"Ключики..." открывают мир
Анатолий Горбунов -- известный сибирский поэт. Его не спутаешь ни с кем другим; в строе своих стихов он выдерживает особенную интонацию, просветленно-мудрую и немного лукавую.
И эта интонация как нельзя больше подходит к стихам
для детей. Легко и непринужденно поэт доносит до них
и высокую премудрость, и житейскую необходимость. Мораль
вплетена в кружево его стихов настолько незаметно, что
ребенок впитывает ее с удовольствием.
Стихотворения для детей Анатолия Горбунова — это живая
классика. Они раскрывают подрастающему поколению мир
природы, полный чудес, и напоминают им, что все это
— наша Родина, где так интересно и увлекательно жить,
принося ей пользу и пользуясь ее дарами.
Ценно также то, что автор создает свои произведения
на сибирском, иркутском материале, использует характерные
для нашей местности мотивы. Реки Ангара и Куда, озеро
Байкал и прибайкальская тайга, становясь частью мира
поэзии и оказываясь за гранью банальной повседневности,
приносят юному читателю экологически чистые воды и воздух,
приносят мечту о лучшей жизни.
Таково, к примеру, стихотворение «Речка Куда»:
Ты куда бежишь, Куда,
Родниковая вода?
Прожурчала речка:
— Я бегу далечко.
За кудыкины луга,
За кудыкины стога,
Там живут кудыки —
Щечки в голубике;
Прибегу — умою
Шелковой волною!
«Ключики-замочики» населены непослушками, растеряшами,
цацами и букой, забавляшками, то есть близкими детям
существами, которые и есть они сами, только более милые.
Стихотворение «Ой!» предостерегает от игры со спичками,
а «Козлик», который
жил да поживал
В нашем переулке
Вдруг испортился и стал
Собирать окурки,
забавно предупреждает о пагубности курения. В стихотворении
«Ключ» звучит тревога о наших лесах: «Варвар дерево
срубил — И погасла радуга». В «Голубом патруле» речь
идет о сбережении байкальского побережья.
Животные, по традиции всегда населяющие мир детских
стихов, добры и неопасны, несут положительные — человеческие
— качества. Ребенку обязательно захочется им подражать,
и он, таким образом, в ненавязчивой форме получит жизненный
урок.
В «Медвежонке» юный хозяин тайги, неуклюжий и смешной,
делится с гостем орехами, а в «Отражениях» белки увлекаются
вышиванием.
В сказочном мире Анатолия Горбунова есть место и трепетной
гиперболизации, придающей масштабность, космичность,
казалось бы, привычному миру:
Озерами открытыми
Из глаз отчизна светится,
Под звонкими копытами —
Четыре полумесяца.
«Ключикам-замочикам», судя по всему, предстоит долгая
жизнь в детской литературе, и, хотелось бы, чтобы труд автора книги был вознагражден
достойно, так, как он того заслуживает.