Право на выбор
Избирательной комиссии Иркутской области исполнилось десять лет Сегодня уже невозможно представить страну без Государственной Думы, Законодательного собрания области, Думы города или района. Выборность власти стала реальностью нашей жизни, основанной на конституционном праве каждого гражданина избирать и быть избранным.
Мы, граждане, вспоминаем об этом праве лишь в период
избирательных кампаний. А вот для членов
избирательной комиссии Иркутской области
избирательное право граждан и его защита — ежедневная
работа.
Рассказывая о том, как происходило становление
государственного института избирательных комиссий,
Виктор Игнатенко, председатель Иркутского
облизбиркома, вспоминает, как десять лет назад, перед
началом федеральных и региональных избирательных
кампаний 1995 — 1996 годов, были разработаны и
вступили в силу избирательные законы об основных
гарантиях избирательных прав граждан, о выборах
депутатов Государственной Думы и Президента России.
Тогда же были приняты первые законы о выборах в
Иркутской области — депутатов Законодательного
собрания и муниципальных органов представительной
власти.
Днем рождения комиссии можно считать 17 июля 1995
года — день, когда был принят Закон Иркутской области
N 156 «Об избирательной комиссии Иркутской области» и
эта организация обрела статус юридического лица. Ее
возглавил Савинок Александр Алексеевич, а затем
Андриянов Валерий Николаевич. Оба профессиональные
юристы, кандидаты наук, удостоенные впоследствии
почетного звания «Заслуженный юрист Российской
Федерации». Они начинали работать, что называется, на
пустом месте, в условиях, когда опыта альтернативных
выборов не было ни у членов избирательной комиссии,
ни у самих избирателей. А работать комиссии пришлось
буквально «с колес»: выборы в Государственную Думу,
выборы Президента Российской Федерации. В этот же
период прошли региональные выборы — депутатов
Законодательного собрания и органов местного
самоуправления.
— Я работаю председателем комиссии с марта 1997 г., —
говорит Виктор Васильевич Игнатенко.- За прошедшие 8
лет мы 2 раза избирали Президента Российской
Федерации, 2 раза — губернатора Иркутской области.
С годами пришел опыт. Он приобретался трудно, в
реальных условиях избирательных кампаний, которые
зачастую больше напоминали боевые действия.
Самым напряженным и трудным в работе Иркутского
облизбиркома был период с осени 1999 года по март
2000 года. Выборы федерального уровня плавно
продолжились избирательной кампанией по выборам
Законодательного собрания области. Они оказались
самыми продолжительными, поскольку для определения
победителей потребовался второй тур голосования.
Следом настала пора выборов губернатора Иркутской
области. Они тоже вышли непростыми: завалы
«бесплатной» прессы, назойливая негативная реклама.
Избирательная комиссия не успевает рассматривать
жалобы. В этих экстремальных условиях опробованы
новые позиции закона — избирательный залог,
политические дебаты на телевидении.
Действующий состав избирательной комиссии области
(третьего созыва) сформирован в 2003г. на основе
нового избирательного законодательства,
предусматривающего четырехлетний цикл работы. В штате
облизбиркома всего три человека — председатель,
заместитель председателя и секретарь. Закон требует,
чтобы председатель и его заместитель имели
юридическое образование, а желательно и ученую
степень. 7 членов комиссии назначаются губернатором,
7 — Законодательным собранием. В Иркутском
облизбиркоме представлены различные политические
партии, что обеспечивает плюрализм мнений. Важнейшим
подразделением является контрольно-ревизионная
служба, руководит которой заместитель председателя
облизбиркома Елена Викторовна Романова. Задача —
контроль над законностью финансирования избирательной
кампании, проверка финансовых отчетов кандидатов.
Во время федеральных выборов облизбирком работает в
подчинении у Центральной избирательной комиссии. В
период региональных выборов он сам является
вышестоящей избирательной комиссией. Впрочем, и здесь
ЦИК имеет право отменить незаконное решение.
— В нашей практике таких случаев не было, —
замечает Виктор Игнатенко. — Нашей основной задачей
является именно защита избирательных прав граждан. Если эти права
нарушаются, мы можем составлять протоколы об
административных правонарушениях и передавать их в
суды.
Кроме основной задачи, у областной избирательной
комиссии много и других: организация и проведение
выборов — как федеральных, в рамках области, так и
региональных; участие в законодательной и
организационно-методической работе; правовое
воспитание и обучение организаторов выборов,
издательская деятельность.
Это основные направления. А кроме них ежегодно
проводятся конкурсы научных работ по вопросам
избирательного права. За 10 лет облизбирком издал 50
книг по теории и практике избирательного процесса —
монографий, учебно-методических пособий, учебников,
руководств. Виктор Васильевич обоснованно полагает,
что в этом отношении Иркутская избирательная комиссия
опередила все регионы. А с 1 сентября впервые в
России в Иркутске будет издаваться профессиональный
«Журнал избирательного права».
В просторном кабинете председателя облизбиркома
бросается в глаза большой экран встроенного в стену
монитора. Что это? На телевизор не похоже.
— Современный избирательный процесс невозможен без
использования технических средств, — объясняет
Виктор Васильевич. — 1995 год, год рождения
избирательных комиссий, замечателен еще и тем, что
впервые в избирательной практике была применена
Государственная автоматизированная система Российской
Федерации (ГАС РФ).
Функционирование этой перспективной информационной
системы обеспечивает информационный центр ИК
Иркутской области, которым руководит Наталья
Александровна Зенкова. В каждом городе и районе
установлена компьютерная техника. Комплекс
обслуживают на местах 43 системных администратора.
ГАС «Выборы» решает огромное количество трудоемких
задач: автоматический учет и регистрацию избирателей,
явку на избирательные участки, подсчет результатов
голосования, анализ итогов выборов.
У ГАС есть еще одна функция. Посредством прямого
канала связи с Москвой, монитора в кабинете Виктора
Игнатенко и передающей камеры члены облизбиркома
могут принять участие в заседании Центральной
избирательной комиссии в реальном времени.
Информационный центр ИК Иркутской области создал и
локальную сеть — областную. Эта внутренняя
информационная система позволяет документировать и
хранить в базе данных значительные объемы информации
по всем проходившим в области выборам.
Десять лет — срок не очень большой. И это не повод,
чтобы успокоиться на достигнутом. Идет подготовка к
муниципальным выборам, которые должны состояться 9
октября. Перед Иркутской областной избирательной
комиссией стоит серьезнейшая проблема
совершенствования законодательства. Разработка
Избирательного кодекса Иркутской области — это, по
словам Виктора Игнатенко, главная задача
облизбиркома на ближайшие два года.