издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Илья Смольков: Я закрываю глаза и вижу, что захочу

  • Автор: Светлана БОРИНА

Четыреста персональных выставок и более трехсот оформленных книг. Все это он успел сделать в свои восемнадцать лет.

Когда Илье исполнилось пять лет, его мама Татьяна
Смолькова — архитектор, живописец и искусствовед (у нее три
высших образования) — организовала в Доме пионеров выставку
сына. В то время казалось, что это игра, как многие игры,
придуманные взрослыми для своих детей. Но все оказалось
значительно серьезнее. После Иркутского Дома пионеров его
выставка попала в Японию, получила восторженные отзывы не
только у зрителей, но и у солидной критики. Мальчика заметила
Рут Майдер — организатор музея современного искусства в
Америке. По художественным пристрастиям ее можно назвать
человеком мира. В Иркутске из многочисленных художников
ей понравился Илья, которого она и взяла под свою опеку, став
его менеджером.

Согласитесь, не у каждого столичного или
провинциального художника может быть своеобразный
продюсер — организатор продвижения его творчества. В
Иркутске он, пожалуй, есть еще у Даши Намдакова —
скульптора, работы которого выставляются в самых
престижных галереях мира, преподносятся в дар президентам.
Кому дарит свои работы Илья Смольков, знает только он и его
мама, потому что в договоре с Рут — взрослом и очень жестком,
оговаривается и этот пункт. Работы Ильи, если они написаны
даже в глубоком детстве, могут продаваться не менее чем за
двадцать тысяч долларов. Правда, эта сумма делится на
составляющие, из которых юному художнику достается
только незначительная часть.

Поводом для разговора о творчестве юноши,
художественные интересы которого распространяются на
живопись, графику, дизайн, послужила выставка в арт-галерее
на бульваре Гагарина, которая предшествует его персональной
выставке в Третьяковской галерее в Москве. В столице он
выставлялся не раз, но чтобы в самом знаменитом
выставочном зале русского изобразительного искусства — это в
его биографии впервые.

Илья рисует так, как многие дети поют. Прочитав «Алису
в стране чудес», он тут же сделал иллюстрации. С той поры он
оформляет книги, выпущенные в самых разных
издательствах мира.

Илья говорит: «Когда не знаешь законов рисования, не
сомневаешься». Во время работы, вернее, игры, пишет так, как
велит ему щедрое сердце и ничем не ограниченное
воображение. С самого раннего возраста он неравнодушен,
умеет мыслить социально. Одна из его работ называется
«Умирающий дом» — это пейзаж нашего Иркутска, с бывшим
домом- красавцем, ставшим сегодня согбенным,
состарившимся, заброшенным. Илье этот деревянный дом
кажется живым и одушевленным. Глядя на него, душа
начинает болеть так же, как она болит при виде старушки,
вынужденной стоять на паперти с протянутой рукой.

Илья замечает многое, то, что взрослые стараются
пропустить мимо внимания. Например, в картине «Полетаем»
эти взрослые в самолет вместо керосина заливают водку.
«Утро плейбоя» посвящено «золотой» молодежи — парням,
проснувшимся утром с головами кроликов, символом
«мажора». Глядя на работы Ильи, можно придумывать
диалоги или монологи их героев. Каждая картина
ассоциативна, в каждой заложен смысл, которого бы хватило
на философский трактат. Видано ли, чтобы юный художник
автора статьи о его творчестве изобразил со ртом, застегнутым
на «молнию». В абстрактном по форме «Портрете критика» эта
«молния» реалистична, выписана со всеми зубчиками и
замочком.

Нельзя представлять Илью молодым человеком,
обремененным взрослыми проблемами. Он рисует мир таким,
каким видит, наполненным эмоциями каждого дня его
светлого взросления. Он любит своего кота и собаку, которые
становятся героями многих его работ, одна из самых
запоминающихся — «Разлившееся молоко». Кто его разлил?
Мама — Татьяна Смолькова — говорит, что животные умеют
открывать дверцу холодильника и на правах равноправных
членов семьи тащат из него все, что понравится.

В образах своих картин юный художник допускает
сочетания, которые взрослому никогда не могли бы прийти в
голову. Он пишет дивной красоты желтые цветы, которые
поставлены в обыкновенную консервную банку, — это
ценность, которую надо хранить, как деньги, в банке. Лето у
него ассоциируется со стогом сена, но не таким, каким мы
привыкли восстанавливать его в памяти или видеть на
картинах импрессиониста Мане. Этот стог — лишь часть
множества предметов, которые остались в его воспоминаниях
о лете.

Илья умеет мыслить социально. Он не любит Америку и
свою нелюбовь изображает в картине «Отдохни, Америка», в
которой урбанистический пейзаж пронизан китайскими
иероглифами. Не только России грозит засилие жителей
Поднебесной, но и гордячке Америке. Есть у него картина,
которую он назвал «Воспоминание о времени, которого не
знал». Глядя на нее, взрослые могут промолчать. Юноша
сказал многое о поколении своих родителей и о стране, в
которой они жили.

В каждой работе Ильи заложен сложный, совсем не
детский смысл. На итальянском биеннале в городе Милане он
завоевал Гран-при за работу «Сеем». Это плакат, на котором
изображен колосок странного растения, похожего на злак, и
шкурка грызуна, который может его подточить. Можно
возразить: колос — символ жизни, он должен быть сильным и
прекрасным, как все, что созидает природа. У Ильи он тоже
прекрасен, только изображен в конфликте, в той гармонии
мира, которая разрушается, а потом восстанавливается вновь.

В каких только странах не побывали работы иркутского
мальчика Ильи Смолькова! Вот только сам он почти нигде не
был: «Зачем? Закрой глаза и увидишь все, что захочешь». В 18
лет он стал успешным художником, но получать
профессиональное образование не захотел. Как и мечтал,
поступил на режиссерский факультет ВГИКа. Его фантазия,
умение видеть в простых вещах сложные процессы развития жизни
наверняка помогут ему стать настоящим режиссером.

Жизнь Ильи навсегда связана с искусством. Так
предначертано его судьбой и талантом.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры