издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Парламентаризм и доверие

  • Автор: Отдел политики

Парламент должен быть сильным. Это аксиома. Парламент должен быть гордым. Это тоже аксиома. Новая политическая реальность в Иркутской области расцвечивает эти тезисы ожидаемыми, но все же неоднотонными красками.

Стремление Законодательного
собрания Иркутской области укрепить свой статус как органа власти, а не структуры
согласования корпоративно-политических интересов не только похвально, но и верно.
Действительно, ситуация, когда в парламентских залах места народных избранников
занимают персонажи, способные только однообразно кивать на все предложения фракции
большинства, тесно связанной с исполнительной ветвью власти, недопустима. В
отношениях властей необходимы не только диалог, политическая воля, настойчивость, но и
компромиссность.

А для того, чтобы быть сильным и гордым, региональный парламент должен иметь
открытую и публичную позицию по принципиальным вопросам текущей политики. Но на
прошедшей сессии, первой после вступления в должность нового губернатора, была
реализована концепция «фига в кармане». Что имеется в виду? Сам по себе факт
отклонения депутатами кандидатуры первого заместителя главы исполнительной власти
не является событием, выпадающим из ряда вон. В украинском парламенте за несколько
дней до того случилась аналогичная ситуация с неутверждением премьер-министра. Но
разница есть, и она в особенностях политического стиля. В Верховной Раде позиции
депутатских фракций, то есть политических сил, играющих на парламентском поле, были
обозначены публично и носили принципиальный характер. В Законодательном собрании
Иркутской области «Единая Россия» — фракция
большинства — воздержалась от проявления позиции.
Кандидат на сессии не получил ни одного вопроса,
публика не услышала ни одного выступления его
оппонентов. Позиция депутатов проявилась в несколько
интимной форме — в кабинках для голосования, где
претендент получил решающее количество «черных
шаров». Их было столько, что никаких сомнений в
единороссовской позиции не осталось.

Правда, в чем ее, этой позиции, суть, по-прежнему остается только догадываться. Не
хотелось бы думать, что впечатляющее единодушие, высказанное депутатами при
голосовании по наделению Александра Тишанина губернаторскими полномочиями, было
вызвано не проявленным к нему доверием региональных законодателей, а потенциальной
угрозой роспуска Законодательного собрания со стороны президента.

Кстати, «Единая Россия» еще раз показала, что партией себя не ощущает. Казалось
бы, нужно радоваться, что непартийный губернатор Александр Тишанин предлагает на
должность своего первого зама их однопартийца, руководителя челябинского отделения
«Единой России» Юрия Параничева. Но, судя по всему, об этой стороне вопроса никто
даже не задумался. И уж совсем вызывающим прозвучало заявление вице-спикера —
единоросса Геннадия Истомина о том, что достойного первого зама главе администрации
будут подыскивать парламентарии. Устав Иркутской области и сам губернатор с этим
явно не согласятся.

Прошедшее голосование было формой приглашения губернатора к диалогу. Удачной
ли формой? Видимо, нет, поскольку неясно, с кем вести диалог, не с безымянными ведь
бюллетенями…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры