Матёра покоряет сердца
Иркутский областной театр юного зрителя имени А.Вампилова успешно начал гастроли в столице Республики Беларусь Минске Подзаголовок этот настолько традиционный, что кажется данью газетному штампу: собственно, любой из профессиональных театральных коллективов Приангарья мог бы фигурировать в этой фразе. Да ведь, справедливости ради, и фигурировал, каждый в свое время, как и ТЮЗ, пока гастроли не сделались исключением даже в пределах собственной страны. А уж зарубежные поездки с большим репертуаром да на расстояние около шести тысяч километров воспринимаются сегодня как фантастика. Работающие теперь в Москве кумиры иркутской молодежи 70-х годов Георгий Назаренко, Виталий Зикора, Владимир Гуркин и другие наши земляки - бывшие тюзяне, узнав, что вся вампиловская труппа приглашена в Белоруссию, сначала недоверчиво округляли глаза, а потом радовались и по- доброму завидовали. Столичным-то театрам до Минска, можно сказать, рукой подать - всего десять часов по "железке", и то не могут вырваться на гастроли, а наши сибиряки четверо суток мерзли в неотапливаемых вагонах, пока пересекли западную границу России.
Зато как же были они вознаграждены встречей на вокзале, привлекшей
своей необычностью толпы пассажиров. У эскалатора иркутян ожидал
большой хор в национальных костюмах, который грянул приветственную
здравицу под звуки музыкальных инструментов. Гостям вручили хлеб-соль —
большой каравай на рушнике. А все это организовал руководитель
Республиканского театра белорусской драматургии (РТБД), заслуженный
деятель искусств Республики Беларусь, профессор Валерий Анисенко,
покоривший год назад спектаклями своего коллектива иркутскую публику. У
многих от неожиданности и торжественности момента подкатил ком к
горлу. Директор ТЮЗа Виктор Токарев по этой причине тоже не сразу смог
произнести ответное слово, хотя выучил за долгий путь ряд выражений на
белорусском языке.
Праздничная эта нота задала тон, похоже, на весь период пребывания
гостей из Иркутска в Минске. По крайней мере, я пишу эти строки на исходе
первой недели, а ощущение праздника продолжает нас сопровождать. Оно
еще больше укрепилось после трех сыгранных спектаклей, встретивших
горячий зрительский прием на трех сценических площадках. Уже
влюбленные в Минск, мы после этого окончательно отдали ему свои сердца,
поскольку выполнили главную свою задачу — завоевали публику. Но и
публика здешняя, надо отдать ей должное, покорила иркутян чуткостью и
отзывчивостью.
Об этом чуть подробнее — впереди, просто хочется сразу подчеркнуть,
что без этой взаимности, возникшей буквально с момента открытия
гастролей, чувство праздника, несомненно, потускнело бы. Хотя остались бы
столь же яркими ухоженные газоны с их шелковистой травой, зеленые кусты
туи и раскидистые каштаны, цветы вдоль тротуаров и в многоярусных
вазонах по периметру площадей. Невероятно широкие проспекты, обилие
фонтанов, почти стерильная чистота и порядок на каждом шагу, неспешно
гуляющая по вечерам молодежь, в лексике которой напрочь отсутствуют
бранные слова, дисциплина водителей и пешеходов на перекрестках — все это
заставляет полюбить с первого взгляда город, в котором большинство
сибиряков оказались впервые.
Только со второго взгляда замечаешь, что цены здесь такие же кусачие,
даже на рынках. Но наши гастроли — ответные, поэтому стоимость продуктов
интересует, в основном, теоретически. Обмен любезностями обеспечил
иркутян заранее оплаченными принимающей стороной полноценными
завтраками, обедами и ужинами в фешенебельных кафе и ресторане при
гостинице «Октябрьская», которая расположена бок о бок с резиденцией
Батьки, — так уважительно-опасливо называют здесь президента Александра
Лукашенко. Иркутянам предоставили в этой престижной гостинице одно- и
двухместные номера повышенного комфорта. Для гастролеров большое
удобство, что через дорогу находится здание
Республиканского ТЮЗа, в котором и предусмотрен показ основного массива
спектаклей. Впрочем, театральный Минск словно взял в кольцо дерзких
вампиловцев. Я еще не уточняла, сколько же в столице Белоруссии храмов
Мельпомены, но навскидку могла бы назвать десяток как минимум. И все в
двух шагах друг от друга: театры им. Янки Купалы, русский драматический
им.Горького, музыкальный, оперы и балета, театр лялек (чудесное словцо
для кукол, тотчас вызывающее добрую улыбку)… Серьезная конкуренция,
согласитесь. За зрителя предстояло побороться.
Атрибуты гастролей — пресс-конференция, прямой эфир на радио и
телевидении — еще до их открытия задали напряженный ритм. Сюрпризом
стал прием, устроенный чрезвычайным и полномочным послом Республики
Армения Суреном Арутюняном.
Но долг обязывал первым делом поклониться тем, кто сложил свою
голову ради Победы в Великой Отечественной войне. И мы побывали в
Хатыни, где каждые тридцать секунд звучат колокола памяти по 149 заживо
сожженным жителям этой деревни. Но не только по хатынцам, принявшим
мученическую смерть. Мемориальный комплекс посвящен всем, кто
заплатил собственной жизнью за избавление от лютого врага, а это 2
миллиона 596 тысяч человек, погибших в годы второй мировой. Стена
скорби, запечатлевшая названия всего 66 из 260 на территории Белоруссии
лагерей смерти и мест массового уничтожения мирных жителей и
военнопленных, кажется бесконечной. А кладбище деревень — необозримым.
На нем захоронены урны с землей 186 разделивших судьбу Хатыни
населенных пунктов, так и не возродившихся после войны. Беспримерные
страдания и жертвы белорусского народа делают без лишних объяснений
понятными слова заведующей экскурсионным бюро Хатыни Людмилы
Викторовны. Я приватно спросила ее, а как сегодня на этой земле живется, и
в ответ услышала: «Трудновато. Зарплаты маленькие. Все силы уходят на то,
чтобы подработать еще где-то. Но на все готовы — лишь бы не было войны».
И пока на обратном пути иркутские актеры поднимались на Курган Славы,
все звучал в растревоженной памяти сдержанный рассказ о зверствах
фашистов, кинувших малолеток на растерзание собакам, а взрослых —
живыми в колодцы… Мемориал «Хатынь», как пепел Клааса, стучит в
сердце.
Наверное, незатихающая эта боль по-своему перекликается с той
болью о земле родной, которую донесли со сцены персонажи спектакля
«Прощание с Матерой». Именно эта постановка была выбрана для открытия
гастролей в качестве визитной карточки вампиловцев. Сценический вариант
одноименной повести Валентина Распутина, осуществленный режиссером
Александром Ищенко и художником Юрием Суракевичем, успел за два
сезона своей жизни стать дважды лауреатом, снискав признание на Первом
Международном театральном форуме «Золотой витязь» в Москве и на
Всероссийском театральном фестивале современной драматургии имени
А. Вампилова. Но служители Мельпомены усваивают на всю жизнь
неписаное правило, что любое звание каждый раз приходится подтверждать
заново. Отсюда и неуемное волнение исполнителей, и стресс для всех
участников из-за габаритов сцены, едва вместившей треть декораций. Благо,
автор их не видел, какую невыгодную метаморфозу они претерпели, изменив
образный строй спектакля, а заодно и заставив перестроить
мизансцены.
Впрочем, нельзя не оценить особого внимания к посланцам
Приангарья: театру предоставили самое престижное помещение Дворца
Республики — комфортабельный Малый зал, в котором проходят все
мероприятия с участием президента А.Г.Лукашенко. 24 сентября все
четыреста кресел были заполнены нарядными зрителями, явно ожидавшими
неординарного культурного события, судя по букетам цветов в руках.
И событие, как о том говорили уже в антракте, действительно
состоялось. Однако без малейшего налета официальности. Такого живого,
задорного, исполненного искренней доброжелательности напутствия гостям
просто не упомню. Настроение праздника передалось залу. Сначала на
авансцену вышел Летописец, огласивший несколько фактов из свитка про
древние контакты белорусов с иркутянами, а затем в стилизованных под
старину холщовых рубахах до пят вышли артисты РТБД во главе со своим
неутомимым заводилой и выдумщиком Валерием Анисенко и спели под баян
шуточные приветствия. Блистательная импровизация тем не менее не застала
иркутян врасплох. Как только ведущий огласил текст телеграммы
руководителя комитета по культуре Иркутской области Веры Кутищевой и
представил публике уже «на полном серьезе и на русском языке» директора
и режиссера вампиловского театра, Виктор Токарев заявил, к полному
восторгу зрителей:
— Я ничого не зразумеу, што казал Анисенка. Мы ужо тры дни у
Минску и размауляем тольки па-беларуску, шаноуныя, паважаныя минчане!
Этот экспромт вызвал смех и аплодисменты. Еще несколько слов, уже
на русском языке, о традиции, которой иркутяне неукоснительно следуют,
запасаясь перед гастролями чистой водой прямо из Байкала и окропляя ею
сцены тех городов, где выступают, а остатки воды выливая то в Волгу, то в
Тихий океан, а на сей раз — в Свислочь. Забегая вперед, скажу, что этот обряд
назавтра был повторен в Республиканском ТЮЗе перед показом
пушкинского «Руслана и Людмилы», а вечером — в РТБД, где состоялся
необычный театральный эксперимент.
В конце гастролей, а они будут закрываться комедией «Сарафановы»
(«Старший сын»), премьерой которой начался 19 августа очередной, 78-й по
счету, сезон старейшего молодежного театра Сибири, критики и театроведы
белорусской столицы проведут обсуждение спектаклей иркутян. Но первые
отзывы о своей работе актеры уже знают. «Прощание с Матерой» потрясло
тех, кто был на открытии. Именно потрясло. Это слово звучало из уст многих
зрителей. В этом признавались потом и коллеги-белорусы, не стыдясь слез.
Не единожды по ходу действия возникали аплодисменты, а по окончании
спектакля зал стоя устроил 7-минутную овацию под возгласы «Браво!
Браво!». Многие выходили из Дворца Республики с заплаканными лицами,
дожидались актеров и благодарили их персонально за то, что своей
проникновенной и вдохновенной игрой «пробились к душам и разбудили
сердца». Особенно хвалили распутинских старух, чьи образы воплотили
заслуженные артистки России Людмила Стрижова (Дарья), Нина Олькова
(Настасья), Любовь Почаева (Сима) и артистка Людмила Попкова
(Катерина).
Успех музыкальной поэтической феерии, как обозначен в программке
жанр «Руслана и Людмилы», с моей точки зрения, был предсказуем. Уже
одно то, что действие ведет сам Поэт, а с ним и Кот Ученый, необычно.
Сказка изобретательна по режиссуре, изобилует сценическими эффектами,
сдобрена юмором. Ее украсили хоровые экзерсисы в исполнении
первокурсников музыкального факультета Белорусской государственной
академии искусства, а также участие юных воспитанников образцовой
студии песни и танца «Зорочка». Всех их постановщик сказки Виктор
Токарев под аплодисменты немыслимо забитого зрителями тюзовского зала
поблагодарил и вручил каждому сувениры.
А вечером того же дня артист Олег Тупица, игравший бородатого
карлу Черномора, вышел на сцену РТБД уже в гриме Терешко Колобка. Но
партнершей его по спектаклю «Трибунал» стала заслуженная артистка
Республики Беларусь Татьяна Мархель. При этом он говорил на русском, а
она — на белорусском. Во втором акте предстала другая пара исполнителей
тех же ролей: жену Колобка Полину играла заслуженная артистка
Российской Федерации Людмила Стрижова, а партнером был артист РТБД.
По ходу действия так же менялись остальные персонажи, «дублерами»
поочередно становились то местные актеры, то заезжие. Так был воплощен
уникальный русско-белорусский проект совместного спектакля к 60-летию
Великой Победы по пьесе Андрея Макаенка, которую и в Минске, и в
Иркутске поставил лауреат Государственной премии Республики Беларусь
В. Анисенко. Ему и принадлежала идея сыграть «Трибунал» в смешанном
варианте актерского состава. Этот вариант, уже за рамками гастролей, будет
повторен на III Международном театральном форуме «Золотой
витязь», который на сей раз пройдет в столице Республики Беларусь.
Остается назвать спектакли гастрольного репертуара вампиловцев,
которым предстоит обрести своих поклонников. Это «Брак по расчету»
(«Свадьба Кречинского» А.Сухово-Кобылина) и упомянутые «Сарафановы»,
а для детей — «Конек-Горбунок», «Дюймовочка» и «Прицесса Кру». Четыре
постановки для взрослых и столько же для юных зрителей пройдут каждая по
два раза.