Ученье на единый лад
В Иркутске прошла III Международная конференция "Интеграция образовательных программ". Для участия в конференции на Байкал приехали руководители и менеджеры международных и национальных организаций, профессора и преподаватели университетов Украины, России, Великобритании, Германии, Иордании, Италии, Ливана.
Вопросы унификации образовательных программ в свете требований
Болонской конвенции активно обсуждались на пленарных
заседаниях и секциях под руководством Генерального секретаря
Европейского Совета MAGNA CHARTA профессора А. Барблана
(Италия). Научный руководитель конференции профессор
А. Москардини (Великобритания), заместитель министра
образования и науки профессор М. Степко (Украина) в
своих выступлениях глубоко проанализировали проблемы,
связанные с переходом к двухступенчатой системе обучения
— бакалавр/магистр, говорили о сложностях адаптации национальных
образовательных программ к единым международным стандартам
качества.
Доклады профессоров Г. Курганской (Россия) и
А. Маренго (Италия) вызвали живую дискуссию по проблемам
формирования единого международного информационного пространства
на основе Интернет-технологий. Обсуждение
новых подходов к образованию было продолжено во время
демонстрации студентами Иркутского государственного
университета систем Интернет-обучения России,
США и Австралии.
В рамках работы конференции ректор университета Бари
(Италия) Д. Джироне, ректор Иркутского государственного
университета А. Смирнов и ректор
Донецкого национального университета В. Шевченко
подписали договор о международном сотрудничестве.
Таким образом был сделан еще один шаг к выполнению положений
Болонской конвенции.
Добавим, что на конференции наиболее
активно выступили (впрочем, как и следовало ожидать)
именно иркутские ученые и преподаватели; более того, участниками
конференции впервые стали студенты Иркутского государственного
университета.
Вся организация конференции легла на Иркутский госуниверситет,
как принимающую сторону, а в самом ИГУ львиная доля забот,
на Байкальский институт бизнеса и международного менеджмента
и председателя оргкомитета профессора сибирско-американского
факультета ИГУ Галину Сергеевну Курганскую, человека
энергичного, полного идей и замыслов.
Как ученый она выступила с несколькими докладами
и сообщениями, но и досуг оргкомитет (что, согласитесь, немаловажно)
сумел организовать так, что гости остались очень довольны.
Оперативно изданы и все сообщения, доклады участников
конференции — как на русском, так и на английском языке,
и остается только сожалеть, что в беседе нашего корреспондента
Бориса Абкина с Галиной Курганской о многих
проблемах даже упомянуть вряд ли удастся. Но наиболее
интересные выступления наша газета взяла «на заметку»
и намерена в дальнейшем познакомить с ними читателей,
тех, кто заинтересован темой «вузовское образование».
(Читатель может найти их в Интернете на сайте www.gigp.
org.)
— Галина Сергеевна, конференция, о которой пойдет
наша с вами беседа, проводится лишь в третий раз. Кстати,
мы можем гордиться, что на сей раз она прошла в Иркутске.
Наверное, многих привлекал еще и Байкал…
— Конечно же! Байкал, наша природа, люди,
всем понравились. Но вообще-то не на красоты приехали полюбоваться
седобородые ученые мужи — и выступления многих, именно
иркутских, участников показали, что нам есть чем поделиться.
Конференция посвящена очень актуальной сегодня проблеме,
о которой говорят во всех государствах.
Что же такое интеграция образовательных программ?
Дело в том, что так же, как и в экономике, политике,
России не уйти и от интеграционных процессов в
образовании. Сама жизнь к этому подталкивает. Десятки
тысяч иностранных студентов учатся у нас (в том числе
и в Иркутске); наши студенты учатся в очень многих
странах мира — от Австралии до США и Канады. Но мы
все учимся, как говорится, на свой лад, по своим программам,
получаем «свои» дипломы, с которыми наших специалистов
не везде примут на Западе.
Европейцы еще десятка
полтора лет назад задумались над этим, и не однажды собирались
вместе, чтобы обсудить эти непростые вопросы. Россия,
желая того или нет, постепенно втягивалась в этот процесс,
а в 2003 году подписала Болонскую конвенцию,
которая к тому времени насчитывала десятки
членов. В результате ведущими университетами был выполнен
целый ряд совместных проектов и учебных программ, введены
новые принципы управления вузами, наработаны подходы к взаимному признанию
документов об образовании. И хотя этой работы, как говорится,
край непочатый, многие ведущие специалисты, ученые России
приходят к выводу: избранные пути модернизации российского
образования созвучны общеевропейским подходам. Даже
в Министерстве образования, хотя и осторожно, но поддерживают
эксперименты наших университетов — таких примеров можно
привести очень много. Несмотря на многие сложности и
проблемы, принципы Болонской конвенции решено внедрить
уже к 2010 году.
Медлить, отдаляться от Европы, выжидать
вряд ли целесообразно, тем более что никаких «переворотов»
не ожидается и лучшие традиции своего образования каждая
страна постарается сохранить. Это сближение, а вовсе
не унификация высшего образования. Важно, чтобы, отобрав лучшее, мы
действительно могли стать страной XXI века.
К этому подталкивает глобализация экономики,
глобализация бизнеса, общечеловеческие принципы содружества
стран, понимающих, что нынче в одиночку не проживешь.
Россияне работают в Австралии и Канаде, африканцы —
в Норвегии и Швеции, индийцы — в Испании и Франции.
Хорошо это или плохо, но это факт, и от него, как говорил
классик, трудно отмахнуться. Нужна, помимо всего прочего,
международная легализация национальных дипломов. Вот в Болонье потому и собрались
ректоры ведущих университетов, чтобы решить, каким
путем идти образованию.
— Вы наверняка не раз были за рубежом, знакомились с
постановкой образования в других странах…
— Если взять США, где я тоже была,
то там образование более прагматическое,
оно более нацелено на бизнес, а вот Европе, на мой взгляд,
чуждо чисто практическое образование,
оно более глубокое. Россия исповедует
такое же направление, хотя за последние 10-15 лет мы
многое растеряли — не в последнюю очередь из-за того,
что в 90-е годы пытались порой безоглядно копировать
США. Мы должны ориентироваться на свои и европейские традиции, потому
что российские математики неплохие, физики — одни из
лучших (к сожалению, мы уступаем — и кому бы вы думали
— индийцам — в области программирования). Теперь нас во
многих направлениях успешно догоняют китайцы, а по математике
даже обгоняют. Так что отставать, топтаться на месте
никак нельзя. Но ведь мы хотим, чтобы наши выпускники могли
успешно работать в любой европейской стране (впрочем,
не только европейской!), были лучшими и в своей России.
Поэтому подписанные документы обязывают наши университеты
все образование перевести на 2-ступенчатую систему:
бакалавр — 4 года и магистр — 5-6 лет.
ИГУ уже выпускает бакалавров по 10 специальностям и по
восьми — магистров. При этом у нас остается еще один
уровень выпускников — специалисты. Всего, выходит, три
уровня. Стоит вопрос: либо мы оставляем все три уровня
— и тогда специалисты идут на предприятия; либо, если же выпускника
потянуло в науку, — надо идти в магистры. Пока же специалист
(он сейчас у нас мастер на все руки) может
пойти и в аспирантуру, и даже преподавать предметы по
многим специальностям, что мы повсеместно
и наблюдаем. То есть речь идет о более качественном
и конкретном разделении интересов выпускника — либо ты
ученый, либо производственник. Хотя… понимания необходимости
такого разделения еще нет: придет бакалавр на производство
— его вполне могут спросить: кто таков? Повторяю,
это очень серьезные вопросы, и мы должны найти,
выбрать приемлемое для нас, для России. При сложившихся
традициях это, согласитесь, непросто.
— Галина Сергеевна, ученые из-за рубежа, участники конференции
знают, как у нас поставлен образовательный процесс?
— Насколько я поняла, глубокого такого знания у них нет. Но
они были в восторге от выступлений наших студентов. Преподаватели
и студенты читали свои доклады на безукоризненном английском языке. Мы
достаточно хорошо показали себя в том новом, что
пришло в вузы — это информационные технологии. Мы представляли
свою систему Интернет-обучения ГЕКАДЕМ,
которая, по нашей задаче, должна помочь
студентам России и Европы обучаться в Интернете и получать в
результате дипломы, которые будут признаны в любой
стране. Только Интернет может помочь в создании единого
информационного пространства, и все люди будут иметь
равные права и возможности. Только тогда можно
учиться в Кембридже, живя, допустим в Улан-Удэ.
Надо создать равные возможности учиться,
а для этого выбирать подходящую систему
образования. Многие программы,
повторяю, уже есть в Интернете, задача в том,
чтобы найти нечто общее, созвучное проблемам многих стран.