Ее музыкальный клондайк
Обстоятельства встречи с этой удивительной женщиной достаточно необычны. Приближалась дата -- 100-летие со дня рождения известного иркутского музыковеда и популяризатора музыки В.Ф. Сухиненко. Наша газета, конечно же, не могла пройти мимо этого события, только вот где взять материал? По совету знакомых я созвонился с Ириной Юрьевной Харкеевич, которой, как мне сказали, довелось хорошо знать и даже какое-то время работать с Владимиром Федоровичем в Иркутском музыкальном училище. Да и род занятий, музыкальных пристрастий их тоже объединял: оба искусствоведы, превосходные лекторы. Разумеется, не во всем они сходились, маэстро, считавшийся на иркутском небосклоне звездой первой величины, и она -- только-только ставший на ноги специалист. Я уже не говорю о существенной -- почти в тридцать лет -- разнице в возрасте...
Откровенно говоря, к визиту меня подтолкнуло еще одно
обстоятельство. Лет этак пятнадцать тому назад мне в
руки попалась прелюбопытнейшая книга «Музыкальная культура
Иркутска». Признаться, ни до, ни после мне не доводилось
встречать что-то подобное — автор книги Ирина Харкеевич
впервые показала многогранную картину музыкальной жизни
Иркутска, можно даже сказать, что ее исследования заполнили
один из долго зиявших пробелов в отечественном музыкальном
краеведении. В основу монографии, охватывающей исторический
период в два столетия — от 80-х годов восемнадцатого
века до 80-х годов века двадцатого, по словам автора,
легли материалы диссертации «Музыкальная культура Иркутска
дооктябрьского периода». Именно за этот изыскательский
труд Ирине Харкеевич первой среди музыковедов Восточной
Сибири была присуждена ученая степень кандидата искусствоведения.
Почти двадцать лет минуло с той поры, когда книга,
выпущенная в издательстве Иркутского госуниверситета,
пришла к читателям. Она почти сразу стала библиографической
редкостью. Не случайно. До сих пор помню впечатление
от ознакомления с монографией: яркий, образный язык,
огромное количество исторических сведений, фактов,
удивительный синтез научной скрупулезности и образной
эмоциональности. Об основательности подхода к теме свидетельствует
уже сам библиографический список — 452 (!) названия:
имена, книги, публикации в периодической печати,
документы…
Словом, поговорить с Ириной Юрьевной было о чем. И я
не обманулся в своих ожиданиях. С какой теплотой моя
собеседница рассказывала о старшем своем коллеге В.Ф.
Сухиненко! Просто поразительно: ее память удерживает
мельчайшие нюансы, детали — образ подвижника, энтузиаста,
каким был Владимир Федорович, как бы воочию предстал
перед глазами. «Особого секрета в этом нет, — заметила
Ирина Юрьевна. — В 1997 году я выпустила брошюру о
выдающихся музыкальных деятелях Иркутска в качестве
методического пособия для студентов и преподавателей
музыкально-педагогического факультета Иркутского педуниверситета.
Страницы, посвященные Сухиненко, мне по-особому дороги…»
…Она была еще школьницей, когда впервые на одном из
концертов услышала его бесподобную лекцию о музыке.
Кто знает, может быть, пример этого незаурядного человека
в какой-то мере повлиял на ее жизненный выбор. После
окончания областного музыкального училища по классу
фортепиано Ирина делает решительный шаг — поступает
в Казанскую государственную консерваторию. Окончив с
отличием теоретико-композиторский факультет и получив
две квалификации — музыковеда и преподавателя, в 1955
году возвращается в родной Иркутск.
Надо сказать, в
музыкальном училище не забыли свою бывшую питомицу,
ее прирожденный лекторский дар, эрудицию и были рады
увидеть Харкеевич в новой для нее ипостаси — преподавателя
и одновременно заведующей заочным отделением. Но по-настоящему
многочисленные дарования Ирины Харкеевич проявились
в пединституте, куда через восемь лет она прошла
по конкурсу, заняла должности старшего преподавателя
и заведующего кафедрой музыки. Именно к тому времени,
к началу 60-х годов, относится становление нового в вузе
музыкально-педагогического факультета, единственного,
кстати, в Сибири и на Дальнем Востоке. Вот где пригодились
недюжинные способности Ирины Юрьевны как организатора
учебного процесса, педагога и ученого. Подумать только
— на протяжении почти сорока лет она читала на основанном
при ее активнейшем участии факультете курсы зарубежной,
русской, современной музыки, народного музыкального
творчества, спецкурс по материалам собственных научных
исследований. Почти четверть века руководила студенческим
научным обществом.
По сути, Ирина Харкеевич является первопроходцем на почти
нетронутой и такой благодатной ниве — изысканиях в
области музыкальной культуры. Можно сказать, никто до
нее не поднимал такого количества материалов, относящихся
к музыкальному прошлому нашего города. Причем удавалось
отыскать такие пласты, что даже специалисты руками разводили:
это надо же…
К примеру, исследователя заинтересовал
такой факт. В конце 18-го — начале 19 века
большой популярностью в наших краях пользовались вертепные
представления. Шаг за шагом удалось выяснить, что вертеп
пришел в Сибирь с Украины. Ларчик открывался просто:
первые иркутские архиереи были украинцами. С ним приехали
певчие, служители, и, вероятно, они первые завезли в
Иркутск вертеп. Наследниками их были семинаристы, а
от них кукольный театр перешел в народ. В зрелище подчас
включались комедийные сценки, высмеивающие то, что
происходило в спектакле. Представления сопровождались
хоровым пением. Для заключительных плясок кукол звучала
музыка, исполнявшаяся на скрипке. Ирина Харкеевич приводит
свидетельство известного литератора, уроженца Иркутска
Николая Полевого. Вспоминая о громадном впечатлении,
какое производил на него в детстве святочный вертеп,
он писал: «Ни Каталани, ни Зонтаг, ни Реквием, ни Дон-Жуан
не сравнятся с тем, что представляло из себя великолепное
вертепное пение…»
Добросовестным, увлеченным изыскателям, как правило,
сопутствует удача. Сколько открытий случилось на многотрудном,
подчас изнурительном пути исследователя Ирины Харкеевич,
сказать сложно. Но они были, и в немалом количестве.
Оказалось, к примеру, что в конце 18 века весьма популярными
были гарнизонные духовые оркестры.
Они являлись непременной принадлежностью
каждого иркутского театра, сопровождали спектакли и
играли в антрактах. Основу оркестров составляли полковые
музыканты, к которым присоединялись музыканты из ссыльнопоселенцев.
Составы таких оркестров, резюмирует И. Харкеевич, были
малочисленны, но все же они давали возможность ставить
оперные произведения, из которых формировался основной
репертуар иркутских театров того времени. А сколько
имен первых иркутских музыкантов и учителей музыки удалось
узнать и рассказать о них тепло и сочувственно. И. Харкеевич
сообщает, к примеру: «Единственным «скрипичным» учителем
в первые годы 19 века был некий Макар, ссыльный, он
хорошо знал ноты, играл верно и довольно приятно». Его
часто приглашали в зажиточные дома играть на семейных
вечерах. Умер Макар преждевременно, так как «… с бедности
и горя… вдался в пьянство».
Изыскания в области хорового искусства, оркестровой
танцевальной музыки, сведения о маскарадах, балах, театральных
представлениях — как большое мозаичное полотно, сотканное
с любовью и тщанием. А чего стоит описание первого в
Иркутске концерта, данного любителями музыки! Точная
дата его проведения — 22 августа 1832 года; с нее, по
мнению Ирины Юрьевны, начинается история концертной
жизни Иркутска.
А тема декабристов, их музыкальных пристрастий! Ведь
это настоящий клондайк для истинного историка музыки.
Материалы диссертации Ирины Харкеевич, перешедшие впоследствии
в первую главу ее книги, читаются как увлекательнейший
роман. Когда декабристов стали отправлять на поселение
в разные места Сибири, Федор Вадковский, поляк по происхождению,
прапорщик Неженского конно-егерского полка, в 1840 году
поселился в слободе Оек, что в 37 километрах от Иркутска.
Туда и стал приезжать к нему Л.Ф. Львов, брат известного
композитора Алексея Львова, музыкально образованный
человек, хороший скрипач. Целыми вечерами они разыгрывали
дуэты композитора Д. Виотти. Если Львов привозил с
собой участников своего камерного ансамбля, в избе Вадковского
звучала квартетная музыка. Но не только в этой избе.
Центром, объединившим декабристов в Оеке, считался
дом Трубецких. Здесь было фортепиано, на котором играли
княгиня Екатерина Ивановна и ее старшая дочь Александра.
Импровизированные камерные концерты с участием Ф. Вадковского,
Л. Львова и их друзей проходили и у Трубецких.
Тема музыкальной культуры Иркутска поистине неисчерпаема
— это признает и сама Ирина Юрьевна. В предисловии
к монографии она оговаривается, что «объектом исследования
является не один какой-то аспект, а сразу несколько.
Внимание сосредоточено на музыкально-общественной, концертной
жизни, музыкальном образовании, предпринята попытка
рассмотреть их развитие на протяжении всего исторического
периода — от конца XVIII века и до наших дней». И присовокупляет:
«Освещение избранных для исследования вопросов отнюдь
не претендует на исчерпывающую полноту изложения. Надеемся,
что издание проложит путь к дальнейшему освоению музыкального
краеведения».
Увы. «Попытка» И.Ю. Харкеевич так и осталась единственной
в своем роде. К сожалению, не нашлось последователей
на этом благородном и тернистом пути. Высказав сожаление
по поводу полнейшего штиля на просторах музыкального
краеведения, поинтересовался, как сложилась ее творческая
судьба после выхода в 1987 году уникальной книги-
исследования. К слову, спустя два года монография была
удостоена третьей премии на Всесоюзном конкурсе лучших
научных работ, выполненных в вузах страны.
Кроме монографии, ею опубликованы уже упоминавшиеся очерки
о выдающихся музыкальных деятелях города, учебное пособие
«Очерки по истории музыкальной культуры Иркутска», множество
научных статей в различных изданиях, в том числе в сборниках
всесоюзного издательства «Советский композитор» и в
журнале «Советская музыка». Введенные впервые в научный
обиход ценнейшие материалы своих исследований Ирина
Юрьевна использовала в учебном курсе истории русской
музыки, а также разработанном ею спецкурсе, призванном
пробудить у студентов интерес к музыкальному краеведению.
В известной мере ей это удалось. Под руководством И.
Харкеевич защищено десять курсовых работ, сделано столько
же докладов на заседаниях студенческого научного общества
педуниверситета. Добавим к этому, что в течение 25 лет
Ирина Юрьевна сотрудничала с редакцией музыкальных передач
Иркутской студии телевидения, выступала в качестве автора
и ведущей в циклах передач «Иркутск музыкальный», «Звучащая
летопись». Охотно приняла предложение участвовать в
составлении первого энциклопедического словаря «Иркутск
— исторический город», написала для него более 70
справок по музыкальной культуре и об ярчайших ее представителях.
Это ли не подвижничество!
Несколько лет назад, когда студенты и педагоги провожали
Ирину Юрьевну на заслуженный отдых, университетская многотиражка
опубликовала о ней развернутый очерк с весьма характерным
заголовком «Счастливый человек». «Во время беседы, —
пишет автор, — подумалось о том, что передо мной огромный,
добрый, чудесный мир, можно сказать, целая планета уникальных
знаний, кладезь мудрости, открытый для всех рядом живущих»…
Наша беседа близилась к концу, когда у двери ее квартиры
раздался звонок. «Это моя помощница», — сказала Ирина
Юрьевна и пошла открывать. Так и есть, в передней появилась
женщина со свертками и пакетами. Как выяснилось, сотрудница
службы соцзащиты. «Ходок-то я неважный теперь, — улыбнулась
хозяйка квартиры. — Спасибо хорошим людям, не забывают».
Да разве возможно такое — забыть вас, дорогая Ирина
Юрьевна! Добрый свет, который вы дарите, продолжает
согревать сердца ваших благодарных учеников, всех почитателей
вашего таланта. И несть им числа…