Высшая школа -- фабрика безработных?..
Говорят, в Советском Союзе было 600 высших учебных заведений. Сейчас их в России около 3 000... Что это -- коренная перестройка экономики, наконец в полной мере заработавшей по новым, рыночным стандартам, или не более чем уродливые реалии неспокойного времени? И что же на самом деле происходит с той армией самых разнопрофильных специалистов, которую выпускают наши вузы? Разобраться в этом вопросе попробовал наш внештатный корреспондент, вчерашний студент Иван КИНЩАК.
Получение диплома — это, пожалуй, последняя черта,
переход которой окончательно отделяет юность от
взрослой жизни. За спиной остаются
предэкзаменационные ночные бдения, исполненные
атмосферы всеобщего братства, и, по большому счету,
практически беззаботная жизнь. Беззаботная в том
смысле, что крыша над головой есть (место в
общежитии, снимаемое вскладчину жилье, родительская
квартира); денег, как правило, худо-бедно хватает
(родители помогают плюс разного рода подработки, без
которых жизнь студента и не жизнь вовсе, а так…).
Самое главное — совесть чиста и перед родителями, и
перед собой: чувствуешь себя при деле. Главное — до
поры до времени не думать о будущем, чтобы невзначай
не вогнать себя в депрессию. А поводов для
расстройства предостаточно…
…После получения заветной «корочки» и последних
слез, пролитых по поводу окончания самой прекрасной,
по мнению некоторых, поры в жизни, в свои права
вступает суровая реальность. Становится ясно, что
надо что-то делать со своей жизнью. И сразу же перед
глазами возникают восторженно-волнительные картины
пятилетней давности, когда, закончив школу,
чувствуешь себя совсем взрослым и весь мир лежит
перед тобой — он только смиренно ждет, склонившись в
почтительном поклоне, какую из дорог, ведущих к славе
и богатству, ты выберешь. Благо вариантов, как
кажется, море. И все они соблазнительно-заманчивы. И
зачастую похожи друг на друга, как близнецы. вузов в
городе — масса, при этом выбор специальностей в одном
из них мало чем отличается от другого.
Но различие начинает чувствоваться с первых недель
учебы. И заключается оно, прежде всего, в престиже,
которым обладает институт. Вроде бы немного, но,
учитывая ситуацию на рынке труда, весьма
принципиально.
К высшим учебным заведениям Иркутска, которых с
полным правом можно назвать гордым именем Alma Mater,
обычно относят госуниверситет, технический
университет, университет экономики и права; отчасти
медицинский и железнодорожный университеты. У
выпускников этих прославленных университетов шансы
найти работу, как правило, максимальные. Но… Какую
работу и по какой специальности?
В подавляющем большинстве случаев специальность,
записанная в дипломе, не имеет никакого значения. Но,
похоже, так продолжается уже достаточно давно: еще
Хрущев признавал, что страна выпускает больше
специалистов, чем ей нужно. В чем же тогда ценность
высшего образования? В нем самом? Но не все так
однозначно!
Реальная (и весьма перспективная) возможность найти
свое место в жизни есть у выпускников факультетов,
готовящих программистов, сетевиков, специалистов по
аппаратному обеспечению и в области защиты
информации. Компьютерная грамотность, похоже, требует
определенного склада ума, и овладение ею неотделимо
от серьезных фундаментальных дисциплин, изучаемых на
математическом, физическом и некоторых инженерных
факультетах. Я не знаю ни одного, например, молодого
физика-теоретика по диплому, который бы целиком
посвятил свою жизнь раскрытию тайн вселенной, или
специалиста в области функционального анализа,
зарабатывающего на жизнь одной лишь наукой. Изучаешь
математику или физику — параллельно познавай мир
«разумного электричества», благо возможностей для
этого на соответствующих факультетах уйма. Если
говорить о специальностях, связанных с точными
науками, то овладение ими — неплохая гимнастика для
мозгов и отличная основа для изучения информационных
технологий. Если верить газетам с объявлениями и
информации с сайтов кадровых агентств, спрос на таких
специалистов есть. Одним словом, хорошее знание
компьютера — это хороший кусок хлеба. А если ты еще
не ленился изучать «железо», языки программирования,
то твои шансы резко возрастают. Я бы даже сказал, что
спецы в области информационных технологий — это
своеобразная интеллектуальная элита. Хотя, говорят,
лучшие в мире программисты не имеют высшего
образования…
Совершенно другая ситуация с выпускниками
гуманитарных факультетов. Их можно условно разделить
на несколько групп.
Первая группа — дети успешных родителей, либо
имеющих свое дело, либо представляющих собой
профессиональные династии, например, юристов. Для
таких отпрысков диплом, как правило, либо вопрос
престижа (как индикатор того, что у человека что-то
есть в голове), либо своеобразный пропуск в
профессиональную группу (в прокуратуру, налоговую
службу, корпорацию юристов и т.п).
Вторая группа — это светлые головы, которые при
известных пробивных навыках тоже имеют шансы найти
свое место под солнцем. Но похоже, что и им без
«блата» дорога в хлебные места заказана.
Третий пласт — выпускники специально-технических
факультетов: инженеры-железнодорожники, энергетики и
т.п. Если твоего желания учиться хватило на то, чтобы
показать себя с лучшей стороны, то работа по
специальности в профильной отрасли во многих случаях
обеспечена. Другое дело, что далеко не у всех это
желание было…
Четвертая группа — это подавляющее большинство, и
составляют ее выходцы из советско-российского
среднего класса. Родительских связей нет,
гениальностью тоже природа обделила, сильно
напрягаться на учебе желания не было, самостоятельно
пробивать дорогу нет либо возможностей, либо
стремления, в итоге — выкручивайся со своим, пусть и
престижным, дипломом, как хочешь. И разлетаются по
кадровым агентствам личные предложения, покупаются
десятки газет с объявлениями, набираются сотни
увиденных в бегущей строке телефонных номеров… В
итоге оказывается, что слухи о бурном росте
российской экономики, о возрождении производств, о
большой востребованности инженеров сильно
преувеличены. Помаявшись несколько месяцев, такой
молодой специалист приходит к выводу, что в Иркутске,
вообще в Приангарье в большом количестве нужны
охранники, бухгалтеры, торговые представители («с
личным а/м»)
и… девушки по вызову. В итоге человек, имеющий
высшее образование, устраивается в торговлю. И, как
правило, там и остается, потому что первоначальные
профессиональные навыки, полученные в институте,
исчезают за 2-3 года.
Химики торгуют соками, микробиологи — сигаретами,
регионоведы — сотовыми телефонами, журналисты и
филологи — книгами…Да, безусловно, продавец с
высшим образованием, получивший за 5 лет определенные
коммуникативные навыки и хоть какие-то знания, имеет
больше шансов продать товар, чем шалавообразная
пэтэушница. Но ведь сложившуюся ситуацию, при которой
вчерашние выпускники толпами идут в торговлю, —
нормальной не назовешь.
Так есть ли, по большому счету, смысл в такой высшей
школе? Для чего рапортовать на каждом шагу о том, что
повсеместно в вузах внедряются инновационные
технологии обучения, ширятся и множатся международные
связи, открываются дополнительные специальности,
оборудуются новые компьютерные классы? Создается
впечатление, что российское образование понемногу
превращается в доходный бизнес. Или в фабрику,
выпускающую в качестве «продукта» совершенно не
имеющего опыта жизни человека. Если знания получены,
то сплошь и рядом они непригодны в реальной жизни.
Куда девать армию историков, журналистов, экономистов
и юристов? Ведь прочно забыт принцип о том, что на
одного бухгалтера требуется 10 слесарей.
…У студентов остается один выход: использовать
пять лет учебы в вузе с максимальной пользой.
Пробовать себя везде, где только можно. Не бояться
работы, искать варианты. Потому что самое ценное, что
человек выносит из студенчества, — это мало-мальский
жизненный опыт. Чем его больше — тем выше будут
шансы устроиться на работу…