издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Объединение: процесс пошел

Приказано объединить

Иркутская область и Усть-Ордынский округ устремились в объятия друг друга при
горячем одобрении Москвы. Позиции глав субъектов федерации стали непоколебимы
после встречи в администрации президента, на которую были приглашены губернатор
Иркутской области Александр Тишанин, глава администрации округа Валерий Малеев,
а также председатели областного и окружного парламентов Виктор Круглов и Ирина
Марохоева. После этой встречи Александр Тишанин провел закрытое совещание, на
котором назвал объединение двух субъектов первоочередной задачей. Была названа и
дата — предполагается провести референдум по объединению в апреле 2006 года с
тем, чтобы к осени 2008 года провести выборы законодательных органов власти
нового субъекта.

Иркутский губернатор точнее всех уловил импульс, данный Москвой. Валерий Малеев
продолжает настаивать на комфортном финансировании округа из федерального
бюджета и реализации ряда инвестиционных программ. А вот когда иркутские
парламентарии попытались обсудить перечень преференций, которые область может
получить от объединения, Александр Тишанин заявил, что включать в текст
обращения к руководству РФ требования дополнительного финансирования не намерен.

Оптимистичный сценарий развития событий таков: регион будет считаться
образованным с 1 января 2008 года, с этого же момента область и округ
исключаются из Конституции РФ. Бюджеты регионов на 2006 и 2007 годы принимаются
раздельно, на 2008 год бюджет формируется органами государственной власти
области, принимается ЗС области и Думой округа.

Округ и область: нет проблем?

Так ли безоблачны перспективы объединения? Есть несколько вопросов, ответы на
которые пока не получены. Исследования специалистов администрации области
показали, что за счет оптимизации инфраструктуры новый субъект действительно
может развиваться несколько более эффективно, в первую очередь, за счет снятия
административных барьеров внутри округа. Однако лишь от перемены вертикали
власти экономика не расцветет, нужны инвестиции, причем не только
государственные. Помимо сельскохозяйственного потенциала, на территории округа
есть небольшая сырьевая база, в частности, месторождение гипса. Но что заставит
частные компании, работающие в Иркутской области, вкладывать средства в развитие
Нукутов и Усть-Орды? Это значит, что за объединением должна стоять проработанная
программа развития территории. Причем желательно, чтобы эта программа стала
достоянием общественности до референдума об объединении.

Нельзя сбрасывать со счетов и этническую составляющую. Пока власти старательно
обходят эту тему, действуя по принципу «не буди лиха, пока оно тихо». А ведь
значительная часть бурятской национальной элиты видит в объединении Иркутской
области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа угрозу существования
бурятского этноса. Правда, пока этим больше озабочена общественность Республики
Бурятия, но все три бурятские автономии являются сообщающимися сосудами.
Игнорировать эту точку зрения нельзя. Насколько эти заявления продиктованы
заботой о национально-культурном развитии народа или они являются лишь
отголоском борьбы титульной элиты за монополию на власть? Как далеко может зайти
дискуссия о национальной автономии, если уже некоторые горячие головы из числа
бурятской интеллигенции выступают с осуждением смешанных браков и настаивают на
обязательно-принудительном изучении бурятского языка для бурят?

Кто будет лидером?

Позиции «автономистов» усиливает отсутствие у процесса объединения национального
лидера. И Малеев, и Тишанин пользуются авторитетом и властью, но не могут
публично представлять точку зрения бурятского народа. Так сложилось, что сегодня
перечень убежденных сторонников объединения, авторитетных среди бурятской
общественности, невелик. Сергей Босхолов известен как креатура «Альфа-
групп», и поэтому он «равноудален» от решения проблем объединения; на авторитет
Петра Хахалова негативное влияние оказала не очень удачная административная
карьера, а Кузьма Алдаров, лидер окружного отделения Аграрной партии, уже
заявил, что, по его мнению, дата референдума назначена на слишком ранний срок.
Возможно, национального лидера объединения нужно искать за пределами узкого
круга примелькавшихся лиц. Например, им вполне может стать Михаил Матханов, экс-
депутат Законодательного собрания Иркутской области, один из создателей первой
инициативной группы по объединению области и округа.

Немаловажной проблемой является и информационный вакуум, который окружает
процесс объединения. Кроме официальных новостей, люди не знают о перспективах
объединения практически ничего. Для того, чтобы референдум состоялся, нужна
продуманная информационная кампания — и кампания не пустая, а спланированная с
привлечением авторитетных экспертов. Пока же взаимопонимания между экспертами и
властью нет. Например, крупнейший в регионе специалист по межэтническим
взаимоотношениям профессор, доктор исторических наук Виктор Дятлов, участвуя в
«круглом столе», посвященном теме «Буряты в условиях современной трансформации
российского общества и государства», заявил, что в современных условиях
необходимо установить мораторий на изменение внутренних границ. По его мнению,
любые попытки изменения границ означают возникновение новых конфликтов.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры