Недопетая песня...
На сей раз встреча друзей нашего замечательного земляка, тех, кому посчастливилось встречаться с Александром Вампиловым, общаться с ним, состоялась в фойе театра юного зрителя, театра, носящего имя драматурга. Это стало уже традицией: в день его рождения, 19 августа, собираться в тесном кругу -- поговорить, вспомнить былое, просто повидаться. На встречу, посвященную 68-й годовщине со дня рождения Александра Валентиновича, пришли его жена Ольга Михайловна, дочь Елена Александровна, которой на момент гибели отца было всего 6 лет, и впервые гостьей встречи друзей стала внучка -- Машенька.
!I1!Как всегда, к дню рождения А. Вампилова усилиями
фонда, по инициативе и при активнейшем участии его
исполнительного директора Галины Солуяновой готовятся
подарки, организовываются выставки —
художественные, фотографические, выпускаются
специальные издания — книги,
брошюры, открытки. Не стала исключением и нынешняя
встреча. Вниманию собравшихся была предложена
филателистическая выставка «Иркутск времен А.
Вампилова на почтовой миниатюре», любовно собранная
школьницей из второй иркутской гимназии Алиной
Коробовой при содействии работников Иркутской почты.
«Гвоздем» же программы стала презентация
книги доцента Иркутского госуниверситета, кандидата
филологических наук Сергея Смирнова «Недопетая
песня…» с подзаголовком «Девять сюжетов из
творческой лаборатории Александра Вампилова».
Впервые на основе сопоставления различных вариантов
пьес драматурга автор анализирует многочисленные
тексты из его наследия, включая архивные материалы.
— Проблемы изучения творчества А. Вампилова, —
сказал автор монографии, — составляют на сегодняшний
день особый историко-культурный и
историко-литературный пласт и могут быть с полным
правом классифицированы по аналогии с
пушкиноведением и чеховедением как вампиловедение.
На современном этапе исследования заслуживает
внимания каждое слово Вампилова, а выявление его
эстетических принципов позволяет приблизиться к
тайнам художественного творчества, являющего собой
небывалую свободу, гармонию и раскрепощенность духа.
!I2!— При жизни автора, — продолжает С. Смирнов, — не
было выпущено ни одного сборника всех написанных им
драматургических произведений, а пьесы и отрывки из
них, публиковавшиеся главным образом в печатных
изданиях Иркутска, отличались существенными
разночтениями. Над некоторыми сюжетами Вампилов
продолжал работать годами, внося в тексты
разнообразную правку, что лишний раз свидетельствует
о творческой взыскательности драматурга, его
высочайшей требовательности к себе. Мне захотелось
сделать своеобразный научный сводный комментарий,
«пройтись» по всему творчеству Вампилова, чтобы эта
книжка представляла собой не только
литературоведческий интерес, но и была востребована
всеми, кого интересует творчество Вампилова. Скажем,
мало кто знает, что существует четыре редакции «Дома
окнами в поле». Пьесу всегда печатали по тексту,
напечатанному в журнале «Театр», в то время как
авторская редакция была опубликована в газете
«Советская молодежь». Неожиданно выяснилось, что есть
еще один вариант, отличавшийся от других, — он
появился при жизни автора в газете «Молодежь
Бурятии». Мы сделали запрос в Улан-Удэ, оттуда
любезно прислали оттиск.
Что касается «Утиной охоты», то известно, что
Вампилов вписывал в экземпляры альманаха «Ангара»
своим друзьям купюры, выброшенные цензурой. Я имел
возможность ознакомиться с экземплярами,
принадлежащими двум разным людям, — вставки
совершенно идентичны.
В книге в качестве опорных
используются архивные рукописные и машинописные
экземпляры, переданные на хранение в Иркутский
областной фонд А. Вампилова вдовой драматурга Ольгой
Михайловной Вампиловой и его сестрой — Галиной
Валентиновной Гусевой.
К сказанному добавим, что все участники традиционной
встречи получили приглашение на открытие 78-го
театрального сезона. Его визиткой стала премьера
спектакля «Сарафановы» («Старший сын») в постановке
режиссера Виктора Токарева.