издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Анатолий Квашнин: Стратегия реформ -- за Москвой, тактика -- за регионами

Приоритетные задачи, которые ставит перед собой власть, ясны. Прежде всего, это безопасность страны и благополучие, достойная жизнь ее граждан. Как решать эти задачи в Сибири? Об этом в беседе с журналистом Анной Николаевой рассказывает полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин.

— Анатолий Васильевич, сейчас в России
реализуются масштабные реформы — местного самоуправления,
административная, идут преобразования в социальной и бюджетной
сфере. Все это инициативы федерального центра, на которые в регионах
часто можно услышать немало жалоб. Каковы задачи регионов,
муниципалитетов в ходе этих реформ? Есть ли шанс что-либо изменить
в лучшую сторону?

— Преобразования или реформы, о которых вы говорите, назрели
достаточно давно. В последние годы в стране складывалась относительно
благополучная общая ситуация в экономике, в топливно-сырьевой и
энергетической отраслях с учетом высоких мировых цен. Следовательно,
настало время для изменений в тех сферах, где ситуация была попросту
запущена. Это и производственные — например, машиностроение или легкая
промышленность, но особенно нужны преобразования в социальной сфере, в
частности в ситуации со льготами.

Натуральные льготы частично остались еще со времен Советского
Союза, часть их — следствие непродуманных решений уже российской
власти. С одной стороны, предоставлялись социальные блага, с другой — они
были обеспечены едва ли на треть. Кто-то имел и пользовался этими
льготами, а большинство — нет. По сути, это ведь обман, а власть не должна
врать народу, то есть обещать и не выполнять. Поэтому и была осуществлена
монетизация льгот.

Или ситуация в сфере межбюджетных отношений. Сейчас финансовые
взаимоотношения центра и регионов установлены на несколько лет вперед,
чего не было раньше. Значит, регионы получили возможность строить
собственные планы исходя не из догадок, что сделает федеральный центр, а
зная наперед свои финансовые возможности. Перечень реформ можно
продолжать, и все они, как я уже сказал, давно назрели.

Что же касается роли территорий в проведении этих реформ, то скажу,
что стратегия — за Москвой, а тактика — наша. Самое главное, надо понимать,
что все преобразования — социальные, финансовые,
административные — не являются неким «насилием» над
территориями. Напротив, их цель — сделать территории
от регионов до поселений как можно более
самостоятельными в принятии тех решений, которые
касаются жизни людей. Главная же цель — забота о
людях, улучшение их жизни, обеспечение достойных
условий проживания — как материальных, так и духовных.

— Если говорить о реформе местного самоуправления, то она в
последнее время вызывает наибольшее количество споров. Как вы
думаете, стоит ли откладывать ее проведение?

— Это должно быть оформлено законом, поэтому соответствующие
решения предстоит принимать Государственной Думе, Совету Федерации и
Президенту России.

Моя личная точка зрения — ни шагу назад! Надо напряженно работать и
выполнить все в намеченные сроки. Действительно, некоторые регионы пока
не полностью готовы к муниципальной реформе. Но ведь Федеральный закон
N 131-ФЗ «Об основных принципах местного самоуправления в Российской
Федерации» был принят в 2003 году. Времени для подготовки было
достаточно! Если отложить вступление закона в силу и продолжать спокойно
лежать, то мы не будем готовы ни к 2008, ни к 2010 году.

Да, реформа сложная, масштабная. Новая организация местного
самоуправления означает появление вдвое большего числа муниципальных
образований, власти которых будут уже не просто получать деньги от
региона, а исполнять собственные полномочия, права и обязанности.
Финансово-экономическая самостоятельность муниципальных образований в
собственном жизнеобеспечении — это и есть цель реформы.

Все это требует принятия множества нормативно-правовых актов на
уровне регионов и муниципалитетов. Но как бы ни было сложно, делать это
необходимо. Реальное местное самоуправление, которое заботится об
интересах населения, а также активное участие граждан в управлении — это
основа российской государственности. Нужно соединить в решении этих
задач власть и народ.

Хочу отметить, что в регионах Сибирского федерального округа
достаточно высокий уровень готовности к реализации федерального закона о
местном самоуправлении с 1 января 2006 года.

— Какие основные задачи в этой связи сейчас возникают?

— Осенью 2005 года предстоят выборы в представительные органы
местного самоуправления и глав во вновь образованных муниципальных
образованиях. Должны быть приняты основные акты — уставы, положения о
структуре исполнительно-распорядительных органов местного
самоуправления. Необходимо принять региональные нормативно-правовые
акты, регулирующие все вопросы взаимоотношений между субъектом
Федерации и муниципалитетами, в том числе и финансовые. Исходя из этого
каждый муниципальный район или городской округ, поселение должны
сформировать собственный бюджет на следующий год.

Но и это не все. Очень важно обучить работе в новых условиях как
управленцев в администрациях регионов, так и муниципальных служащих.
Поэтому 2005 год в Сибирском федеральном округе мы объявили годом
профессионализма.

Вопросы кадрового обеспечения, повышения квалификации,
профессионализма важны как на текущем этапе, так и на более длительную
перспективу. Сейчас мы должны организовать обучение с тем, чтобы
спокойно, без неразберихи и социальных протестов войти в 2006 год, когда
новая система организации местного самоуправления вступит в силу. Но
профессиональный управленец везде, в том числе и во власти, это не только
тот, кто умеет решать текущие вопросы, «тушить пожары». Настоящий
профессионал мыслит стратегически, умеет заглянуть далеко вперед. Вот
почему наша задача — так обучить муниципальных служащих, чтобы они
смогли организовать нормальное, на несколько лет вперед, планирование
социально-экономического развития муниципальных образований — начиная
от самого маленького поселения и заканчивая мегаполисами.

Сейчас ведь многие живут одним днем, решая только текущие задачи и
постоянно ссылаясь на нехватку денег. А некоторые попросту «лежат» на
своей должности! Ну ладно село, но парадокс в том, что долгосрочное
видение ситуации, стратегическое планирование сейчас отсутствует не
только в небольших муниципальных образованиях, но зачастую и в крупных
городах! Вот поэтому человек во власти должен быть хорошо обучен,
подготовлен, должен быть профессионалом.

— А обучение уже организовано?

— В 2004 году на Совете округа совместно всеми губернаторами,
главами субъектов принято решение об организации в Сибирском
федеральном округе единой системы обучения специалистов для органов
исполнительной и законодательной власти субъектов Федерации и местного
самоуправления. С участием заместителей губернаторов и руководителей
вузов уточнены программы и составлен план мероприятий, и он уже
выполняется.

На начало июля уже обучено более половины глав муниципальных
районов. В целом, по нашим подсчетам, подготовку и переподготовку должны
пройти 24 тысячи человек: руководители представительных органов и главы
муниципальных образований, заместители глав и специалисты местных
администраций.

Отмечу, что учебные заведения, специализирующиеся на подготовке
специалистов для государственной и муниципальной службы, очень
заинтересованы в процессе. Но возможности вузов используются не в полной
мере. Видимо, еще не все до конца осознали ту степень ответственности,
которая будет возложена на муниципальных служащих. Но мы будем
требовать выполнения всей намеченной программы обучения. Самое
главное, чтобы после этого работника не надо было еще учить, и что хуже —
переучивать.

Кроме того, совместно с субъектами Федерации было разработано
пособие для глав муниципальных образований. В нем четко описаны
практические действия при управлении муниципальным образованием,
приводятся типовые формы документов. В настоящее время на местах
организовано обучение с помощью электронной версии пособия, которое
должно стать «настольной книгой» в кабинете каждого главы района,
городского округа, поселения.

Это учебно-методическое пособие первое из серии «Управляем сами».
Уже подготовлены к изданию еще четыре книги, куда вошли рекомендации
по решению вопросов местного значения и формированию программ
социально-экономического развития муниципальных образований.

— Анатолий Васильевич, вы не раз говорили, что власть существует
для народа, а не наоборот. Удастся ли при проведении реформы
местного самоуправления приблизить власть к населению?

— Реформа именно на это направлена. Власть становится ближе к
народу, ближе к конкретным нуждам конкретных людей. И каждому
гражданину будет проще принимать непосредственное участие в управлении,
решении тех или иных вопросов, когда власть находится здесь же — в одном
поселке, на одной улице.

Но подчеркну еще, что настоящее участие граждан в управлении — это
не регулярные походы в кабинеты местных чиновников с просьбами. Реально
управлять — значит самому заботиться о том, как живешь. Ведь чистота и
благоустройство собственной территории, двора, дома, тепло в квартире,
цены на услуги коммунальщиков — дело не только дворников и работников
ЖЭКов. Люди должны сами, с одной стороны, коллективно отстаивать свои
интересы, а с другой — соблюдать правила и культуру поведения как в
обществе, так и в личной жизни. Тогда и проблем и затрат будет гораздо
меньше.

— Все-таки многие говорят о том, что средств на осуществление
собственных полномочий недостаточно на уровне как муниципальных
образований, так и субъектов Федерации. Каким образом решать эту
проблему?

— Прежде всего, оперировать не пустыми заявлениями, а предельно
конкретными цифрами — каковы потребности, доходы и расходы, сколько не
хватает. Самое важное, средства должны распределяться в соответствии с
приоритетными задачами местной власти. На первом месте — все, что связано
с жизнеобеспечением населения. Это должны быть защищенные статьи.
Можно не строить служебный дворец для чиновников, ездить на старом, но
исправном автомобиле, но в домах людей должно быть тепло и светло!

Ситуация с формированием бюджетов муниципальных образований
находится под контролем аппарата полномочного представителя. Мы
провели уже два окружных совещания с участием министра финансов
Алексея Кудрина. Перед ним выступали главы регионов, муниципальных
районов, поселений. Было поставлено очень много проблемных вопросов,
которые мы совместно решаем.

И главное — муниципальная власть существует не на пустом месте, не в
вакууме. Есть три основных субъекта взаимоотношений: власть, экономика-
бизнес, социальный субъект. Экономика — это хозяйствующие субъекты
(предприятия) для обеспечения потребностей социального субъекта
(гражданина, семьи, общества) и государства в целом. Власть — это
управление.

Эти три субъекта должны существовать в единой системе взаимных и
взаимоувязанных прав и обязанностей. Почему необходима взаимоувязка?
Потому что интересы социального субъекта и бизнеса противоположны.
Гражданин, как работник, хочет получать вознаграждение за свой труд как
можно больше. Бизнес, как работодатель, напротив, старается снизить
затраты и получать больше прибыли. В свою очередь во власти бизнес
лоббирует свои интересы, а власть занимается формированием механизмов и
условий для совместной деятельности социального субъекта и экономики-
бизнеса. Наконец, на линии «власть — социальный субъект» тоже свои
взаимоотношения. Гражданин, семья, общество обращаются к власти с
материальными и духовными запросами, а власть создает условия для
достойной жизни людей и бесконфликтного развития общества.

Этот треугольник «власть — экономика-бизнес — социальный субъект»
уже существует в некоторой системе взаимных прав и обязанностей. Задача в
том, чтобы сделать эту систему оптимальной, как можно более комфортной
для всех субъектов взаимоотношений. В системе должны быть
согласованные интересы как между различными субъектами, так и внутри
одного субъекта. Например, есть два основных уровня власти —
государственная власть и муниципальное управление. Государственная
власть, в свою очередь, делится на федеральную и региональную.
Муниципальное управление также двухуровневое — городские округа и
муниципальные районы, а также сельские и городские поселения. Между
всеми этими уровнями власти тоже должна быть координация, система
взаимных прав и обязанностей без дублирования и параллелизма.

По сути, это краткое изложение принципиальной схемы нашей работы.
Возможно, она покажется очевидной, но мало ее понимать, ее необходимо
использовать. Эта схема дает ответ на многие вопросы, в том числе на вопрос
о том, что делать местной власти, когда не хватает средств.

Например, увязка по уровням власти — это те же межбюджетные
отношения, перераспределение полномочий между муниципалитетом и
субъектом Федерации. Задача главы района или города, сельского или
городского поселения — создать свой бюджет и обосновать его перед
исполнительной властью субъекта и своим представительным органом.
Причем сделать это так, чтобы иметь все необходимые средства на
погашение приоритетных обязательств, получить ресурсы на развитие, а
также возможности для финансирования бюджетного дефицита.
Оптимальный вариант — самодостаточный бюджет муниципального
образования за счет передачи дефицита на уровень региона. Субъект
Федерации всегда будет иметь больше возможностей для покрытия
недостатка средств — помощь федерального центра, кредиты, выпуск займов
и так далее.

Все сказанное в равной степени относится и к регионам, власти
которых должны осуществлять взаимоувязку интересов с муниципалитетами
и федеральным центром, с крупным и средним бизнесом.

— Что значит выстраивать отношения на местном уровне и на
уровне регионов с бизнесменами? Просить денег?

— Я вновь верну вас к основополагающему принципу связей между
тремя субъектами взаимоотношений — интересы должны быть
взаимоувязаны, построены как можно более оптимально. Бизнес может
выдавливать из гражданина-работника последнее, платить ему копейки.
Точно так же и власть может требовать и требовать с предпринимателей,
вводить новые налоги, ставить барьеры. Но такая система рано или поздно
погубит экономику-бизнес, так же, как и работник просто перестанет
работать бесплатно или за мизерную зарплату.

Увязать задачи власти и бизнеса в интересах граждан — означает создать
условия для предпринимателей. Чтобы компании, фирмы, частные
предприятия платили налоги, росли, создавали новые рабочие места. Этот
принцип не отменяет такие формы, как спонсорство, меценатство, история
которых в России очень большая. Но все должно быть в разумных пределах.
Идеально — от бизнеса только уплата налогов.

— Но ведь муниципалитеты не столь свободны в выборе различных
форм работы с бизнесом, как регионы, а тем более федеральный центр.
Полномочия по установлению льгот ограничены, касаются они не
самых тяжелых налогов. Что может предложить местная власть?

— Мы не должны все сводить только к льготам. Местная власть имеет
массу полномочий и возможностей на своем уровне. Арендная плата,
предоставление помещений для малых и средних предприятий — в основном
это дело власти города, села. Разрешение на открытие магазина, ремонтной
мастерской, всевозможные согласования — также полномочия, которые, как
правило, относятся к уровню местной власти. Наведите в этом порядок!
Затраченные усилия вернутся сторицей — в виде налогов, заработной платы,
новых рабочих мест, доступности услуг и товаров.

Пример из строительной отрасли: в некоторых городах число
учреждений, выдающих различные согласования, доходит до 30! О каком
развитии строительства, о каком дешевом и доступном жилье можно
говорить в этом случае?! Ведь все эти статьи — арендная плата, временные и
финансовые затраты на согласования — все это в конечном счете сказывается
на цене квартиры или другого товара, услуги для потребителя. Высокая цена
— ниже уровень жизни, хуже условия для жителей конкретного города и села.
Власть должна решать обратную задачу — делать жизнь людей лучше!
Снимая излишние административные барьеры, мы добьемся этого, так как
бизнес позитивно воспримет такие меры.

— Каким должен быть механизм увязки интересов бизнеса и власти,
их взаимодействия?

— На всех уровнях — от субъектов Федерации до поселений — нужно
задействовать несколько составляющих этого механизма: нормативно-
правовую базу, концепции и планы социально-экономического развития
территории, создать консультативные и совещательные органы, другие
структуры на стыке интересов власти, бизнеса и населения.

Основа всего — нормативно-правовая база. Бизнес должен четко
следовать законам, платить в соответствии с ними налоги, проходить
соответствующие разрешительные процедуры, подвергаться проверкам.

План социально-экономического развития территории — важнейшая
составляющая. Взаимоотношения власти и бизнеса на всех уровнях должны
строиться вокруг совместно разработанного и утвержденного
стратегического плана социально-экономического развития. В Сибирском
федеральном округе это «Стратегия Сибири: партнерство власти и бизнеса во
имя социальной стабильности и устойчивого роста», в каждом регионе —
программа. И в муниципалитете также должен быть свой план, увязывающий
интересы жителей, задачи власти с интересами малого, среднего и крупного
бизнеса.

Что дают программы и планы? Предпринимателям известны намерения
власти, понятны перспективы отдельного поселения, города, региона. Зная,
как будет развиваться территория, какие потребности, что будет иметь спрос,
а что нет, легче планировать развитие собственного бизнеса. Снижается
количество рисков, решения можно принимать взвешенно и обдуманно.

[dme:cats/]

Площадка для экспертизы правовых актов, а также разработки
стратегических планов — это консультативные или совещательные органы, в
которых участвуют представители власти, бизнеса, ученые, сторонние
эксперты. На уровне Сибирского федерального округа для этого создан
Высший экономический совет. В ряде регионов существуют свои структуры,
которые обсуждают взаимодействие бизнесменов и власти. Такие органы
должны быть на всех территориях, при исполнительной и представительной
власти поселения, района, города.

И, наконец, кроме совещательных органов, необходимо создать в
рамках государственно-частного партнерства структуры, которые
непосредственно будут работать в той или иной отрасли. Такие структуры
мы видим как один из важнейших механизмов реализации Стратегии
развития Сибири, а также программ и планов развития субъектов Федерации
и муниципальных образований.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры