Главное условие
Приангарье накануне муниципальной реформы На днях губернатор Иркутской области Борис Говорин провел совещание с главами муниципальных образований. О том, с какой целью были собраны мэры городов и районов Иркутской области, в беседе с нашим корреспондентом Владимиром КИНЩАКОМ рассказывает исполняющий обязанности руководителя администрации губернатора Александр ВЕДЕРНИКОВ.
— 8 июля на заседании Государственной Думы
рассматривался ход реформы местного самоуправления,
готовность к ней на местах. В результате обсуждения
депутаты пришли к выводу о необходимости более
плавного и гибкого проведения реформы. В итоге в
закон N 131 были внесены поправки, которые Дума и
приняла в первом чтении. Сразу после этого в прессе
появились комментарии, из которых при желании можно
сделать вывод, что реформе пришел конец. Более того,
раздавались голоса о том, что, поскольку, как можно
предположить из сделанных к закону поправок, у
муниципальных образований к этой реформе готовности
нет никакой, то и намеченные на октябрь выборы
проводить не надо.
Вот почему, прежде чем губернатор подписал
постановление о проведении выборов, было решено еще
раз, что называется, сверить часы и послушать мнения
руководителей муниципальных образований о начале
реформы.
Борис Говорин очень внимательно выслушал всех
выступивших глав муниципальных образований — прежде
всего глав муниципальных районов, которые в первую
очередь подпадают под действие закона. Практически
все участники совещания решили, что останавливать
реформу нельзя. Необходимо двигаться вперед.
Вопросы, которые возникают при подготовке к реформе,
связаны в основном с имущественным блоком и
межбюджетными отношениями. Они сегодня
рассматриваются и решаются. Есть надежда, что до
конца года все они будут отработаны. Так что и речи
не было о том, чтобы реформу остановить.
Кроме того, по сути дела, законодательной базы,
позволяющей не назначать проведение выборов 9
октября, в РФ вообще не существует.
Речь шла о том, готовы ли главы муниципальных образований к проведению муниципальной
реформы и выборов. Мы получили положительный
результат.
В результате 26 июля подписано постановление
губернатора, определившее срок проведения выборов: 9
октября. Оно опубликовано в «Восточно-Сибирской
правде». А мы с сегодняшнего дня приступаем к
выполнению решений, которые приняты ранее, и
начинаем подготовку к выборам 9 октября.
— Насколько представительным было совещание,
Александр Анатольевич?
— На совещании присутствовали первые лица почти
всех территорий. По уважительным причинам, в
основном из-за неувязок с транспортом, не было
представителей из Усть-Илимска, Усть-Кута и
Казачинско-Ленского района. Кроме того,
присутствовали руководитель Законодательного
собрания области Виктор Круглов, прокурор области
Анатолий Мерзляков и председатель областной
избирательной комиссии Виктор Игнатенко. И, конечно
же, в совещании приняли участие все члены нашей
областной комиссии.
— На чем основано единодушие руководителей
муниципальных образований? Из каких критериев
готовности к реформе исходили участники совещания и
губернатор?
— Основным условием, говорящим о том, что мы в
полном объеме можем переходить к выборной кампании,
являются результаты работы, проведенной нами в 2004г.
Требовалось сконструировать новое территориальное
устройство региона. С этой целью в декабре 2004г.
Законодательное собрание области приняло 35 законов.
В результате образовано 392 муниципальных
образования. Из них первого уровня — 67 городских
поселений и 289 сельских поселений. Кроме того,
организовано 27 муниципальных районов и 9 городских
округов. Таким образом, территориальное устройство
Иркутской области сформировано.
Затем в соответствии с планом мероприятий,
утвержденным губернатором Иркутской области еще в
марте 2004 года, необходимо было создать правовую
основу для подготовки и проведения выборов местных
органов власти в новых муниципальных образованиях.
Разработаны и утверждены документы, определяющие
сроки полномочий глав муниципальных образований,
численность депутатского корпуса. Решены вопросы
формирования избирательных комиссий и финансового
обеспечения.
Важным условием готовности было внесение поправок в
уставы муниципальных образований, что следовало
сделать до 1 июля. На сегодняшний день эта работа
завершена во всей области ,за исключением одной
территории. В Братске городская Дума к
установленному времени не внесла поправки в свой
устав. Мы обратились в прокуратуру с просьбой
исправить эту ситуацию. Прокуратура направила дело
на рассмотрение в суд. Хочу по этому поводу
заметить, что в любом случае мэр г. Братска 9
октября 2005 г. будет избран — соответствующее
решение принято Иркутским областным судом 4 августа.
— Насколько я знаю, были конфликты в связи с
установлением границ муниципальных образований и их
статусом. Они разрешились?
— У нас были три конфликтные ситуации. Шла речь о
наделении статусом городских поселений Нижнеудинска
и Алзамая, который до этого входил в муниципальное
образование город Нижнеудинск. В данном случае
Законодательное собрание, принимая соответствующий
закон области, исходило из норм 131 федерального
закона, который не допускает наличия двух городов в
границах одного муниципального образования.
Возражения администрации Нижнеудинска, направленные
сначала в областной, а затем в Верховный суд, были
отклонены. Подтверждена правомерность закона,
принятого ЗС области.
Органами местного самоуправления города Тайшета были
внесены проекты законов области о внесении изменений
в соответствующий Закон области о статусе и границах
в части определения муниципального образования
Тайшетский район, в состав которого вошли городские
поселения Тайшет, Бирюсинск и Юрты, вновь
образованным. Впоследствии инициатива городом
Тайшетом была отозвана.
Непростая ситуация возникла в Ангарске, в состав
муниципального образования которого ранее входили
поселки Мегет, Савватеевка и Одинск. Им в
соответствии с законом Иркутской области были
присвоены статусы городского (Мегет) и сельских
поселений.
Решение далось непросто. Но здесь губернатор принял
меры, которые позволили выйти из назревающего
конфликта.
Была организована рабочая группа, состоящая из
представителей Ангарска — почетных граждан Ангарска
и руководителей муниципального образования,
депутатов ЗС и администрации Иркутской области.
Группа 5 дней работала в Москве. Ситуация
рассматривалась на уровне Государственной Думы,
Совета Федерации, Администрации Президента, а также
Министерства регионального развития. Закон, принятый
Законодательным собранием, признан правильным:
Ангарск и Мегет — городские поселения, Савватеевка и
Одинск — сельские поселения.
— В течение двух лет администрация области
проводила работу по подготовке специалистов для
новых органов местной власти. Но есть ли гарантии,
что 9 октября народ изберет именно тех людей,
которые прошли профессиональную подготовку?
— Вопрос на самом деле не очень простой. Мы
стараемся учитывать ситуацию, которая может
возникнуть после избрания глав муниципальных
образований, депутатского корпуса. Проводится
тщательный анализ всех кандидатур, которые,
вероятнее всего, будут выдвигаться на предстоящих
выборах на уровне сельских и городских поселений.
Это ни много ни мало 356 глав муниципалитетов.
Здесь есть один нюанс. По сути, новая
территориальная схема Иркутской области строилась на
основе существующих сегодня сельских и поселковых
администраций — они организованы, они работают,
новых добавится у нас 22 муниципальных образования —
сельских и городских поселения.
Так что проблема не столь велика, как может
показаться. Но она есть.
Что будет нового? Во-первых, главы этих территорий
до сего времени не избирались, а назначались.
Второе, они все сегодня сидят на бюджетной смете,
утвержденной Думами районов. А сейчас, по новому
закону, — выборы, свой устав, свой бюджет,
определенная самостоятельность. Конечно,
прогнозировать результаты выборов сложно. Поэтому мы
готовимся. В соответствии с решением, принятым
губернатором, мы выезжаем на места, стремясь
охватить всю территорию области, встречаемся с
депутатами всех уровней, со всеми работающими
главами сельских и городских поселений. Особое
внимание уделяем финансовым подразделениям.
Мы планируем в течение трех месяцев после выборов
собрать глав вновь образованных муниципальных
образований и финансистов и провести с ними занятия.
На этот год выделено около 11,5 млн. руб. на их
обучение. По территориям Иркутской области
организуются «кустовые» учебные семинары.
Муниципальные образования собраны в группы (кусты)
по транспортной схеме. Должен сказать, что мы и
сейчас занимаемся обучением, только за первое
полугодие провели 4 областных семинара. Серьезная
работа проводится и в самих муниципальных
образованиях. И она не закончится с выборами.
На 2006 — 2008 годы нами разработана программа
кадрового обучения муниципальных служащих,
работающих в органах местного самоуправления. Но
губернатор правильно сказал на совещании с мэрами,
что самое главное — практика. 27 июля Борис Говорин
провел встречу с представителями всех политических
партий и общественных организаций, работающих на
территории Иркутской области, на которой эта тема
обсуждалась. Понимая суть и задачи этой реформы, мы
хотели бы консолидировать все наши усилия и очень
грамотно подойти к подбору кадров.
— Серьезнейшей проблемой остается финансирование
деятельности муниципальных образований. По новому
закону они должны обеспечивать себя сами. Каковы
перспективы, что это удастся сделать?
— Проведена большая работа по оценке налогового
потенциала практически каждого поселения. Могу
назвать несколько интересных цифр, характеризующих
состояние области. Доходы местных бюджетов в 2004
году с учетом тех решений, которые были приняты
губернатором (централизация выплаты заработной
платы, оказание помощи по подготовке к зиме,
выделение кредитных ресурсов,) составляют порядка 18
млрд. руб. Из этих 18 млрд. собственные доходы —
чуть более 9 млрд. руб. Поэтому сейчас достаточно
серьезно обсуждается тема межбюджетных отношений и,
в первую очередь, изучаются налоговый потенциал и
доходы первого уровня, а также возможности
финансовой самостоятельности муниципальных
образований. На двух уровнях власти в соответствии с
законом создается бюджет выравнивания: один — в
муниципальном районе, для распределения финансов
между поселениями, второй — на уровне субъекта
федерации.
Уже подготовлен проект закона области о наделении
органов местного самоуправления второго уровня
государственными полномочиями по выравниванию
бюджетного дефицита поселений, входящих в
муниципальный район. Понятно, что сейчас по этому
поводу идет дискуссия. Но я должен сказать, что и 20
лет назад денег не хватало. Сейчас трудно
предсказать действия центральной власти по этому
поводу власти. Но недавно в прессе промелькнула
информация, что в федеральном бюджете 2006 г.
дополнительно запланировано 34 млрд. руб. для
поддержки муниципальных образований первого уровня.
Учитывая, что у нас появится 24 тысячи поселений,
цифра скромная.
В этой проблеме есть момент, который нас сегодня
беспокоит, — заинтересованность самих поселений в
наращивании налогооблагаемой базы. Закон
предполагает ответственность населения за решения,
которые принимаются местной властью. Сегодня уже
есть понимание того, что нельзя просто сидеть и
ждать, когда кто-то принесет деньги. Люди начали
заниматься сельским хозяйством, сдавать молоко и
другие продукты. Во многих случаях местные органы
власти такие инициативы энергично поддерживают.
Население должно принять участие во всем, что
касается жизни муниципального образования, будь то
сельское поселение или город, — это главное условие
успешного проведения реформы.
Первым значительным и во многом определяющим шагом,
который предстоит сделать жителям Иркутской области
в этом направлении, станут муниципальные выборы 9
октября 2005 года.