Катанга напрокат
Размышления накануне выборов Катангский район - административная единица Иркутской области, площадью 139 тыс. кв. км, что составляет около 20% от площади всей области. Территория богата полезными ископаемыми: нефть и газ (крупнейшее нефтяное месторождение - Верхнечонское - проходит подготовку к промышленной разработке), каменные и калийные соли, железные и магнетитовые руды, драгоценные и поделочные камни... Климат резко континентальный, зимой температура опускается до - 60 градусов. С, летом средняя температура составляет + 20 градусов. Численность населения, по данным районного отдела статистики на 1.01.2005 года, - 4565 человек. Официальный уровень безработицы - 10%, населения с уровнем доходов ниже прожиточного минимума - 59,2%. Районный центр - поселок Ербогачен, общее количество сельских поселений - 15.
Двойные выборы в кредит
Ситуация, сложившаяся в Катангском районе накануне осенних выборов
мэра района и глав вновь образованных в результате реформы
муниципальной власти муниципалитетов и депутатов Дум, мягко говоря,
странная. Как известно, день выборов в районах назначается сессией
районной Думы в установленные законом для этой процедуры сроки. Кроме
этого, в случае бездействия Думы есть возможность назначения дня
выборов территориальной избирательной комиссией (ТИК). По
постановлению губернатора Иркутской области Бориса Говорина выборы
должны состояться не позднее 9 октября текущего года. В Катангском
районе в связи с реформой должны быть избраны главы четырех вновь
образованных поселковых муниципальных образований, а также,
соответственно, депутаты четырех Дум. Выборы мэра района также должны
были состояться 9 октября одновременно с выборами глав
муниципалитетов. Однако здесь возникли неожиданные или же специально
созданные (как полагают некоторые официальные лица) проблемы. В
положенный по закону срок до 30 июля выборы мэра не были назначены,
причины называются разные.
По словам депутата районной Думы Геннадия Башмакова, внеочередное
заседание Думы по рассмотрению вопроса назначения выборов мог созвать
только действующий мэр Александр Гришин, по совместительству
являющийся председателем Думы, но в конце июня он ушел в отпуск и
покинул территорию района. Между тем, если мэр собирался отдохнуть, этот
вопрос можно было внести в повестку дня на трех состоявшихся июньских
заседаниях Думы. «Депутаты полагали, что внеочередное заседание по
назначению выборов будет назначено на 22 июля, и спокойно ждали
приезда мэра, — подчеркнул Геннадий Башмаков, — однако к тому времени
господина Гришина и след простыл, больше мы его так и не видели». Кстати,
был еще один законный способ собрать заседание Думы — по письменному
предложению не менее 50% депутатов либо по 5% от общего числа
избирателей, однако все эти возможности были упущены. Между тем и.о.
главы районной администрации Елена Дроздова заявила, что заседание
Думы сорвалось «в том числе из-за отсутствия кворума», эту же версию
поддержали и в теризбиркоме. Впрочем, как заметила госпожа Дроздова,
«логичнее было бы провести выборы мэра по окончании срока его
полномочий, то есть в конце марта следующего года».
Между тем назначение выборов по разным датам грозит району
финансовой катастрофой, об этом в один голос твердят все официальные
лица. По словам заместителя председателя ТИКа Владимира Дудельзона,
смета по выборам — 2,5 млн. руб., большую часть которых
составляют транспортные расходы, а основной вид транспорта на
территории района — вертолет. Поскольку этих денег в бюджете района нет,
запрос на получение кредита отправлен в область. Понятно, что разведение
выборов по разным датам удвоит сумму кредита. И в администрации района,
и в ТИКе заявляют, что такое положение вещей не выгодно никому. На
прошлой неделе катангской предвыборной сумятицей наконец
заинтересовалась областная прокуратура. В четверг, 4 августа, районным
прокурором Сергеем Федоровым было получено указание из областной
прокуратуры собрать и отправить документы, разъясняющие причину
сложившейся ситуации. Все необходимые объяснительные, по словам
прокурора, были представлены в областную прокуратуру. Господин Федоров
однозначно заявил, что выборы мэра Катангского района 9 октября были
фактически сорваны из-за отсутствия действующего мэра Александра
Гришина, а также из-за бездействия районной администрации.
Между тем на заседании теризбиркома 5 августа дата выборов мэра была
наконец назначена на 13 ноября, следовательно, область будет вынуждена
профинансировать катангские выборы дважды, с разрывом в один месяц.
Разумеется, это не устраивает областные власти, которые предпринимают
судорожные попытки изменить ситуацию. По словам секретаря
облизбиркома Людмилы Шавенковой, облпрокуратура подала в суд,
заседание должно состояться 10 августа, но «непонятно, как теперь можно
перенести выборы обратно на 9 октября, не нарушив законы по исполнению
всех избирательных процедур». К тому же, по словам госпожи Шавенковой,
теперь нужно отменять решение ТИКа о назначении выборов на 13 ноября.
На вопрос, кому выгодна такая ситуация, официальные лица лишь разводят
руками. Кто понесет наказание за увеличение суммы финансирования
выборов в два раза, тоже неизвестно. Ситуацию, когда глава района
отправляется на отдых в сложнейшей для территории ситуации, когда его
присутствие необходимо, объяснить практически невозможно. Если это не
заранее спланированный политический демарш, то,
видимо, это легкомыслие, непозволительное для
представителя власти. Впрочем, никто в районе не
удивится, если господин мэр по приезде представит
медицинские справки о том, что все это время он
тяжело болел и лечился, — свой неоднократно за четыре
года опробованный и безупречно действующий метод
ухода от всех судебных разбирательств.
«Смешно говорить о каких-то социальных проектах с таким бюджетом»
Районная администрация прославилась в начале нынешнего лета на всю
область забастовкой своих сотрудников в связи с невыплатой заработной
платы. В начале августа прислали кредит из области на сумму 7,5 млн. руб.,
чиновники на время успокоились, однако, по словам и.о. главы
администрации Елены Дроздовой, этих денег хватит только на зарплату за
июль-август. Еще один обещанный областью на осень кредит пойдет, как
утверждают в администрации, уже на покрытие социально значимых
расходов — открытие школ, обеспечение отопительного сезона. В
администрации не скрывают тот факт, что бюджет района «скудный».
Правильнее было бы назвать его нищенским, как считают депутаты
районной Думы. Бюджет 2005 года был принят 29 марта этого года после
долгого противодействия Думы, и только для того, чтобы «иметь
возможность брать кредиты», как объяснила госпожа Дроздова. При
фактически определенных минимальных расходах в 198 млн. руб.
собственные доходы района составляют 8 млн. руб. Этих денег не хватает
даже на покрытие разницы в тарифах на электроэнергию. С таким
бюджетом, по словам Елены Дроздовой, «говорить о каких-то социальных
проектах смешно». Между тем практически все бюджетные организации —
больница, школа — нуждаются в срочной помощи, на которую в бюджете нет
средств. Чиновники признают, что эти объекты «в ужасном состоянии». Так,
здание младших классов ербогаченской средней школы власти были
вынуждены закрыть, признав его аварийность и невозможность
подготовки к учебному сезону. Теперь ребятишки будут ютиться в основном
здании и учиться в две смены, что на севере очень тяжело для здоровья —
уже в 4 часа дня наступает полная темнота, дети будут вынуждены по
страшному морозу возвращаться домой. Районная больница также требует
срочного финансирования, жизненно необходимо медицинское
оборудование, которое могло бы спасти жизнь многим катангским жителям.
Целевые программы не финансируются, заявки, поданные по федеральным
программам, финансируются, по мнению администрации, «слишком поздно»,
когда строительство объектов уже невозможно. Спасающие ситуацию в
других районах договоры о социально-экономическом партнерстве с
представителями крупного бизнеса на Катанге заключать, по словам
чиновников, не с кем: единственная крупная компания — ОАО
«Верхнечонскнефтегаз» еще не развернула полноценные работы на
месторождении. Впрочем, 2 млн. руб. ВЧНГ перечислила администрации по
соглашению, и эти суммы должны возрасти, как рассчитывает
администрация. От многих малых предприятий по заготовке пушнины доход,
сетует госпожа Дроздова, получить «очень проблематично», поскольку эти
организации «скрывают доходы, а проверяющие организации закрывают на
это глаза». Всего же на решение самых неотложных проблем территории, в
том числе создание фонда под досрочный завоз топлива, содержание
зимних дорог, районных аэропортов и взлетно-посадочных площадок и
другие нужды, по подсчетам администрации, требуется
порядка 140 млн. руб.
Между тем, как считают депутаты районной Думы, даже те «крохи
собственных доходов», которые получает район, администрация расходует
абсолютно неэффективно. Так, по словам депутата Геннадия Башмакова,
«первой строкой в бюджете проходит содержание районного
административного аппарата» — 29 млн. руб., хотя по федеральным законам
финансирование аппарата должно быть исключительно из собственных
бюджетных доходов. «В этом году на заседаниях Думы мы дважды
поднимали вопрос о постоянных выплатах премий сотрудникам
администрации, а это очень серьезные суммы, но он так и не прошел», —
подчеркнул господин Башмаков. Впрочем, раздутые штаты и зарплаты
чиновников администрации — не самые серьезные претензии к ее работе, а
их за четыре года правления Александра Гришина у катангчан накопилось
достаточно.
Страдания по коммунальному хозяйству
Коммунальное хозяйство сегодня головная боль практически всех
муниципалитетов, а северные территории в связи с этой проблемой
упоминаются гораздо чаще других. Катангский район в областных СМИ в
связи с проблемами отопительного сезона упоминается реже других
территорий, однако история банкротства местного предприятия
коммунального хозяйства так же поучительна, как и скандальна.
Накопленные к 2003 огромные долги бюджетных организаций перед МПКХ
(муниципальное предприятие коммунального хозяйства) привели к тому, что
администрация приняла решение обанкротить предприятие. Между тем, по
мнению депутатов районной Думы, банкротство предприятия было началом
его краха, спасти предприятие можно было бы, проведя процедуру
оздоровления и придерживаясь принятого графика оплаты долгов (за два
года 3,5 млн. руб.), об этом неоднократно говорил арбитражный
управляющий Петр Жданов. При прежней администрации, которую
возглавляла Галина Головченко, предприятие вышло на реструктуризацию,
работники начали получать зарплату, соответственно, платить текущие
налоги, в свою очередь, наполняя районный бюджет. После избрания мэром
Александра Гришина, новая команда настояла на банкротстве как
единственно возможной мере. Надежды администрации на то, что долги
бюджетников будут списаны и имущество, которое пойдет с молотка, по
дешевке купит вновь созданное предприятие, не оправдались. Хотя
основные фонды — две котельных, водозаборная станция, гараж, здание
конторы и машина УАЗ-452 — действительно вернулись к МПКХ, остальное
имущество в результате трех проведенных аукционов было, по мнению
катангчан, просто разбазарено по бросовым ценам. Особенно жалели
ербогаченцы о почти готовой к открытию коммунальной бане, в которую
оставалось «только тазы закупить». Баня пошла с молотка за 60 тыс. руб.,
хотя только новый шифер на ней стоил вдвое больше этой цены, и теперь от
нее ничего не осталось. Двухэтажное здание комбината бытового
обслуживания также было продано коммерческой организации по низкой
цене, за часть его балансовой стоимости — 140 тыс. руб., хотя
работники образования ходатайствовали о приобретении этого здания для
начальной школы, и мэр Александр Гришин лично пообещал, что просьба
будет исполнена. Впрочем, обещаний у мэра было много, взять хотя бы
недостроенный клуб, на который уже два раза деньги перечисляли из
области и возвращали обратно, но так и не дошли руки у администрации до
этого недостроя, а ведь мэр объявлял его «делом
чести».
Сейчас МПКХ опять накопило кредиторско-дебиторскую задолженность,
зарплата работникам снова задерживается, и уже возникла проблема
забастовок, что ставит под вопрос нормальную подготовку к отопительному
сезону. Замкнутый круг банкротства продолжается.
Еще более любопытная история, уже связанная с судебными
разбирательствами, происходит с предприятием «Гермес-М», напрямую
связанным с МПКХ. ОАО «Гермес-М» было создано в 2003 году для
обеспечения выработки и поставки электроэнергии населенным пунктам
Катангского района, акционерами выступили районный комитет по
управлению имуществом (40% акций) и частные лица (60%). На это
предприятие были переведены все дотации из районного бюджета на
возмещение разницы по энерготарифам, поступавшие ранее на МПКХ,
которое занималось поставками электричества в поселки Катанги. По
результатам проверок районного финансового управления, в начале 2005
года были выявлены серьезные нарушения в деятельности «Гермеса-М» и
заведено уголовное дело, рассмотрение которого затягивается до сих пор.
Суть претензий контролирующих органов в следующем. Во-первых, «Гермес-
М» до сих пор не имеет лицензии на услуги этого рода, что является
грубейшим нарушением. Во-вторых, постановления Минэнерго, по которым
производится учет выработки электроэнергии, гласят, что учет производится
исходя из показаний счетчиков электроэнергии. Однако «Гермес-М»
придумал свою собственную систему учета: по расходу топлива на час
работы двигателя, нормы расхода которого не утверждены. То есть
теоретически руководство «Гермеса-М» имеет возможность списать
количество использованного топлива по максимуму, поскольку установить
его фактический расход как раз нет возможности, как и реализовать его
по своему усмотрению, на тех же зимниках, например. Как следует из акта
проверки райфинотдела от 25 января 2005 года, фактически по
бухгалтерским документам реализация электроэнергии составила 198 тыс.
квт/ч. Разница 579,3 тыс. квт/ч составила неучтенная электроэнергия, на
выработку которой перерасход ГСМ составил 2 млн. 851,6 тыс. руб. Выписка
из уголовного дела N 49961 ст.17 ч.2 УК РФ от 30.05.2005 г.: «По
результатам проверки райфинотделом, деятельность ОАО «Гермес-М» по
продаже электроэнергии населению без лицензии причинила особо крупный
ущерб государству в сумме 2 851 600 руб.». Впрочем, это дело до сих пор
ждет судебного решения, затягивающегося из-за проведения финансовой
проверки. А там, глядишь, и зима настанет, проверяющие побоятся ехать в
мороз на Катангу, и дело закроют, как
уже закрыли уголовное дело против мэра Александра Гришина по незаконному
получению им пенсии как врачом-эпидемиологом, которым он никогда не
являлся.
Вернуться назад? Необходимо!
Совокупность всех этих фактов 3,5-летнего правления администрации мэра
Александра Гришина и его команды (несколько месяцев срока своего
правления мэр закрыл медицинскими справками и бюллетенями, и его
обязанности исполняла заместитель Елена Дроздова) может привести
внимательного наблюдателя к вопросу: куда же глядели катангчане, отдавая
напрокат на четыре года свой район человеку с такой
репутацией. Ведь, по рассказам депутатов Думы, уважаемых в Ербогачене
людей, пенсионеров, ветеранов, прежний мэр Катангского района —
Галина Головченко социальные проекты под сукно не складывала, хотя
бюджет и тогда нельзя было назвать полной чашей. Это при ней район
первый в области рассчитался с долгами по заработной плате, было
заложено здание клуба (которое так не было достроено
при нынешней администрации,
хотя деньги из области на строительство выделялись),
по проекту почетного гражданина Ербогачена Владимира
Ухова построен мост, заложена смета на строительство
районной больницы. Люди признают, что прежний мэр
наработала деловые связи и с областной
администрацией, и с губернатором, и с представителями
крупного бизнеса, работающего на территории. При
Галине Головченко действовал принцип жесткой
экономии: аппарат администрации был минимальным, и
зарплату не назовешь высокой, но работали чиновники
ее команды эффективнее. Не было тогда
возможности пристроить на «теплое место» в
администрацию ни свата, ни брата. А вот господин
Гришин нашел возможность взять на работу столько своих
сторонников, что раздутым штатам администрации
даже старого здания не хватило — пришлось арендовать
помещения, разумеется, за счет бюджета. Слишком
дорого обошлась району новая команда.
Катангчане утверждают, что на свободную кадровую политику нового мэра
начали равняться и другие организации. Почему бы не помочь родственнику
или знакомому, если есть возможность и обеспечена безнаказанность, а
заодно избавиться от неугодных людей. Вот, например, в центре занятости
такая история была. И.о. директора Наталья Инешина оформила на пособие
по безработице свою подругу, проживающую в другом городе. Девушка
исправно получала средства, пока работники бухгалтерии центра не
обратились в прокуратуру. Правда, деньги дама вернула до суда, но главная
виновница никакого наказания не понесла, более того, продолжает занимать
свою должность, а вот слишком бдительному бухгалтеру пришлось
уволиться. Вроде бы мелочь, однако очень показательная для района в
последние годы.
Как считает депутат Геннадий Башмаков, у руководства района две главные
задачи: наполнить бюджет и рачительно его использовать. Чтобы доходы в
бюджете были, нужно поддерживать предприятия и иметь связи с
вышестоящей властью. Между тем, в период руководства
Александра Гришина районом
перестал функционировать лесхоз, что для таежного
района вообще невероятно; налоговую службу передали в
Киренский район, оставив в Ербогачене троих рядовых
сотрудников, закрывались малые предприятия,
распродавалось имущество. Доходная часть бюджета
таяла на глазах. Оставалось только идти с протянутой
рукой к губернатору, в областную администрацию. Но и
тут, как считает депутат, мэр не проявил особого
таланта, выгодные для района контакты наладить не
смог. Достаточно отметить такой факт: мэр Александр
Гришин принял район с текущим долгом около 20 млн.
руб. за топливо, сейчас общая сумма долгов, по
подсчетам депутатов Думы, минимально составляет 72
млн. руб.
Конечно, выводы предстоит сделать самим катангчанам.
Если сегодня сложилась такая экономическая и
политическая ситуация, что районная власть должна постоянно
просить средства на жизнь своей территории у вышестоящей власти и
крупных предприятий, ведущих свою деятельность на этой
территории, то мэр должен делать эту работу хорошо. А это, в свою
очередь, возможно только при условии хороших связей, постоянной и
очень настойчивой работы руководства района с бизнесом и
областной властью. Ведь, по большому счету, населению района
нужны результаты работы выбранной власти, а не оправдания
бездействия, которыми три года прикрывалась команда действующего
мэра.
P.S. Вчера стало известно, что областная прокуратура
отозвала иск, связанный с назначением даты выборов мэра
Катангского района. Соответственно, 9 октября состоятся
выборы глав вновь созданных муниципалитетов и депутатов
дум, а 13 ноября — выборы мэра района.