Недвижимость учет любит
Государственная регистрация собственности призвана защитить права граждан Как уже ранее сообщала наша газета, в начале этого года прошла реорганизация системы управлений Министерства юстиции РФ во всех субъектах нашей страны. В результате возникла Федеральная регистрационная служба с подразделениями по всей России. В Иркутске побывала комиссия из Москвы, знакомившаяся с тем, как вновь созданная структура - Главное управление Федеральной регистрационной службы по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу - справляется с одной из своих основных обязанностей - регистрацией прав на недвижимость. Об этом, а также о том, как проходит реформа в целом, рассказывает руководитель комиссии - начальник отдела организационного обеспечения и контроля управления государственной регистрации прав на недвижимость Федеральной регистрационной службы Людмила Алексеевна НЕЛИНОВА.
— Расскажите, что вы увидели в Иркутске, как оцениваете работу Главного
управления Федеральной регистрационной службы по Иркутской области и
Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу, каковы результаты
вашей проверки?
— Сразу скажу, что чего-то страшного в Иркутской области мы не увидели.
Существуют какие-то недочеты, но они абсолютно формального характера, легко
решаемые. По ходу проверки я вижу, насколько руководитель управления
Альбина Ковалева за это время уже вникла в проблему деятельности Главного
управления по государственной регистрации прав. Что мне приятно отметить, она
совершенно не боится проверки. Как нормальный человек, она понимает, что
не допускает ошибок тот, кто не работае. И Альбина Семеновна отнеслась к нам
как к помощникам. Такой подход свойственен далеко не каждому руководителю.
Нас насторожил большой поток писем, в том числе с жалобами на
организационные проблемы. Реорганизация — это, как правило, всегда какие-то
проблемы. И мы прежде всего приехали по этому поводу — узнать, что на
самом деле в Главном управлении по Иркутской области происходит. К счастью,
мы обнаружили только небольшие отклонения от требований закона.
— Какие вопросы вам удалось решить на месте?
— Для нас важно организовать процесс государственной регистрации так, чтобы не
тратить лишнее время. Любое выигранное время — это уменьшение очереди.
Поэтому мы проработали некоторые технологические цепочки, определили, что
нужно, что не нужно, где выполнялась лишняя работа. С нашими предложениями
все дружно согласились, поскольку это лучше и для самих государственных
регистраторов. Проблема еще и в том, что раньше учреждения юстиции
принадлежали субъектам и на основании принимавшихся там нормативных
документов строилась деятельность учреждений по государственной регистрации
прав. После 1 января этого года прошла федерализация, создана федеральная
регистрационная служба, созданы ее управления в каждом субъекте. И сейчас наша
задача — привести все к единообразию, чтобы в каждом субъекте РФ отходили от
этих региональных норм и работали только в соответствии с федеральным
законодательством, методическими рекомендациями и другими документами
Министерства юстиции и федеральной регистрационной службы.
— И вам это удается?
— Понятно, что за пять месяцев все это привести в соответствие нереально. Прежде
всего, нужно провести какой-то мониторинг, сделать анализ, подготовить
статистику и сделать выводы. Потом надо определить блок проблем и начинать по
нему работать. Сейчас у нас появилась возможность анализировать работу
методического характера, правовые вопросы государственной регистрации. Наши
проверки носят не карательный характер, а направлены на оказание помощи.
Мы хотим непосредственно «на земле» посмотреть, чем люди живут, какие у них
проблемы и чем мы можем им помочь. Поэтому у нас сейчас достаточно частые
командировки по России.
Хорошо, что в Иркутской области не было проблем с имуществом, а во многих других
субъектах были большие проблемы, поскольку накануне реорганизации все
имущество было передано в комитеты по управлению имуществом субъекта и многие
успели сдать наше имущество в аренду. Это происходило в Якутии, это попытались
сделать в Томске, в Чувашии. Такое отношение мне непонятно, ведь это
государственная политика, и наша работа направлена на поддержку и защиту прав
граждан. Местная администрация, казалось бы, должна быть, наоборот,
заинтересована в том, чтобы не останавливалась работа этой службы. При этом
странно, почему региональные подразделения агентства по управлению
госимуществом не предприняли действий для того, чтобы сохранить это имущество,
поскольку, согласно Гражданскому кодексу, оно должно было остаться за нами и
после реорганизации.
— Что еще вы хотели бы отметить по результатам проверки управления по
Иркутской области?
— Особенно приятно отметить, что у них очень хорошая информационная система,
хорошая программа, значительно приближенная к требованиям государственного
реестра. Наша мечта — чтобы мы в Москве могли знать все об иркутском имуществе,
а вы в Иркутске, никуда не выезжая, знали все о московском имуществе. Задача
Закона о государственной регистрации прав и ведении единого государственного
реестра — это создание такой единой программы по всей России. Чтобы человек,
находясь в своем городе, при покупке той или иной недвижимости мог получить
всю информацию, касающуюся этого объекта: есть ли какие-то ограничения,
обременения, аресты и так далее. И именно к этому мы будем стремиться. Тем
более мини-программы у нас уже есть, как, например, в Иркутске. Было приложено
много усилий, чтобы связать не только все управления между собой, но и
главное управление с обособленными. В Иркутске это есть.
— Какие вы видите проблемы в работе государственной регистрационной
службы, которые требуют решения на федеральном уровне?
— Прежде всего, я считаю, что для высококвалифицированных юристов у нас очень
низкая зарплата. Если сравнивать с Западом, то там совершенно другая оценка
труда. Кроме того, здесь государственный регистратор несет довольно-таки
серьезную ответственность перед законом. При этом он пока не имеет никакого
социального пакета, а за рубежом они все застрахованы. В результате у нас, если
суд постановляет отменить решение государственного регистратора, то на
себя берет оплату казна, а там платят из страхового фонда государственного
регистратора прав. Хочу еще раз подчеркнуть, что решение государственного
регистратора может отменить только суд. И начальник на него повлиять не может —
он и принимает решения, он и отвечает. Поэтому идет недооценка их труда. Тем
более что сегодня рынок недвижимости растет, весьма высок процент сделок с
недвижимым имуществом. С 1 января по 30 июня 2005 года по сравнению с
аналогичным периодом 2004 года на восемь тысяч возросло количество заявлений,
поданных на государственную регистрацию прав, и на 10 тысяч — на получение
информации. А кадровый состав остался тот же. То есть нагрузка растет, а
заработная плата остается на прежнем уровне.
В общем, я полагаю, что сегодня у государственных регистраторов должны быть
достойная заработная плата и достойный социальный пакет. И сейчас федеральная
регистрационная служба пытается доказать это.
— Но, может быть, проблему нагрузки на государственных регистраторов
можно было бы в некоторой степени решить, упростив систему работы с
заявлениями граждан?
— Мы просматривали возможности по упрощению процедуры и дали уже свои
предложения по гаражам, по дачным участкам, дачным домикам. То есть там, где
можно упростить процедуру, мы пытаемся это сделать. Но ведь это
право. Если вы приходите и у вас нет документа, то как вы можете
зарегистрировать свои права? Но мы постоянно проверяем, есть ли завышенные
требования, по каким основаниям делают приостановки, по каким основаниям
пишут отказы. Если это надуманно, то регистратора могут и освободить от
должности. Но ведь существуют определенные нормативные акты, требования
Гражданского, Земельного, Лесного, Семейного кодексов. И если регистратор
откажется от какой-то бумажки, то он будет потом нести ответственность. Для
того, чтобы дать заключение, нам нужно основание права и техническое описание
объекта. Кроме того, нам приходится взаимодействовать с достаточно большим
количеством организаций, и неправильно тем или иным органом выданная справка
отражается на заявителе.
— Считаете ли вы, что для лучшей организации работы вашей службы стоит
внести изменения в законодательство?
— Не только считаю, мы уже по этому поводу свои предложения
сформулировали. У нас в законодательстве вообще несоответствие. Взять закон о
прокуратуре, закон о милиции… Налоговый кодекс — полное противоречие. У нас
постоянные проблемы, связанные с выемкой документов, у нас постоянно
запрашивают копии документов и так далее. Кроме того, сейчас рассматривается
вопрос об изменении указанных в законе сроков рассмотрения заявлений. Да, это
хорошая идея, но ведь кадры и штатное расписание при этом остаются прежними, а
срок рассмотрения документов — 14 дней вместо тридцати. При этом мы несем
ответственность за срыв сроков. Я уже говорила, что идет резкий рост объема
заявлений, а нам еще в два раза сокращают срок.
Поскольку мы не в состоянии обработать такое количество заявлений за две недели,
вероятно, придется ограничивать прием, иначе потом у казны денег не хватит
расплатиться за каждый сорванный срок. Мне не понятно, кому от этого будет хорошо.
Я считаю, что должна быть возможность ускоренной государственной регистрации в
течение двух дней, скажем, в два раза дороже, и обычный тридцатидневный срок.