издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Куклы и роли Андрея Калиниченко

Случайно или так определено свыше, но 75-летний юбилей областного театра кукол "Аистенок" совпал с 50-летием его директора Андрея Калиниченко. Четверть века руководит он коллективом, выполняя по совместительству роль папы Карло, у которого дети-актеры на сцене самозабвенно играют в куклы. Таков их театральный жанр и предназначение в искусстве, которое они выбрали для себя.

— Перед юбилеем нам хотелось проехать всю область, — говорит Андрей
Николаевич, — вспомнить времена, когда у нас не было стационара и, по сути,
мы считались передвижным театром. Летом этого года ездили в Усть-Удинский
район, осенью — в Казачинско-Ленский. БАМ в маршруте наших гастролей
возник не случайно, во время его строительства мы выезжали туда часто, у
театра даже грамота есть «Почетный строитель БАМа».

Для меня это и ностальгия по времени романтики, нехоженых дорог, когда
выезжал туда на организацию гастролей. Каждый поселок разделяли
расстояния, которые приходилось преодолевать на попутках. Рано утром
выходил на гравийку, голосовал, зная, что какой-нибудь «Магирус»
обязательно подвезет. Так и передвигался от Казачинска до Магистрального,
Звездного, Улькана, потом до Нии Грузинской и дальше, по всей трассе
строительства Байкало-Амурской магистрали.

Более 25 лет не были мы в тех краях. Выросло не одно поколение детей,
которые ни разу не видели театра. Единственные, с кем ребятишки там могут
познакомиться, это цирковые группы да зверушки из малых зоопарков.
Наш спектакль «Метелыч и Бантик» принимали восторженно. Особенно
благодарны были взрослые, которые радовались за своих детей, удивляясь тому,
каким интересным может быть кукольное представление.

Театр в жизни Андрея Николаевича возник не случайно. В детстве он ходил во
Дворец пионеров, в кружок «Петрушка», руководила которым Анна
Илларионовна Гагаркина. «Это было счастливое время, — говорит он. — Вторая
семья, в которой все любили друг друга, были верными друзьями. Там я
присмотрел и свою жену Любашу». Сегодня он часто думает, почему выбрал
театр. По окончании исторического факультета государственного университета
работал в школьном отделе райкома комсомола, мог бы остаться, тем более
что ему предлагали перейти на должность секретаря. Но душа не приняла
чиновничьей службы, на которой нужно было организовывать да
контролировать, а конкретной работой занимался кто-то другой. В театре все
приходится делать самому.

Жена, закончив Восточно-Сибирский институт культуры, к тому времени стала
актрисой Улан-Удэнского театра кукол. Муж тоже решил попробовать свои
актерские способности. В театр Андрея взяли во вспомогательный состав. Но,
как признается, в репертуаре был занят немного. Больше занимался техникой —
свет, звук, монтировка, одним словом, закулисье, которое ему было куда
интереснее игры на сцене. Наверное, с той поры и владеет всеми профессиями,
какие есть в театре.

— Люблю все делать сам. Не знаю, что это — самоутверждение или процесс,
который доставляет удовольствие, — продолжает рассказывать Калиниченко. — Мне нравится, когда получается одно, потом другое. В театре сложно
руководить, если не знаешь «кухни», не понимаешь, что происходит со светом,
звуком, в каких конструкциях создаются куклы. Когда имеешь точное
представление о работе каждого цеха, проще помогать специалистам. Театр у
нас небольшой, поэтому многое приходится делать самим. Находить
нетрадиционные решения в оформлении спектакля, стараться воплотить
технологически все придумки режиссера и художника.

Калиниченко был принят в театр на должность педагога, но сразу начал
выполнять поручения по организации его гастролей. Кроме БАМа, объехал
весь Дальний Восток, организовывал спектакли на Сахалине, Камчатке, во
Владивостоке. Когда в 1981 году по состоянию здоровья уходил директор
Валентин Николаевич Коргополов, на свою должность он порекомендовал
Андрея, для которого такой поворот событий стал полной неожиданностью. У
театра за всю его историю было всего два руководителя — Сергей Маркович
Олейников, который работал в нем со дня основания, в военные и
послевоенные годы, потом Коргополов. Калиниченко стал третьим директором.

Работать в театре Калиниченко начал в хорошую пору, когда жил он не только
в замкнутом пространстве своего города. Каждый год собирались директора в
Министерстве культуры, садились за круглый стол, расписывали, кто и куда
поедет на гастроли. Там же решали, в каком городе состоится очередной
фестиваль театров кукол Сибири и Дальнего Востока. Первая фестивальная
поездка для Калиниченко была в город Абакан, потом «Аистенок» был
участником всех последующих фестивалей, на которых театр показывал себя,
смотрел работы товарищей, заводил новые знакомства. В 1983 году,
познакомившись с режиссером Людвигом Устиновым, Калиниченко пригласил
его на работу в театр. Вдвоем в те годы они осуществили переезд театра в
стационарное здание.

Более пятидесяти лет базировался он в небольшом помещении, которое
располагало репетиционным залом, комнатами для склада и мастерских,
кабинетиком, умещавшим всю администрацию. История многих театров кукол
повторяет историю нашего коллектива. В советский период бытовало мнение,
что кукольники должны жить на колесах, быть своеобразными пропагандистами
литературы для сельских ребятишек. Но это неправильно, город тоже должен
иметь театр для маленьких детей.

Долго решалась проблема с выделением здания. Театру предлагали Дом
пионеров Куйбышевского района — помещение неплохое, но заведомо
обреченное на неуспех. Кто из родителей повезет ребенка в театр,
расположенный почти на окраине города? Рассматривались варианты по
кинотеатру «Пионер», небольшому особнячку на улице Некрасова,
остановились на здании кинотеатра повторного фильма «Мир», реконструкция
которого тоже проходила жестко.

В облисполкоме предлагали ремонт провести быстро — покрасить, побелить,
поставить ширму, и можно открываться. Помог заведующий отделом культуры
ОК КПСС Валерий Соколов, который смог убедить областное руководство в
том, что театр надо делать добротно. Проект сцены предложил Людвиг
Устинов, а актеры дружно выносили землю из ямы, которую рыли специально
для нее. Устинов придумал и железные мостики для лож и осветительных
приборов. Варили их втроем — директор, режиссер и художник Марк Живило.
Работа велась быстро и качественно, через год реконструкция здания была
закончена.

С этого периода театр стал другим. В нем начали работать режиссеры, которые
стремились ставить спектакли масштабные, с выдумкой, большой фантазией.

— Мне всегда хотелось, чтобы в нашем театре шли спектакли, которые могли бы
эмоционально затронуть душу ребенка, — говорит Андрей Николаевич.
— Важно понимать, ради чего необходима на сцене та или иная придумка. Поверьте,
выдумывать в театре умеют. Можно встать на голову и думать, что тем ты и
интересен зрителю. На самом деле все много сложнее.

Приглашая режиссера, всегда ориентируешься на свое представление о театре.
Когда начинал работать Устинов, мы знали, что он интересен нам не только как
профессионал, но импонирует и по человеческим качествам. Такими же
качествами обладает сегодня и Юрий Уткин, который начал работать у нас
главным режиссером. Иногда встречается высокий профессионал, но
человек, увы, конфликтный. В нашем небольшом коллективе это может быть особенно
заметно и пагубно для работы. Научившись жить семьей, мы научились сами и
проблемы решать.

Сегодня в театре кукол идет ряд спектаклей для взрослых зрителей. Казалось
бы, зачем усложнять себе жизнь? Возрастной ценз давно определен жанром.

— Это необходимо, — говорит директор. Творческие люди не могут обойтись без
эксперимента, продиктованного прежде всего актерской профессией. Что
представляет собой артист театра кукол? Он так же обучен, как и
драматический актер, умеет работать в живом плане. Выход на взрослую
аудиторию ему необходим для того, чтобы испытать новое психологическое
состояние. У нас самобытное искусство, мы иногда можем с куклами сделать
то, что не сделает никто другой на сцене. Например, «Божественную комедию»
во взрослом театре не ставят, только через куклу можно создать
художественный образ ее драматургического материала. Надо помнить, что в
мировой практике театр кукол начинался не с детской аудитории, его жанр
был предназначен для взрослых. Писали для театра кукол Бернард Шоу,
Мольер, другие великие писатели и драматурги.

В театре появился свой взрослый зритель. На его спектакли приходят люди,
которые хотят отдохнуть душой, посмеяться и подумать. Правда,
молодежь, которая сегодня воспринимает мир через рекламу, пока далека от
его жанра. Но в России человек тянулся и будет тянуться к искусству. Трудный
период, который все мы проживаем, пройдет. Ради настоящего и будущего
работает в «Аистенке» Андрей Николаевич Калиниченко, который службу в
нем сделал служением искусству.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры