Привычный хаос
До каких пор он будет царить на наших дорогах? Губернатор Иркутской области Александр Тишанин на совещании по состоянию организации движения транспорта в Иркутске дал неудовлетворительную оценку работе городских властей.
По словам главы региона, на сегодняшний день в областном центре отсутствует единая
транспортная политика. На дорогах Иркутска беспорядок, «вымирает» муниципальный
транспорт, увеличивается число ДТП с участием маршрутных такси. При этом местная
администрация не принимает никаких эффективных мер по устранению хаоса в движении
автотранспорта — как муниципального, так и частного. Александр Тишанин заявил, что для
решения этой проблемы необходимо в первую очередь исследовать маршруты, рынок
коммерческого транспорта, упорядочить выдачу лицензий на пассажирские перевозки и
организовать центральный диспетчерский пункт, который бы регулировал движение.
В Иркутске количество автотранспорта ежегодно увеличивается на 2 тысячи единиц.
Состояние дорог при этом остается на уровне 70-х годов прошлого века. Улицы
перегружены транспортом, недостаточно обособленных автостоянок, парковка машин
зачастую осуществляется незаконно. Дорожную проблему усугубляют коммерческие
маршрутные такси, число которых с каждым годом растет. По словам начальника
ГИБДД области Леонида Миронова, аварийность на улицах Иркутска повышенная. За
восемь месяцев этого года произошло 8 тыс. 764 дорожно-транспортных происшествий,
из них 1 тыс. 121 — с пострадавшими, 68 человек погибло. С участием маршрутных такси и
автобусов было зарегистрировано 56 аварий, причем 22 из них — по вине частных
перевозчиков. Областная ГИБДД направляла в адрес городской администрации
предложения по изменению работы транспорта в Иркутске. Однако местные власти их
проигнорировали. На совещании также было отмечено недостаточное количество
светофоров и оборудованных пешеходных переходов.
По данным Александра Тишанина, в настоящее время в Иркутске зарегистрировано более
3 тысяч коммерческих маршрутных такси и около 300 частных автотранспортных
предприятий. Муниципальным транспортом заведует только одно предприятие — МУП
«Иркутскавтотранс», парк которого составляет 218 автобусов, обслуживающих 25
маршрутов. Из них ежедневно на линию выходит лишь 130-140 машин. По сравнению с
2004 годом пассажиропоток на муниципальном транспорте упал на 40%. Директор
предприятия Анатолий Чугаев пожаловался на разбитый автобусный парк, недостаток
финансирования и неконкурентоспособность муниципальной организации в сравнении с
коммерческими перевозчиками. Расходы предприятия в 2005 году составили 21,6 млн.
рублей. Городская администрация покрыла убытки в размере 7,5 млн. рублей. Еще 6,6
млн. рублей было компенсировано за счет единых социальных проездных билетов.
Остальные средства для покрытия убытков предприятие изыскивало, экономя на зарплате
работников и приобретении запасных частей.
— Это предприятие является нерентабельным, так как им руководит не хозяйственник, а
узкий специалист, не разбирающийся в экономике. И мне не понятно, почему городские
структуры назначают на руководящие должности таких людей, — заявил Александр
Тишанин после прослушивания доклада начальника муниципального автопредприятия.
Первый заместитель мэра Иркутска Олег Шандрук сообщил, что в текущем году
количество маршрутов и автобусов, выходящих на линию, не изменилось по сравнению с
2004 годом. Из бюджета города было выделено 20 млн. рублей на содержание
муниципального транспорта. На эти средства приобретено несколько троллейбусов,
автобусный же парк не обновлялся. Помимо этого сейчас горадминистрация ведет работу
по возобновлению старых маршрутов. По словам Олега Шандрука, для обеспечения
потребностей города необходимо ввести еще семь маршрутов. По поводу беспорядочного
движения маршрутных такси в Иркутске заместитель мэра заявил, что горадминистрация сейчас
разрабатывает схему транспортного движения коммерческого автотранспорта. В
частности, организацию конечных пунктов с диспетчерской службой на каждом маршруте.
На совещании также выступили руководители предприятий коммерческого
автотранспорта. Ими было предложено заменить 3 тыс. маршруток с малой вместимостью
на большие автобусы, которых потребуется около 800 единиц. Таким образом, по мнению
частных перевозчиков, разрешится проблема пробок и нарушений на дорогах.
Предприниматели также предложили закрепить за каждым маршрутом одно
ответственное автопредприятие, чтобы было легче вести за ними контроль.
По завершении совещания Александр Тишанин сказал, что в начале ноября проблема по
организации движения транспорта в Иркутске будет снова рассматриваться на уровне
областной администрации. Ответственными по этому вопросу были назначены начальник
департамента по развитию коммуникационного комплекса обладминистрации Иосиф
Рафаелян, начальник главного управления социальной защиты населения Иркутской
области Семен Круть, начальник управления Госавтодорнадзора по Иркутской области
Виктор Бородин, Олег Шандрук и Леонид Миронов.