Холодный отстой
Контору умирающего, а точнее сказать - вымирающего предприятия, Киренской РЭБ флота, "подпирают" около десятка танкеров. Холодный отстой - так называется стоянка этих кораблей. Вместо 30-35 человек команды сегодня на танкерах три-четыре сторожа. А зарплату работники РЭБ не получали с августа прошлого года, задолженность - более 27 миллионов рублей. Еще в прошлом году среднесписочная численность работников составляла 1400 человек, теперь - 1100. Системообразующее для Киренска предприятие ОАО "Киренская РЭБ флота", в котором контрольный пакет акций принадлежит государству, безнадежно тонет.
На 300 человек сократился списочный состав работников Киренской РЭБ. Люди уходят,
причем уходят лучшие, специалисты. Большая часть флота поставлена на так называемый
холодный отстой. То есть суда находятся на консервации, команды — в бессрочном отпуске.
Теперь даже если появятся пресловутые объемы перевозок, то укомплектовать суда
квалифицированными командами физически не получится.
Неудивительно, что работники предприятия смотрят в будущее с полной безнадегой.
Довелось услышать от простых речников такие слова:
— Настроение у людей совсем нерадужное. Да и откуда ему взяться? Раньше какие-то
иллюзии еще питали, были надежды… Казалось, что смена руководства принесет какие-
то результаты, работа будет. Но ничего не получилось. Как зиму будем переживать? Денег
не заработали…
На лицах речников прочитывается безысходность, граничащая с отчаянием. И есть от
чего прийти в отчаяние не только речникам. С начала пассажирской навигации два
красавца-парохода «Красноярск» и «Благовещенск» стоят на приколе в затоне. Каждый из
них может брать на борт более двухсот пассажиров. Это одни из немногих сохранившихся
пароходов — раритетные суда. Но до прошлого года корабли исправно служили северянам
— регулярно ходили в рейсы на Якутск, Ленск, Усть-Кут. С их помощью киренчане
попадали на Большую землю.
Конечно, в прошлом году государство платило дотации на пассажироперевозки, а по
новому законодательству таких дотаций не положено. Но ведь об этом руководство ОАО
«Киренская РЭБ флота» знало еще в прошлом году. Сложно, но можно было как-то
решить вопрос с навигацией двух пароходов. Но даже в этом жизненно важном для
района вопросе руководство речников оказалось недееспособным.
Газета Киренского района «Ленские зори» от 9 августа, рассказывая об этой проблеме, так
прямо и ставит вопрос: «Придет ли на Лене пора шитиков?». Ответ напрашивается один:
если Киренской РЭБ будут руководить таким же образом, как и последний год, то и
шитиков не понадобится. Поскольку отсутствие пассажирского водного транспорта
вызовет еще больший отток населения из Киренска и возить станет попросту некого.
Не лучше обстоит дело и с грузовыми перевозками — основной и главной статьей доходов
речников.
В мае 2004 года в результате громких событий — забастовки, перегораживания фарватера
Лены судами РЭБ и вынужденной отставки гендиректора — власть на предприятии
перешла к новым-старым руководителям, среди которых выделялись бывший гендиректор
Владимир Перетолчин и главный инженер Сергей Паульзен. В декабре того же года под
давлением забастовщиков, при активной поддержке заместителя главы областной
администрации Евгения Королева и Законодательного собрания Иркутской области
Сергей Паульзен был избран генеральным директором предприятия, а год спустя после
«горячего мая» на Киренской РЭБ появился новый совет директоров. Сформирован он
был из местного начальства, даже председателем совета стал мэр Киренского района Петр
Неупокоев. Казалось бы, мечты киренчан сбылись — теперь градообразующим
предприятием управляет группа местных товарищей. Казалось бы, РЭБ должна если уж
не процветать, то на хлеб с маслом зарабатывать. Ан нет.
Сергей Паульзен считает виновниками, как принято, своих предшественников. Однако
нельзя забывать, что сам он долгое время при разных гендиректорах являлся главным
инженером предприятия. А его правая рука Владимир Перетолчин вообще много
лет был генеральным директором, с перерывом всего на один год — 2003-й. И это на
столетнем предприятии! Напомним, кстати, что в тот год навигация проходила в условиях
стихийного бедствия, когда 75 судодней уровень Лены не превышал 70 сантиметров.
— Сегодня предприятие находится в яме, из которой ему без помощи государства не
выбраться. У нас общий долг со штрафами составляет 360 миллионов рублей.
А ведь надо еще иметь расходную часть — покупка ГСМ,
заработная плата. Для этого нужны объемы перевозок по Лене…
Однако если считать непредвзято, то нынешний менеджмент фактически находится у
власти с мая 2004 года, то есть с начала прошлой навигации. Значит, это уже вторая
навигация нынешней команды. А предшественник Паульзена Артамонов просидел в
гендиректорском кресле всего одну навигацию. Стало быть, Паульзен два раза
зарабатывал и один раз тратил, готовя флот к навигации, а Артамонов два раза тратил и
только один раз зарабатывал.
На самом деле Киренской РЭБ работать сегодня никто не мешает. Да, в прошлом году
навигация провалилась из-за того, что начальство РЭБ, сформированное из местных, было
занято борьбой за власть в арбитражных судах. Остро стоял вопрос легитимности
генерального директора, а с предприятием, в котором статус директора юридически
запутан, естественно, никто работать не хотел. Теперь же этой проблемы нет. И реальные
объемы перевозок тоже имеются, хотя они и не те, что в советские времена. При
грамотном менеджменте все-таки можно было загрузить флот предприятия хотя бы
наполовину. Но все, на что хватило нынешней команды управленцев, — это перевезти, по
словам Сергея Паульзена, 70 тысяч тонн грузов. Хотя, по его же признанию, нынче от
Усть-Кута на север завозится по Лене порядка 600 тысяч тонн наливного груза. Чем не
работа для танкеров Киренской РЭБ? Но завязать на себя эти сотни тысяч тонн ГСМ у
сегодняшнего начальства киренских речников не получилось.
Мало того, сама Киренская РЭБ не перевезла в эту навигацию ни грамма. За нее это
успешно делали арендаторы ее судов. На фоне Киренской РЭБ особенно выгодно
смотрится Алексеевская, которая находится в тридцати километрах от многострадальной
Киренской и работает точно в таких же условиях. Она за эту навигацию уже перевезла
около 200 тысяч тонн.
Да, конечно, у нынешнего руководства имеется проект передислокации флота в бассейны
других рек. Конечно, это сопряжено с рядом проблем, и самая главная состоит в том, что
Ленский бассейн закрытый, потому суда необходимо проводить по Северному морскому
пути, для того чтобы попасть на Обь или Енисей. А суда для этого не приспособлены.
Кроме того, на этих реках имеется и свой флот. Так что этот проект больше похож на
прожект.
Нельзя не отметить, что нынешняя администрация РЭБ взяла на вооружение многое из
программы предыдущего руководства, которое пыталось вывести предприятие из кризиса,
но ему не дали это сделать.
Нынешним руководством предпринимаются попытки вновь выйти на реструктуризацию
долгов. Но время реструктуризации прошло. Ответ Министерства финансов однозначный:
государственный закон о реструктуризации долгов закончил свое действие в 2002 году.
И дело тут вовсе не в реструктуризации долгов. Все проще: в том виде, в котором
сегодня существует Киренская РЭБ, она существовать не может. Необходимо
приспособить базу под те объемы перевозок и те реалии, которые диктует современность,
а именно — избавиться от убыточных подразделений. Но и тут нынешние управленцы
ведут себя не очень расторопно. Их действия кончаются констатациями типа «надо»,
«необходимо», «планируется». Складывается впечатление, что они ждут, а вернее,
выжидают по старой российской привычке: куда кривая вывезет. Похоже, нет четкого
представления у нынешнего менеджмента, как вывести предприятие из кризиса. А уж тем
более какого-либо реального плана. Во всяком случае, никто его не показал и никак не
обнародовал.
Вот что думает по этому поводу председатель совета директоров ОАО «Киренская РЭБ
флота», мэр Киренского района Петр Неупокоев:
— Я с мая этого года являюсь председателем совета директоров, и я в курсе этих проблем.
Ситуация сложная. Если взять навигацию 2005 года, то она оказалась провальной для
Киренской РЭБ флота. Мы не теряем надежды, что Киренская РЭБ еще получит сегодня
объемы.
Навигация на Лене быстротечна — три-четыре месяца. Это свое заявление Петр Неупокоев
сделал 20 июля. Как-то не вяжется эта «надежда» председателя совета директоров на
получение объемов с тем, что осталось всего два месяца до окончания навигации.
Навигации, заметим, проходящей на редкость в благоприятных условиях. Лена нынче
полноводна, в отличие от позапрошлого года, когда суда просто не могли сняться с якоря.
Тем более обидно, что Сергей Паульзен и его команда не использовали шанс,
предоставленный им, и не заключили ни одного договора на самостоятельную перевозку
грузов.
Зато вопреки запрету Росимущества России администрация РЭБ, по нашим сведениям,
реализовала четыре судна и даже получила на это согласие совета директоров. Неужели именно
в этом состоит суть политики руководящих органов Киренской РЭБ?
Не вяжется заявление Петра Неупокоева с реальной политикой руководства РЭБ, в том
числе и совета директоров, который возглавляет мэр района. Весь Киренск знает, что
рэбовские суда работают не на само предприятие, не на его акционеров и работников, не
на город, а на «дядю», хоть и не чужого. Все лучшие суда за гроши сданы в аренду
частному предприятию «Киренская ТЭК», которым руководят люди, хорошо известные и
занимающие не последние должности в РЭБ. Если об этом знает председатель совета
директоров, то почему он не пресечет эту порочную практику? А если не знает, то тогда
какой он председатель? Пока же в частное предприятие утекают не только финансы,
которые так необходимы полугосударственному акционерному обществу, но и кадры.
Приглашение работать в Киренской ТЭК получили самые приближенные к рэбовскому
начальству люди. Понятное дело: там есть хоть какая-то перспектива, в отличие от
умирающего предприятия.
Вот и ждут нынче, в начале XXI века, простые киренчане время, когда по Лене пойдут
древние шитики — утлые допотопные суденышки, на которых казаки-первопроходцы
открывали Сибирь.