издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Девять мыльных пузырей

  • Автор: Василий ЕРМАКОВ

В последние дни почтовые ящики горожан заполнены рекламной продукцией действующего мэра. В комплекте - специальный выпуск газеты "9 городских реформ Владимира Якубовского", буклет "Иркутск вчера, сегодня, завтра. Хроника событий 1997 - 2005" и уникальный календарь нового образца.

Сыграем в «девятку»?

Итак, с нами решили сыграть в «девятку». Почему? Если бы выборы были намечены на
14-е число, то «реформ» было бы четырнадцать, а если
бы на 2-е, то хватило бы и двух. Такой подход к
решению проблем запущенного областного центра мало
назвать легкомысленным. Судя по всему, с нами решили
сыграть не в «девятку», а в подкидного дурака.

В упомянутом рекламном комплекте от В.Якубовского есть буклет, в котором нет
ссылки на то, что он «оплачен из избирательного фонда кандидата…». Он был
заготовлен заранее, еще до выборов, когда перспектива переизбрания казалась
безоблачной и очевидной. В буклете были обозначены восемь (а не девять)
приоритетов развития города, лишь частично совпадающих с предлагаемыми ныне
«реформами». В дальнейшем (спецвыпуск газеты и телевидение) понятия реформ,
приоритетов, мероприятий, планов намеренно (или нет?) смешиваются и путаются.
Понять, где и что, практически невозможно. Это свидетельствует об одном: у
действующего мэра не было и нет четкого представления о том, как должен жить и
развиваться город.

Реформы веером!

Что же нам предлагают? Веер реформ! Тексты так называемых «реформ» стоят того,
чтобы избиратели прочитали их полностью — тогда не обманутся звуками фанфар.

Реформа N 1 — реформа власти. Начинается парадным звуком фанфары:
«…придерживался и буду придерживаться единственно верной позиции: «Власть — для людей, а не люди — для власти».

Но если «придерживался» — зачем реформа (переделка, преобразование)?
Необходимость в перестройках появляется в условиях или разрухи, или застоя… А
если признать, что реформа все же необходима, тогда в чем ее суть? Попытаемся
отыскать смысл за нагромождением слов.

«…надо менять стиль работы… не прятаться за дверями кабинетов» — здесь
честно говорится, что сейчас власть не доступна для простых горожан. «Чаще
рассказывать о своей работе в средствах массовой информации» — будет работа,
будет о чем и рассказывать. «В планах городской мэрии — изучение опыта коллег из
других регионов» — да если бы это произошло своевременно, то сейчас мэрия не
путалась бы в представлениях о том, что такое приоритеты, реформы, программы,
проекты и вялотекущая рутина. Наконец, «повысить статус и значимость городской
власти в решении проблем области и региона». То есть как бы опытной рукой
помочь новому губернатору справиться с его обязанностями? Не лучше ли для
начала, по прошествии восьми лет, навести элементарный порядок в своем
хозяйстве, в том числе и на улицах города?

Реформа N 5 — дорожного хозяйства. Хотелось бы процитировать ее полностью, но
за неимением места ограничимся одной цитатой, которая не вырвана из контекста и
существует самостоятельно сама по себе: «Благоустройство дорог из-за маленьких
объемов не так заметно, как реконструкция аэропорта». Сильный тезис, над которым
хочется думать и думать.

Реформа N 6 — жилищного строительства. Она интересна таким, например,
заявлением: «Усилий… городской власти мало. Необходимы серьезные федеральные
инициативы, способные решить данную проблему радикально». Нам намекают, что
виновник дефицита и дороговизны жилья в городе — федеральная власть, а не
сложившаяся система взяточничества. Отчего же мэр не сообщил об этом федеральной
власти?

О жилищной реформе В.Якубовский рассказывал и на встрече со студентами института
путей сообщения. Заявление мэра о том, что дешевое муниципальное жилье (о
котором вдруг резко заговорили) снизит цены и на другие квартиры, губернатор
области А.Тишанин прокомментировал коротко: «Такого в принципе быть не может!»

Отдельно хочется сказать о реформе N8, о реформе молодежной политики. Ее
преамбулой служат слова Владимира Якубовского: «Городская власть и впредь будет
только наращивать усилия по созданию условий для реализации амбиций молодежи
Иркутска. Это один из приоритетов политики городской власти». И далее — умилительные лирические рассуждения о том, что представляет собой современная
молодежь. Но в центре текста есть и конкретная информация. О том, что на
финансирование мероприятий по реализации молодежной политики в Иркутске только в
2004 г. из средств бюджета города было выделено 5,5 млн. руб. Делим эту цифру на
180 тысяч молодых иркутян и получаем.. 30 руб.50 коп. на человека. В натуральном
выражении — три с половиной булки хлеба в год.

В чем же реформа? Вот два предложения в конце текста: «В городе действуют
десятки (их цену мы узнали. — Прим. авт.) молодежных программ. Объединить их
вместе, разработать долгосрочную концепцию — задача ближайшего времени». Вся
реформа — в разработке концепции реформ? Сильный административный шаг, ничего не
скажешь.

Уровень, на котором молодежную проблематику понимают в городской администрации,
иллюстрирует тезис об удовлетворении амбиций как о приоритетном направлении
деятельности. Заглянем в словарь. Любой педагог скажет, насколько опасно
воспитывать молодое поколение и строить общество на идеалах тщеславия,
обостренного самолюбия, чванства, самомнения и спеси — именно такие
определения, согласно энциклопедическим и толковым словарям, раскрывают значение
слова «амбициозность».

Кстати, потакание амбициям является открытием иркутских чиновников. Президент
России, например, связывает перспективы развития общества не с реализацией
амбициозности, а с противоположными ей человеческими качествами:
нравственностью и духовностью. И это правильно, поскольку их концентрированным
выражением являются справедливость, чистая совесть, добро, отзывчивость,
милосердие, чувствительность к чужой боли. Но ни одно из этих понятий в «9
реформах В. Якубовского» не упоминается. В городской администрации они, похоже,
не в чести.

К ним психолог обязательно добавит чувство собственной непогрешимости,
склонность к внешнему эффекту и парадности. А также самолюбование, иначе — нарциссизм. В крайних проявлениях амбициозности человек становится «бездушной
машиной». Его жизненные установки и усилия направляются на развитие и реализацию
эгоизма, достижение собственных целей любыми средствами.

Реформа N 9 — реформа социальной защиты. Из 14 предложений 12 — об «успехах», и
только последние 2 фразы рисуют нам розовую перспективу: «Наша задача — поднять
систему социальной защиты в Иркутске на принципиально новый, качественный
уровень. Иркутяне должны чувствовать себя защищенными». И этот мыльный пузырь
тоже назван реформой?

Для большего подтверждения читателю приводят диаграммы, для ровного счета тоже
девять. Не будем обольщаться их мнимым благополучием: они имеют обычное
среднестатистическое значение, характерное для абсолютного большинства
российских городов и регионов. Например, рост показателей пенсионного
обеспечения с 1998 по 2004 г. в Иркутске ничем не отличается от роста в
Красноярске, Новосибирске, Омске и других городах. Уровни средних зарплат,
вопреки лукавым заявлениям, в Иркутске и Красноярске тоже практически равны.
Зато не приводится тот факт, что жилья на берегу Енисея строится в три раза больше, и так
далее.

Хроника героических событий

Абсолютно в духе «реформ» выполнен другой образчик агитационного материала — многоцветный буклет «Иркутск вчера, сегодня, завтра. Хроника событий 1997—2005».
Пять страниц пересекает символическая кинолента, подчеркивая как бы эпохальность
героических лет. В том, что годы были поистине героическими, должна убеждать
принятая за правило напыщенность текстов, которая всегда служит свидетельством
фактической пустоты. Процитируем малую толику из этой «оды самому себе»:
«Нам есть чем гордиться». «Город шагнул вперед. Преобразился. Люди
почувствовали заботу власти по-настоящему». Не пробовали провести честный опрос
иркутян, которые на своей шкуре чувствуют эту «заботу»? Даже приезжий москвич,
министр Герман Греф давеча заявил, что в городе за четыре года ничего не
изменилось, и высказал предположение, что удивительная дороговизна жилья в городе
связана с мощной коррупцией и бюрократизмом местной власти.

Далее буклет заявляет, что в Иркутске «ушли в прошлое острые социальные
проблемы». Да что вы говорите? А по центральному телевидению на всю страну
показывают фильм о реальных масштабах наркомании в Иркутске. Страшные
документальные доказательства заставили москвичей сказать, что Иркутск превращен
равнодушием и попустительством местной власти в «героиновую столицу». Почему по
местному телевидению таких кадров мы никогда не видели?

Завершает идеологический коктейль многозначительное: «2005 — 2010 годы.
Продолжение следует». Так хочется добавить к самоуверенному заявлению одно
требование: закончить эпохальную хронику событий 2005 годом вместе с лукавым
парадом мыльных реформ.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры