издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Акцизный заслон

  • Автор: Беседовала Елена ЕРЕМЕНКО

О качестве и безопасности алкогольной продукции в последнее время говорится достаточно много. И не только в Приангарье. Поступление на потребительский рынок фальсифицированной и контрафактной продукции - проблема государственного масштаба. О том, как она решается в нашем регионе, рассказывает заместитель начальника управления потребительского рынка и пищевой промышленности администрации губернатора области Наталья ЗАХАРОВА.

— Наталья Викторовна, прежде чем начать разговор о качестве
алкоголя, расскажите, какими путями он поступает на рынок
Иркутской области?

— Поставки алкогольной продукции в область осуществляются за счет
местного производства и ввоза из других регионов России. В
соответствии с действующим федеральным законодательством вся
продукция поступает на рынок Иркутской области только через акцизные
склады оптовых организаций и организаций — производителей алкогольной
продукции, зарегистрированных на территории Приангарья.

Акцизные склады являются своего рода инструментом контроля за
оборотом, легальностью, качеством алкогольной продукции, а также
инструментом учета алкогольной продукции с целью полноты и
своевременности взимания акцизов. На акцизных складах учреждены
посты налогового контроля, которые осуществляют прием алкогольной
продукции на акцизный склад, контролируют ее отпуск со склада и
отслеживают перемещение алкоголя с одного акцизного склада на
другой.

По данным на 1 июля нынешнего года, на территории Иркутской области
работают 27 организаций, имеющих разрешение на учреждение акцизных
складов. Там на региональные специальные марки наносится штрих-код.
Он содержит в себе информацию о производителе, поставщике
алкогольной продукции, наименование алкогольной продукции, ее
крепость и емкость, дату розлива, номер разрешения на нанесение
штрих-кода на партию алкогольной продукции, номер документа,
подтверждающего проверку качества и безопасности, и номер марки.
Марки наносятся на каждую единицу алкогольной продукции. Благодаря
системе акцизных складов с рынка вытесняется нелегальная продукция.

Существующий порядок взимания акцизов базируется на положениях
Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым при реализации
алкогольной продукции организациями-производителями акцизы
уплачиваются в размере 100% от налоговой ставки. Например, при
реализации водки с акцизных складов оптовых организаций 80% от
ставки акциза платит оптовая организация, учредившая акцизные склады,
а 20% — производитель. При реализации вина 65% платит оптовая
организация, 35% — производитель.

— Какие меры предпринимаются в Иркутской области для того,
чтобы ограничить попадание фальсификата к потребителю?

— В соответствии с Федеральным законом «О государственном
регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции» весь товар, где содержание этилового
спирта превышает 9% от объема готовой продукции (кроме натурального
вина), подлежит обязательной маркировке региональными специальными
марками. Чуть ранее я уже упомянула о них.

Маркировка проводится только при условии проверки качества и
безопасности алкогольной продукции. Таким образом, региональная
специальная марка является подтверждением проведения
администрацией области специальных защитных мер, которые включают
в себя проверку качества и безопасности алкогольной продукции,
произведенной на территории России и предназначенной для розничной
продажи в Приангарье.

Кроме этого, в целях защиты потребительского рынка Иркутской
области от некачественной и фальсифицированной алкогольной
продукции с апреля 2004 года администрацией региона введена система
контроля за качеством и безопасностью алкогольной продукции,
предназначенной для розничной продажи на территории области.

Этот контроль включает в себя экспертизу сопроводительных
документов на каждую партию ввозимой продукции, отбор образцов
алкоголя на акцизном складе, оформление акта отбора образцов,
кодирование контрольных образцов алкогольной продукции, выдачу
направления на проведение лабораторных исследований, включающих
полную проверку качества и безопасности, доставку образцов
алкогольной продукции в аккредитованные лаборатории организаций,
проведение лабораторных исследований по проверке качества и
безопасности, раскодирование, а также подготовку заключения о
проведении проверки качества и безопасности.

На каждую партию продукции, получившую удовлетворительную оценку
качества и безопасности, управлением потребительского рынка и
пищевой промышленности выдается уведомление о прохождении
проверки качества и безопасности данной партии алкоголя, которое и
дает разрешение на маркировку алкогольной продукции региональными
специальными марками и включается в штрих-код региональной
специальной марки.

— Какие организации задействованы в этой работе? И можно ли
назвать конкретные результаты их работы?

— Да, администрацией Иркутской области были проведены специальные
конкурсы, по итогам которых заключены государственные контракты.
Контракт на осуществление технических мероприятий, обеспечивающих
проведение специальных защитных мер по проверке качества и
безопасности алкогольной продукции, предназначенной для розничной
продажи на территории Иркутской области, заключен с ОАО «Иркутская
продовольственная корпорация». На проведение лабораторных
исследований алкогольной продукции для розничной продажи
уполномочено ФГУ «Иркутский центр стандартизации и мониторинга».

По результатам проведенной работы в 2004 году выявлено и забраковано
72 тыс. литров алкогольной продукции. Это 23 партии алкоголя,
ввезенные на территорию нашего региона, которые в итоге не были
допущены к реализации. Большая часть продукции — это вина группы
«Портвейн».

В течение первого полугодия нынешнего года забраковано уже почти 328
тыс. литров алкогольной продукции. Это 96 партий. 88,5% всего
забракованного в этом году алкоголя — вино группы «Портвейн».

По всем партиям алкогольной продукции, получившим
неудовлетворительную оценку качества и безопасности, управлением
потребительского рынка и пищевой промышленности направляется
информация в федеральные контролирующие органы, уполномоченные
осуществлять контроль за оборотом алкогольной продукции.

А в заключение я хочу отметить, что сейчас администрацией Иркутской
области проводится большая работа по усовершенствованию системы
контроля за качеством и безопасностью алкогольной продукции, которая
позволила бы поставить непреодолимый заслон перед некачественной и
фальсифицированной алкогольной продукцией на потребительском
рынке области.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры