Заснул за рулем -- оказался в беде
Печальная статистика предупреждает: аварии на наших дорогах уносят ежегодно десятки тысяч жизней. Но никем не подсчитано, сколько жертв дорожно-транспортных происшествий на счету так называемой "сонливости" водителей. Между тем фактор этот коварен; выражение "вести машину в полусонном состоянии", возможно, звучит несколько легкомысленно, как бы подчеркивает лихость шофера, но на самом-то деле оно полно трагического смысла. Несчастные случаи, вызванные засыпанием за рулем, -- печальная действительность нашего суматошного времени.
Нечего говорить и о том, что в летнюю пору
риск трагедий, вызваннных столь «нелепой», столь
«несерьезной» причиной, многократно возрастает.
Вождение в состоянии сонливости ничуть не менее
опасно, чем под влиянием алкоголя. Все это
заставляет говорить о сонливости как о болезненном
синдроме, угрожающем жизни не только самих
водителей, но и пассажиров.
Сонливость вызывается несколькими факторами:
временем наших индивидуальных внутренних
биологических часов; сменой дня и ночи; наконец,
количеством времени, проведенном нами в состоянии
бодрствования. Очень важно иметь в виду, что сигналы
наших внутренних часов (их называют циркадными ритмами)
вызывают сонливость дважды в сутки: перед ночным
сном и через 12 часов — во время дневной «сиесты». Не
учитывать этой особенности организма, садясь за
руль, — значит подвергать неоправданному риску и себя,
и своих близких. Взрослому человеку требуется в среднем
8 часов сна. Если вы систематически недосыпаете,
дефицит полноценного отдыха организма возрастает.
Чем дольше мы стараемся «перебороть» сон, тем
реальнее угроза нашей жизни на дороге. Замедляются
реакции, понижается внимание, сдает память. Между
прочим, «недосып» только в один или два часа
ухудшает нашу способность водить автомобиль в
большей степени, чем предельно допустимая
концентрация алкоголя в крови. Исследования медиков
доказали: более 60 процентов взрослых спят куда
меньше восьми часов в сутки. Постоянное желание
спать вообще грозит необратимыми трагическими
последствиями. А если вы в таком состоянии сели за руль
— в особенности. Не существует достоверных тестов по
определению этого опасного физического и психического состояния,
да и сами водители, если, как говорится, «бог миловал»,
не всегда осознают истинную причину критической
ситуации. Но, согласно отчетам, конечно, далеко не
полным, 4 процента всех ДТП с летальным исходом
вызваны дефицитом сна у человека, сидящего за рулем.
Отслежено и наиболее рисковое время суток: с
полуночи до 8 утра и промежуток между 1 и 3 часами
пополудни. Если накануне вы недоспали, лучше в эти
часы за руль не садиться.
Медицинские методики лечения патологий сна (а ими
страдают миллионы людей на планете) хорошо
разработаны. Проявлениями таких болезненных
состояний являются громкий храп, недостаток
воздуха во сне или даже мгновенная остановка
дыхания. Еще один признак патологии сна —
хроническая дневная сонливость. Беда в том, что большинство
людей, страдающих недугами сна, грозящими, кстати, и
развитием болезней сердечно-сосудистой системы, относятся к ним,
как к чему-то несущественному, несерьезному, не требующему
вмешательства врачей. Между тем, когда речь заходит
о нашем с вами здоровье, не должно быть разделения
болезней на «серьезные» и «несерьезные».
Расстройства сна должны быть диагностированы и
адекватно пролечены врачами-сомнолагами.
Что касается водителей, как профессионалов, так и
любителей, то они должны четко знать объективные признаки
сонливости. Если человек не в состоянии вспомнить,
как он проехал последние несколько километров; если
его автомобиль пересек разделительную черту на
дороге или промчался мимо дорожных ограничителей;
если внимание водителя ослаблено, а зевота
одолевает, — в самый раз съехать на обочину и
поспать.
Кстати, овладеть «наукой» нормального ночного сна может
каждый из нас. Требования, с точки зрения физиологии
нашего организма, не столь и сложны. Придерживаться
регулярного времени утреннего подъема с постели даже
в свободные от работы дни; ложиться в постель только
при появлении желания спать. Если в течение 20 минут
вам не удалось заснуть, лучше встать с постели и
заняться каким-нибудь спокойным делом. Сомнологи
советуют не спать днем. Но если невтерпеж, то
стараться дремать в одно и то же время и не более
одного часа. Физическая активность должна быть
регулярной. Наиболее интенсивная — по крайней мере
за 6 часов до ночного сна, а легкая — ближе к
вечеру. Не наедайтесь на сон грядущий; не пейте кофе
во второй половине дня; не принимайте алкоголь при
появлении даже легкой сонливости, потому что и
небольшая его доза в сочетании с усталостью ведет к
беде. Придерживаясь этих нехитрых правил, вы сможете
обойтись без снотворных, привыкание к которым ничего
доброго не сулит.
Наконец, главное напутствие: о своем благополучии, в
том числе о здоровье, каждый человек обязан прежде
всего заботиться сам. Бахвальство, небрежение любыми
«мелочами», в том числе такими, как сонливость,
недопустимы. Жизнь дается единожды, ну а трагедии,
связанные с «глупыми оплошностями» часто бывают
необратимы.