издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Свежее дыхание лета

В раскаленные солнцем августовские дни хорошо бы оказаться на берегу речки или озерка, затерянного в лесу. Но не каждый человек, обремененный городскими заботами, может позволить себе общение с природой. Впечатления от выставки "Образы сибирского ландшафта" в выставочном зале Иркутского художественного музея имени Сукачева сравнимы с дыханием свежего ветра, спасительной прохлады, ниспосланной после изнуряющей жары.

На картинах знакомые и незнакомые пейзажи нашей Сибири. Возможно, в
подобных местах кто-то был, но видел все по-другому. Наверное, только заслуженный
художник России Владимир Тетенькин в работе «Солнышко» мог изобразить светило
отраженным в воде небольшой речушки. Золотые блики рассыпались повсюду,
озарив скромный пейзаж своим драгоценным блеском. А каким праздничным
стал «Ильин день в Бельске» заслуженного художника Анатолия
Костовского! Краски здесь, словно соревнуясь в своей яркой переливчатости,
изображают деревенские домики, небо, покрывающее их своей лазоревой
красотой. На переднем плане — петухи, утомленные летним зноем, от безделья
готовые вступить в драку. Взгляд художника на природу полон любви к ней, а
мягкий юмор делает ее необыкновенно одухотворенной и живой.

Для бурятской художницы Альбины Цибиковой сентябрь стал месяцем,
раскрывающим красоту природы и женскую красоту. В нем нет ярких красок,
преобладает желтый цвет, чуть приглушенный, будто растворившийся в ветвях
деревьев и волосах девушки, изображенной на переднем плане (картина
«Сентябрь»). Это
конкретный образ и символ времени года, в котором природа все еще
благоухает, но уже готова к увяданию.

Какое же место занимает природа в творчестве художника? На эту тему
рассуждает Анатолий Костовский:

— Мы живем на берегу Байкала; несколько десятков
километров, отделяющих нас от озера,
— по современным меркам не расстояние. Насколько славное
море притягательно! Со всего
мира едут люди, чтобы повидать это чудо природы. Не случайно многие
художники «больны» Байкалом, в том числе и я. Целую серию работ я посвятил
его состоянию, настроению, если хотите, душе. А как прекрасен наш север с
его своеобразной природой! Тунгуска, Ербогачен…Попасть в эти места можно не
часто, но если попадаешь, невольно начинаешь писать. У меня есть работа
«Угрюм-река», в которой я стремился передать абсолютную неповторимость
пейзажа, изображенного на ней.
Контрасты природы помогают выразить наши внутренние чувства. Они
раскрепощают фантазию, делают художника свободным. Природа становится
поводом для обобщения, гиперболизации, метафоричности, вплоть до
абстракции. Образы, которые создает художник, — это философия,
мировоззренческий мир, и все мы, к счастью, разные.

Тому есть подтверждение на выставке. В работах народного художника
Виталия Смагина образ природы ассоциативен, он не выражен в
конкретизации ее видов. Скорее, они, эти виды, — отражение эмоционального
состояния человека, оказавшегося перед чудом мироздания, открывшегося
перед ним. Смагин мыслит абстрактно, соединяя свое чувственное начало с
философским обобщением видения природы в ее гармонии и
конфликте.

Конфликт присутствует во многих работах, представленных на выставке.
Выражен он в разрушениях и последствиях стихий — это поломанные деревья,
сникшие под порывами ветра травы, цветы. В заваленных
снегом домишках, замерзших от стужи окнах тоже присутствует конфликт
природы и человека. И все же большинство картин повествует о гармонии
мира. Природа в них показана в ее совершенстве, той красоте, которая вызывает
восторг и стремление любоваться ею.

— Практически каждый художник обращался к пейзажному жанру,
— говорит организатор выставки искусствовед Тамара
Драница. — Вспомним
миниатюры Аркадия Вычугжанина, пейзажи Галины Новиковой. Художники
любят природу, ее много, но, с другой стороны, в какое время мы живем?
Нашу эпоху называют постиндустриальной, естественные отношения с
природой превратились в ее потребление. Мы покупаем, продаем, вырубаем и
захламляем леса, они стали для нас «продуктом», приносящим немалый доход.

Между тем на Руси не только в литературно-поэтическом и художественном
творчестве, но, у народа отношение к природе было любовным.
Вспомните: реченька быстрая, березонька кудрявая, цветочек лазоревый.
Пожалуй, нет ни у какого другого народа такого душевного, трепетного,
одушевленного отношения к природе, как у русских людей. Природа имеет
божественное начало, и художники выступают его проводниками. Вспомним
Тютчева:

Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Даже если художник не понимает поэтического языка, он просто слушает эту
чудную музыку. Настало такое время, в котором, кроме политических и
экономических проблем, очень остро стоит проблема экологическая.
Наверное, настала пора находить если не
гармоничные, как у наших предков, то хотя бы нормальные отношения с природой.

Выставка «Образы сибирского ландшафта», кроме созерцания красоты
представленных на ней работ, вызывает множество чувств и мыслей, которые,
действительно, умиротворяющими не назовешь.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры