сибирская правда

По зову таланта и совести

  • Автор: Глафира АЛЕКСЕЕВА

К 100-летию со дня рождения Алексея Жибинова В изобразительном искусстве Сибири творчество талантливого иркутского художника Алексея Петровича Жибинова занимает особое место. Сплав высокой духовности, философии и лирики, декоративное начало составляют основу его живописи.

!I1!Широкому кругу зрителей долгое время не было известно творчество
Жибинова, особенно некоторые его грани, о которых мы можем
рассказать сейчас. Даже при жизни художника его картины были мало
известны. Многие работы почти не выходили за пределы его мастерской-
квартиры.
Жибинов не очень стремился обнародовать свои работы, считая, что
многого не достиг. Он часто переписывал, переделывал
композиции, начинал картины заново. И
всегда считал, что не добился желаемого результата.

Жесткая конъюнктура, проникшая в советское время в искусство,
ориентировала на иную живопись — натуралистическую, «идейно
выдержанную». Художники-мастера не могли втиснуть свой
талант в шоры этого искусственно созданного направления
и подвергались гонениям. Понятие новаторства в области художественной
формы тогда осквернялось, и художник обвинялся в
«отступничестве» от советской действительности. Подобных обвинений
не избежали даже такие выдающиеся художники, как М.Сарьян,
С.Коненков, В.Фаворский, К.Петров-Водкин, П.Кончаловский, П.Филонов
и другие. Среди них был и Жибинов, который работал лишь по зову души,
а не в угоду вышестоящим. Его картины, пейзажи, портреты,
натюрморты далеки от формализма, в котором его когда-то обвиняли
недалекие критики. В альбоме для
зарисовок и записей Жибинов упоминает о том, что ему просто «не давали
рисовать». Но время все расставило по местам. Алексей Жибинов занял
свою нишу в истории сибирской и советской живописи.

Будучи преподавателем Иркутского художественного училища, где
Жибинов проработал почти тридцать лет, в часы, свободные от уроков, он
всецело посвящал себя живописи. Жизнь без творчества для него была
немыслима. Его путь пролегал в стороне от догм, диктовавшихся
сверху, он не разменивался на заданные темы. Даже
большое полотно «Песнь о Ленине», над которым шла долгая и
мучительная работа, было уничтожено самим художником
после завершения. Несмотря на партийность Жибинова, картина
оказалась неугодной властям.

Его многочисленные записи о роли искусства и месте художника в
обществе, о правах людей и о ситуации в советском обществе
сознательно умалчивались исследователями.
Его злые шаржи на так называемых «коллег»-художников, председателей художественного совета, на тех, кто не мог
работать, слушая только свое сердце, откровенно злы и саркастичны. Эти
толстые альбомы зарисовок и записей, а также отдельные графические
листы хранились в запасниках и архивах областного художественного
музея до настоящего времени.
Но сейчас у нас есть возможность увидеть и услышать трезвомыслящего
человека, каким было очень трудно оставаться в то тяжелое время.

Художник Жибинов ушел из жизни сравнительно молодым. Ему было
пятьдесят. Свой жизненный путь он закончил трагически. Он покончил
с собой, не выдержав напора со стороны критиков, которые
не уставали огульно обвинять его в антиискусстве.
Кроме этого,
художник не смог смириться с потерей любимой жены и начать
жить и творить заново. Жибинова все это довело до нервного истощения.
Он закончил свой жизненный путь непризнанным и бедным, в какой-то
степени повторив судьбу своего учителя Павла Филонова. Несмотря на
свои жизнеутверждающие письма с фронта, в которых он мечтал о
творчестве, о свободном искусстве, о плодотворной жизни, о любви,
Жибинов ушел из жизни сломленным и разочарованным
действительностью.

Только в семидесятые годы творческое наследие Жибинова оценили по-
настоящему. Художественные критики были настолько близоруки, что не
могли увидеть на горизонте современности художника, который не боялся
говорить правду о настоящем и будущем.
Через десять лет после его смерти была устроена первая персональная
выставка, которая имела успех у нового поколения зрителей. Это говорит
о том, что художник опережал свое время, творил по собственным
законам, не оглядываясь ни на кого.

Наиболее полная экспозиция полотен Жибинова увидела свет в конце
1975 года. Это была вторая посмертная выставка, посвященная 70-летию
со дня его рождения. Тогда иркутяне увидели более ста работ художника.
2005 год ознаменован 100-летием со дня рождения Жибинова. Впервые
зритель имеет возможность в наиболее полном объеме увидеть
произведения талантливого сибирского живописца, чья жизнь и
творчество прошли в Иркутске.

Жибинов учился у известного иркутского педагога И.Л.Копылова, через
художественную студию которого прошли многие сибирские мастера
живописи. В своей преподавательской деятельности Копылов опирался
на открытия импрессионистической живописи. В свое время он прошел
школу Жюльена в Париже. Влияние французской живописи, ее открытий
заметно в ранних работах Жибинова, хотя прямые аналогии провести
трудно. Затем Жибинов учился «аналитическому искусству» в
Ленинграде у Павла Филонова. В этот ранний период творчества, во
время учебы в Ленинграде, Жибинов в какой-то степени испытал
влияние учителя. Он использовал «аналитический метод» творчества,
изобретенный Филоновым. Великий экспериментатор и учитель Павел
Филонов умер от голода в блокаду, непризнанный и одинокий.

Какое-то время Жибинова относили к «формалистической безыдейной
филоновской школе», но никто не говорил о том, что именно мастер
Филонов научил молодого художника из провинции «работать над
картиной как честный рабочий», быть в какой-то степени провидцем в
искусстве, которое сродни философии.

Став зрелым художником, он всю жизнь искал свою неповторимую
манеру, постепенно приобретая узнаваемый почерк и стиль.
Творчество Алексея Жибинова проникнуто исканиями предельной
выразительности образа. Некоторые его картины в чем-то являются
пророчествами. Умозрительным путем философствования художник
достигал определенных выводов, которые потом воплощал
изобразительно. Некоторые его работы подобны видениям, мечтам,
содержащим в своей символике глубокий жизненный смысл.

На юбилейной выставке в Иркутском областном художественном музее
представлены живописные полотна всех основных периодов творчества,
всех жанров живописи, в которых работал художник. Все они очень
разные в манере исполнения, но в каждую из картин заложен
общечеловеческий смысл, философия жизни художника Жибинова.

Это картины, наполненные жизнью и философскими размышлениями о
смысле человеческого существования. Это картины-мечты и картины-
пророчества. Как художник-философ, Жибинов всегда имел свой взгляд
на жизнь, на окружающую его действительность. Он работал во всех
существующих жанрах живописи.

Его пейзажи — это восхищение иркутской землей, его натюрморты
пронизаны символикой, в них всегда ощутима судьба человека, жизнь,
протекающая где-то за рамками картин.

Портреты Жибинов писал чаще всего с тех людей, которых он хорошо
знал и любил. В них художник глубоко проникает во внутренний мир
натуры, дает яркие характеристики своим героям, кроме этого, в каждом
портрете можно прочесть судьбу изображенного человека. Автопортреты
Жибинова наполнены трагизмом, и глаза художника почти всегда
выражают боль. Время, в которое жил Алексей Жибинов, проблемы
художника в советском обществе — все это оставило след в душе этого
внешне сильного, но внутренне очень ранимого человека.

Некоторые из тематических произведений Жибинова в чем-то сродни
прозрениям. О Красной Армии никто не писал так, как он. В тридцатые
годы, когда на первое место ставилась задача воспеть только ее
героические легенды и подвиги, он отказался от этого, показав другую
сторону действительности. У него был провидческий дар, не оцененный
при жизни.

Его «Красная Армия» (1931) — это предчувствие грядущей катастрофы —
фашизма. Это фигуры и лица людей, которые уносит спиралевидный
поток неумолимого времени. Это философское размышление о
современности, о людях, совершенно разных, но объединенных одной
трагической судьбой. Жибинов как будто знал, что настанет тяжелый
период для страны, что люди надолго окажутся в этой страшной воронке.
Картина решена по принципу филоновской аналитической концепции
искусства. Эта концепция предполагала развитие картины от частного к
общему, а не наоборот, как принято в классической традиции. Филонов
считал, что «картина должна расти, как дерево»: из микромодуля, от
абстрактной «единицы действия», от беспредметности — к предметному
миру.

!I2!На юбилейной выставке в музее зритель имеет возможность увидеть не
только известные полотна, но и широко представленное
графическое наследие. Графические листы, ранее не экспонировавшиеся,
открывают нам возможность узнать нового Жибинова — смелого,
категоричного в своих суждениях о современниках, ранимого, лиричного,
философски осмысляющего жизнь.

Впервые экспонируются материалы из личного архива художника: письма
с фронта жене В.К.Заорской, графические наброски и записи, фотографии.
Произведения Алексея Жибинова в таком объеме
вы не встретите больше нигде. Почти все его работы — а их более
двухсот — хранятся в фондах ИОХМ. После смерти художника они были
подарены музею второй женой Жибинова В.К.Заорской. Недавно
выяснилось, что несколько работ Жибинова находится в Петрозаводске.

Иркутский художник Алексей Жибинов навсегда занял свое место в
искусстве. Это не подлежит никакому сомнению. Только спустя сто лет
после его рождения мы можем увидеть новые грани творчества этого
мастера и понять причину его трагедии.

Жибинов был похоронен на Глазковском кладбище в Иркутске.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры