Коммунальная реформа по-тыретски
Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России давно превратилась в пугало для населения и головную боль для власти. Все понимают, что сохранять положение, когда государство оплачивает за граждан значительную часть поставляемого тепла и других коммунальных услуг, дальше невозможно. Официально объявленная цель реформы заключается в переходе от эксплуатации жилищного фонда к управлению им. Важнейшую роль призваны сыграть управляющие компании, которым передаются полномочия печально знаменитых жэков и дэзов. Они должны поднять эффективность коммунальной системы и улучшить качество услуг. Об этом, в частности, говорилось на недавнем совещании в администрации области, которое провел исполняющий обязанности первого заместителя главы администрации Юрий Параничев.
!I1!Однако дьявол, как всегда, скрывается в деталях, и бывает так, что реформа оказывается
всего лишь прикрытием хитроумных махинаций, от которых страдают не только
граждане, но и целые предприятия, те, которые как раз и производят тепло для населения.
Они становятся заложниками реформаторов-махинаторов.
Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в некоторых уголках Иркутской
области приобретает весьма причудливые формы и приводит к неожиданным и
неприятным последствиям. На какие только выдумки не оказываются способными
муниципальные кудесники!
В Заларинском районе есть два важных предприятия — федеральное государственное,
которое называется «Тыретский солерудник», и муниципальное унитарное — «МУП ЖКХ».
На первом работают большинство жителей поселка Тыреть, от второго они получают
коммунальные услуги.
Солерудник — рентабельное, развивающееся и самодостаточное предприятие, которое
исправно платит налоги в местный, областной и федеральный бюджеты. Средняя
заработная плата здесь составляет 9400 рублей, что для маленького сибирского поселка
хороший показатель. Кроме производства соли, славящейся не только в
области, но и далеко за ее пределами, солерудник производит на своих котельных тепло,
согревающее поселок, и передает ему через свои подстанции электроэнергию.
МУП ЖКХ, напротив, — банкрот, дошедший до последней стадии конкурсного
производства, то есть распродажи имущества. Но именно от этого предприятия зависит
благополучие и сама жизнь тысяч тыретцев, потому что оно является собственником
инженерных сетей. Сети, кстати, входят в состав имущества банкрота, которое подлежит
распродаже за долги.
Между прочим, история с банкротством муниципального предприятия сама по себе
достаточно темная: руководство солерудника считает, что это банкротство вызвано не
экономическими причинами, а желанием некоторых муниципальных чиновников
«замутить воду». И в самом деле, откуда взяться банкротству, если МУП ЖКХ
много лет исправно получает у солерудника тепло и только доводит его до потребителей. А
потребители — это те самые работники солерудника, которые неплохо зарабатывают и
имеют возможность оплачивать коммунальные услуги. Не отстают от них и местные
работники железной дороги, которая славится высокими заработками. Для бюджетников и
пенсионеров своевременно выделяются предусмотренные законом жилищно-
коммунальные субсидии. Предприятие ЖКХ собирает больше 80% платы за
коммунальные услуги. Многие ли муниципалитеты области могут похвастаться таким
показателем?
До 2003 года система работала без сбоев: одни производили тепло, другие доводили его
до квартир, собирали плату с жильцов и аккуратно рассчитывались за тепло и свет с
солерудником. Но, как на грех, в стране грянула реформа системы жилищно-
коммунального хозяйства, и в Заларинском районе поняли, что ее можно обратить на
пользу небольшой группе лиц.
Для этого придумали нехитрую схему: обанкротить МУП ЖКХ, продолжить сбор
платежей населения за коммунальные услуги через специально созданную компанию, но
под предлогом банкротства МУП перестать платить солеруднику за теплоэнергию и
электричество. А если федеральное предприятие прекратит поставку тепла и света и
начнет сопротивляться — оказать на него давление через правоохранительные органы и
органы власти области и района под предлогом защиты гражданских прав населения.
В соответствии с этим планом часть основных средств муниципального предприятия была
выведена с баланса путем продажи или сдачи в кабальную аренду. Затем по классической
схеме кредиторы обратились в суд за взысканием долгов МУП и начали процедуру
банкротства. Сбор платежей за коммунальные услуги был «делегирован» управляющей
компании «Унга».
Формально придраться не к чему: создание управляющей компании — требование
реформы ЖКХ. Одна закавыка: «Унга» получила право собирать деньги с населения,
не пройдя законную процедуру получения статуса управляющей компании. Да и чем она
могла реально управлять, если инженерные сети остались на балансе обанкроченного
МУП ЖКХ? Перечислять деньги солеруднику за тепло перестали. Но его
директор, понимая ответственность за людей в поселке, не прекратил поставки тепла и
света.
Такая «реформа ЖКХ по-тыретски» продолжалась полтора года, пока не лопнуло
терпение директора солерудника Игоря Подкопаева. Ему надоело бомбардировать МУП
ЖКХ и районную мэрию безответными письмами и требованиями вернуть долги. В
отличие от «Унги» он не умел делать деньги из воздуха и на кровные солерудниковские
приобретал уголь для котельных и обогревал и освещал поселок. Но деньги за это оседали
в «Унге». Возникла серьезная угроза экономическому положению его собственного
предприятия. На солеруднике стали задерживать зарплату, были вынуждены сократить
персонал и закрыть некоторые цеха.
Когда сумма долга за тепло, переданное в жилой сектор, больницу, школы, детский сад,
перевалила за десяток миллионов, Подкопаев подал в арбитражный суд.
Ответчик — МУП ЖКХ в суде откровенно юлил: не те, мол, лица подписывали договор на
поставку энергии и счета-фактуры. Вроде, как и не было тепла и света в Тырети в 2004-
2005 годах. Однако арбитражный суд отмел эти доводы и принял решение взыскать с
должника двенадцать с половиной миллионов рублей долга в пользу Тыретского
солерудника. Это решение оставил в силе и суд второй инстанции.
Еще смешнее повела себя «Унга». Уже после суда по МУП ЖКХ директор «Унги»
О. Леонов выразил руководству солерудника «свое недоумение» тем, что у него
«отсутствует решение о порядке получения от ЗАО УК «Унга» текущих платежей за
потребленные населением п. Тыреть тепло- и электроэнергию». Каждое слово в этом
замечательном документе заслуживает отдельного разбирательства.
Во-первых, население действительно потребило тепло- и электроэнергию через сети МУП
ЖКХ. Тогда при чем здесь «Унга»?
Во-вторых, кто такая «Унга» для Тыретского солерудника? Федеральное государственное
предприятие имеет договор на поставку тепло- и электроэнергии с муниципальным
предприятием, а «Унга» даже не имеет статуса управляющей компании. На каком
основании мэрия «делегировала» ей право собирать деньги с потребителей тепла и света — не понятно.
В-третьих, надо было не «выражать недоумение», что по законам бюрократической
переписки является оскорблением, а представить доказательства, что ты имеешь законное
право устанавливать договорные отношения.
Рассчитывать на помощь мэрии района тоже не приходится: именно здесь надо искать
корни той «неразберихи», которая привела и к банкротству муниципального предприятия,
и к путанице с конторами, которые собирают деньги с населения.
Дирекция Тыретского солерудника неоднократно просила о поддержке
администрацию области. В главном территориальном управлении даже провели
несколько совещаний по этому вопросу, но, кроме заклинаний о том, что «ситуация на
контроле», никто ничего не услышал. Более того, создается впечатление, что махинаторы
от реформы действуют с молчаливого одобрения некоторых областных руководителей, до
сих пор сохраняющих свои кресла.
Так вышло, что единственным союзником государственного предприятия оказался
арбитражный суд. Подкрепленная судебным решением, но так и не получившая денег
дирекция солерудника приняла меры для сокращения убытков. В начале августа были
введены ограничения на поставку электроэнергии в поселок. И тотчас последовала
жесткая реакция прокуратуры: Игорь Подкопаев получил предостережение о
«недопустимости нарушения гражданского законодательства и законодательства,
направленного на защиту населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера».
Возникает вопрос: почему почти за два года подобного предупреждения ни разу не
получили те, кто на самом деле нарушает гражданское законодательство, присваивая
чужие деньги? Сегодняшний долг потребителей тепла и электричества перед Тыретским
солерудником составляет почти 20 миллионов рублей.
Начало нынешней осени вселило в тыретцев надежды на скорые перемены. 8 сентября
приступил к исполнению обязанностей новый губернатор Иркутской области Александр
Тишанин, а через месяц Петр Марчук проиграл на выборах
мэра Заларинского района.
!I2!В начале октября Александр Тишанин побывал на Тыретском солеруднике и поручил
своим специалистам разобраться в проблеме. Будем надеяться, что на этот раз областные
чиновники не заволокитят дело. Оно и впрямь не терпит отлагательств: до прихода
зимних холодов остались считанные дни, и надо сделать все, чтобы здесь не повторилась
усть-кутская история. Плачевное состояние коммунального хозяйства в поселке Тыреть
угрожает сорвать отопительный сезон: после подачи тепла начались порывы в системе
теплоснабжения. Температура в квартирах сегодня не превышает 10 градусов, постоянно
возникают перебои с водой.
Обидно, что проблема до сих пор не решена, хотя ее решение даже не требует
дополнительного финансирования. Надо всего лишь использовать административные
рычаги, чтобы совместными усилиями нового руководства Иркутской области и нового
мэра района Альфреда Ахметова привести систему коммунального хозяйства
Заларинского района в соответствие с требованиями Жилищного кодекса РФ. Надо
создать, наконец, эффективный механизм взаимодействия производителей и потребителей
энергии через законную муниципальную структуру.
По прогнозам Гидрометцентра, в первую неделю ноября начнутся по-настоящему зимние
холода…