Бюджет-2006: денег нет, а жить надо
В Законодательном собрании Иркутской области впервые прошли общественные слушания по проекту консолидированного областного бюджета будущего года.
Слушания вызвали большой интерес — желающие на них поприсутствовать едва
поместились в зале. Хотя, сразу надо отметить, эти слушания уже мало что могли решить.
Как справедливо отметил один из участников, по их итогам можно было делать только
«косметические поправки», кардинально ничего не изменишь — ведь сессия
Законодательного собрания, где будет рассматриваться бюджет в первом чтении,
состоится уже на следующей неделе.
В 2006 году доходы бюджета планируются в
размере 28,8 млрд. рублей, расходы — в размере 31,5 млрд. рублей. То есть, как и
предполагалось, бюджет вновь будет дефицитным, его дефицит составит 2,7 млрд. рублей
— около 12% от собственных доходов. Кстати, максимально
допустимый российским законодательством дефицит бюджета субъекта РФ составляет
15%. Инфляция, по оценкам специалистов, в будущем году составит 8,5%, рост валового
регионального продукта — 3,9%, на 14,4% вырастут доходы населения.
Подробнее о предполагаемых в будущем году доходах регионального бюджета рассказал
заместитель начальника главного финансового управления региона
Александр Руснак. По его
словам, рост собственных доходов области в сравнении с показателями текущего года
составит 2,5 млрд. руб. Также заместитель начальника ГФУ сообщил, что, в свете
изменений в законодательстве, на 37% возрастут собственные доходы муниципальных
образований. А. Руснак считает это очень хорошим показателем.
В то же время есть и тревожные тенденции. Среди них — сокращение по сравнению с
уровнем нынешнего года объемов федеральных трансфертов на 1,217 млрд. рублей.
Впрочем, это не столь очевидный показатель — как правило, в бюджет субъекта в течение
года перечисляются дополнительные средства из федерации, с учетом которых вносятся
изменения в действующий закон об областном бюджете. И сегодня главное финансовое
управление именно в активной и планомерной работе с Москвой видит основной
источник покрытия бюджетного дефицита. Другие возможности, которые не решат эту
проблему завтра, но смогут послужить оружием в борьбе с ней в среднесрочной
перспективе, — повышение собираемости транспортного и земельного налога, отход от
порочной практики «зарплаты в конвертах», что позволит повысить собираемость налогов
с доходов физических лиц. Также речь шла о необходимости реализации крупных
региональных проектов в области лесопереработки, золотодобычи, других сферах,
которые впоследствии смогут серьезно пополнить областной бюджет и
обеспечить динамичное развитие экономики региона.
Еще один невеселый факт — стабильный рост областного государственного долга.
Сегодня госдолг региона составляет 3,9 млрд. рублей. По оценкам экономистов, к началу
следующего года он достигнет уже 5,8 млрд. рублей, а концу 2006 года вырастет до 7,8
млрд. рублей. То есть к началу года он будет составлять, по отношению к
доходам областного бюджета, 23,15%, а к концу будущего года — 34,35%. Александр
Руснак назвал рост госдолга «вынужденной мерой, вызванной существующей острой
необходимостью сбалансировать имеющиеся ресурсы и объем расходных полномочий
субъекта».
И.о. начальника ГФУ
Раиса Распутина сообщила, что среди приоритетов финансирования в будущем
году — повышение заработной платы бюджетникам. На это в областной казне
закладывается 2,3 млрд. рублей. Также в списке приоритетов — различные социальные
выплаты, такие как стипендии, доплаты к пенсиям и тому подобное. Кроме того, одна из
основных сфер финансирования — подготовка к зимнему отопительному сезону и
реформирование ЖКХ. При подготовке расчетов для этого раздела главное финансовое
управление учло письмо региональной энергетической комиссии, в котором сообщалось,
что в будущем году планируется рост тарифов на 11-12%.
Особое внимание будет уделено оздоровительным мероприятиям, сохранению
памятников истории и культуры. Финансирование социальных программ предполагается
не ниже уровня текущего года. Правда, это звучит гораздо оптимистичнее,
чем есть на самом деле. Достаточно взглянуть на то, как эти программы финансировались
в текущем году: многие не получали и половины от тех средств, которые были заложены
в программу изначально. При этом ряд программ завершает свою работу в
нынешнем году и на будущий год их не предполагается обновлять, а
некоторые важные программы просто приостанавливаются.
Около 11 млрд. рублей составят межбюджетные трансферты, в том числе субвенция
муниципалитетам на образование — более 5 млрд. рублей, 2,3 млрд. рублей — на
обеспечение сбалансированности местных бюджетов. В целом запланированный объем
областного бюджета позволит обеспечить 60% расходов от нормативов. В результате, по
оценкам финансистов, несбалансированность местных бюджетов составит в целом от 1,5
до 2,5 млрд. рублей, а областного бюджета — 6 млрд. рублей.
При этом идет сокращение, по сравнению с текущим годом, и объемов финансирования
областной инвестиционной программы. Если в 2005 году на нее выделяется 1,1 млрд.
рублей, то в будущем году в бюджете закладывается только 938,9 млн. рублей. Под
вопросом остается и субвенция городу Иркутску на исполнение функций областного
центра. Еще в прошлом году, с учетом изменений в федеральном законодательстве, было
решено, что Иркутск может получать средства только на выполнение каких-либо
программ на условии софинансирования. Но все программы, поступавшие от городской
администрации в этом году как возможные варианты для участия областных средств в
городских нуждах, были отклонены. На сегодняшний день мэр настаивает на том, чтобы
область участвовала в создании транспортной развязки у строящегося моста через Ангару.
При этом он особо подчеркивает необходимость областной поддержки
административного центра, поскольку его власти «уделяют очень серьезное внимание
внешнему облику города».
О результатах научной экспертизы проекта бюджета рассказала кандидат экономических
наук, заместитель декана финансово-экономического факультета Байкальского
государственного
университета экономики и права Татьяна Сорокина. Среди главных особенностей
бюджета будущего года она отметила то, что запланированный объем фонда
помощи муниципальным образованиям недостаточен для обеспечения
сбалансированности местных бюджетов. Также как минус при подготовке проекта
бюджета Т. Сорокина назвала отсутствие критериев, позволяющих определить эффективность
бюджетных расходов. Кандидат наук полагает, что сегодня областной бюджет
перестал быть инструментом социально-экономического регулирования ситуации в
регионе, он лишь обеспечивает его насущные нужды. В нынешнем бюджете не заложено
никаких возможностей для развития области. Татьяна Сорокина вновь упомянула о
неоднократно обсуждавшейся проблеме налоговых поступлений в областной бюджет от
предприятий, входящих в крупные финансово-промышленные группы,
зарегистрированные за пределами области. В России, считает
она, нужно
вводить систему компенсационных выплат, взимаемых с работающих на территориях
предприятий, — за рубежом это является традиционной практикой.
Представители регионального антикризисного центра защиты предпринимателей и
Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири выступили в защиту урезаемой в
проекте бюджета будущего года программы развития малого и среднего бизнеса. По их
мнению, эта сфера — одна из главных возможностей
развития региональной экономики и ее ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов.
Вице-президент Торгово-промышленной палаты
Анатолий Стерхов отметил необходимость введения на крупных предприятиях системы
социальной отчетности и социального аудита, что позволит судить об эффективности их
вклада в жизнь территории, на которой они работают.
Мэр Казачинско-Ленского района Николай Наумов, выступавший от лица Ассоциации
мэров городов и районов Иркутской области, иронично поблагодарил финуправление за
снижение дефицита бюджетов территорий «с 250% до 125%». Он предложил
администрации области согласовывать наполняемость местных бюджетов с главами
муниципалитетов — тогда они, отвечая на вопросы своих жителей, будут ссылаться, что,
мол, на это область велела тратить деньги, а на это — нет. Н.
Наумов отметил, что сегодня мэры
многих территорий «с чувством досады выслушивают декларируемые президентом
национальные программы». Ведь при таких дефицитах мэры
просто не могут позволить себе
участие в долевом финансировании этих программ, хотя
на таком условии из федерации выделяются средства.
Представители и многих других общественных организаций, а также депутаты поднимали
вопросы финансирования тех или иных сфер, на которые выделяется явно недостаточно
средств. Контрольно-счетная палата Иркутской области также дала не самую лучшую
оценку проекту бюджета на будущий год. По ее мнению, его дефицит составит даже
больше, чем выходит по оценкам главного финансового управления, — около 3,5 млрд.
рублей. Несбалансированность бюджетов муниципальных образований они оценивают в
размере около 4 млрд. рублей, а общий объем несбалансированности
консолидированного бюджета области — в размере 10 млрд. рублей.
Однако, судя по всему, бюджет с таким дефицитом все-таки будет принят — правда, с
оговорками: с тем, чтобы при его корректировках пополнение определенных статей
стало первоочередным. По крайней мере, на следующий день после общественных
слушаний именно такое решение рекомендовал принять сессии Законодательного
собрания Иркутской области комитет по бюджету. Хотя двое его членов голосовали
против принятия бюджета в таком виде, полагая, что, помимо всего прочего, его принятие
отнюдь не будет способствовать успешному проведению референдума, курс на
подготовку которого область взяла после последней сессии областного парламента.