издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Слово и тело

  • Автор: Виктор Игнатенко

Первая половина октября была отмечена оживлением
застарелой дискуссии о целесообразности захоронения
тела Ленина. Споры вокруг забальзамированных останков
разгорелись после церемонии погребения в российскую
землю генерала Деникина и философа Ильина. Это
нерядовое событие было подано в СМИ не без некоторой
доли пиара: сообщалось о наступлении долгожданного
времени великого примирения «красных» и «белых» из
дале- кой эпохи гражданской войны. Полпред президента
в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко
предложил предать земле тело Ленина. Его поддержал
Никита Михалков. Он высказал свое возмущение
многолетним языческим спектаклем на Красной площади:
«Стоят огромные очереди, огромные, с детьми, на жаре,
чтобы зайти в некое помещение и увидеть труп. Не
портрет, не фотографию, не кино, не хронику, а труп.
И то, что деньги были потрачены и тратятся на
языческий спектакль, это, в общем, ненормально».

Эти высказывания породили бурную медийную полемику,
которая местами стала напоминать осеннее обострение
антиленинского психоза. Некоторые персоны
договорились до разделения человеческих костей на
«идеологически грязные» и «идеологически чистые»,
рассуждая примерно так: одни кости перемещаем сюда, а
другие кости вытряхиваем вон. Примиряя и уравнивая
таким примитивным образом давно неживых «красных» и
«белых» из давнего прошлого, можно легко поссорить
«согласных» и «несогласных» из разных поколений ныне
живущих россиян. К тому же, закрывая последнюю
страницу гражданской войны 20-х годов прошлого
столетия, не следует забывать: в России до сих пор не
закрыты страницы войн и гражданских столкновений
последних пятнадцати лет.

Многое смешалось в этой дискуссии о тленном и
нетленном. Одни говорят: негоже выставлять тело
покойного человека на всеобщее обозрение. Согласно
православным и просто человеческим традициям умерший
должен быть погребен в земле. Другие утверждают
обратное: Ленин захоронен ниже уровня земли и был,
как известно, атеистом. Третьи возмущаются: Россия —
не Египет, зачем нам священная мумия. Четвертые
предостерегают: все беды в стране из-за того, что
главный богохульник до сих пор не захоронен в землю.
Пятые мечтают взять исторический реванш над Лениным и
вместе с ним окончательно похоронить большевизм, а
заодно и КПРФ. По всей видимости, они хотят
по-большевистски, одним ударом, похоронить большевизм
и все с ним связанное.

Со времени крушения СССР вопрос о предании земле тела
Ленина поднимали шесть раз. Первым на эту тему
заговорил режиссер Марк Захаров. После расстрела
российского парламента в 1993 году горячие головы из
московской мэрии предложили президенту Ельцину
закрепить победу «восстановлением исторического
облика Красной площади». Но он не стал заниматься
перезахоронением «большевистских костей». В июне 1997
года после церемонии захоронения «царских костей»
Ельцин заявил о необходимости захоронения тела
Ленина: «Он должен лежать в земле». Всякий раз, когда
начинали говорить о необходимости выноса из мавзолея
тела Ленина, лидеры КПРФ предрекали социальный взрыв
от такого «кощунства».

В 2001 году по данной проблеме публично высказался
президент России Владимир Путин. Свою позицию он
аргументировал так: «Многие люди связывают с именем
Ленина свою жизнь, для них захоронение Ленина будет
означать: поклонялись ложным ценностям, ставили перед
собой ложные задачи и жизнь прожита зря». Сегодня, по
данным социологов, больше половины россиян
поддерживают предложение о перезахоронении Ленина.
Примерно 40 процентов россиян выступают против этого.
Преимущественно, это люди старших поколений, для
которых Ленин не просто человек, а символ той эпохи,
в которой они жили и творили. Для них предание земле
тела Ленина — тяжелейшее моральное испытание.

И все же рано или поздно тело Ленина будет захоронено
в матушке-земле. Как говаривали мудрые: «Все пришло из
земли и все уйдет в землю». На мой взгляд, дата
такого захоронения должна быть связана только с датой
смерти Ленина. Было бы разумным похоронить Ленина в
самом мавзолее в январе 2024 года — в столетнюю
годовщину со дня его смерти. Кто знает, может быть, к
этому времени Кремль с прилегающей к нему территорией
станет просто исторической реликвией — мемориальным
музейным комплексом наподобие Петропавловской
крепости, а не резиденцией действующей верховной
власти. Вполне вероятно, в обозримом будущем столица
России может переместиться в другой российский город,
а захоронения советской эпохи в центре Москвы не
будут раздражать больших начальников и станут фактами
истории. Лично я доверил бы разрешение этой
деликатной проблемы о тленном и нетленном на Красной
площади будущим поколениям российских политиков,
которые не носили в своих карманах красных
партбилетов с изображением Ленина. Почему-то мне
думается, что к Ленину они будут относиться более
гуманно и объективно.

…В 1990 году в составе официальной делегации я
первый раз посетил Китай. Тогда в России только
начали говорить о целесообразности перезахоронения
Ленина. Я спросил одного высокопоставленного
китайского чиновника: «Как бы он отнесся к идее
захоронения в землю забальзамированного тела Мао
Цзэдуна?» Выдержав небольшую паузу недоумения, мой
собеседник спокойно и рассудительно ответил:
«Конечно, у Мао были ошибки. Но от захоронения Мао
жизнь китайцев не улучшится, а многим китайцам будет
нанесена обида. Надо решать существующие проблемы, а
не создавать новые. Кому может помешать мертвый Мао?
Да и зачем убирать то, что привлекает миллионы
туристов. Мао — часть нашей истории. Без этой части,
как и без многих других, история великого Китая уже
не будет полной».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры