Как вернуть капиталы в Российскую экономику?
Нестабильность в стране выработала у наших граждан довольно своеобразное отношение к деньгам и прочим ценностям. Большинство россиян из опасения перед дефолтами, карательными мерами, грабительскими налогами предпочитают скрывать свои богатства и держать их либо за границей, либо под матрацем. И в том, и в другом случае все эти капиталы не работают ни на страну, ни на своих хозяев. Они просто лежат "мертвым грузом".
В своем Послании Федеральному Собранию РФ Президент
России не только обратил внимание на эту проблему,
но и предложил путь ее решения. «…Необходимо, —
говорится в Послании, — простимулировать приход
капиталов, накопленных гражданами, в нашу
национальную экономику. Надо разрешить гражданам
задекларировать в упрощенном порядке капиталы,
накопленные ими в предыдущие годы, в предыдущий
период. Такой порядок должен сопровождаться только
двумя условиями: уплатой 13- процентного подоходного
налога и внесением соответствующих сумм на счета в
российские банки».
В Государственной Думе состоялось заседание
«круглого стола» на тему «Законодательное
обеспечение реализации положения Послания Президента
РФ о необходимости стимулирования привлечения
капиталов, накопленных гражданами, в национальную
экономику».
Наверное, никому не надо объяснять, что речь идет в
основном о капиталах, а также имуществе, в свое
время скрытых от налогообложения и полученных либо
приобретенных не вполне законными путями. Потому что
тем, кто в нашей стране работает честно, утаивать
просто нечего.
И все-таки государство ради прихода в экономику
страны дополнительных денег, которые скажутся на ее
благосостоянии, готово простить ловкачам их
незаконные махинации. Тем более что речь идет отнюдь
не о копейках — таково мнение, в частности,
председателя Комитета Госдумы по кредитным
организациям и финансовым рынкам Владислава Резника.
По прогнозам депутата, в случае успешного проведения
так называемой налоговой амнистии в отечественную
казну поступят по меньшей мере 14 миллиардов
долларов. Более точную цифру пока назвать нельзя:
подобное мероприятие в России никогда не
проводилось. Однако у нашей страны есть с кого брать
пример — с налоговой амнистией знакомы даже
некоторые страны ближнего зарубежья. Так, Казахстану
данная операция принесла порядка 700 миллионов
долларов.
Если говорить о дальнем зарубежье, то здесь опыт
хоть и богат, но довольно противоречив. Налоговая
амнистия далеко не всегда приносила планировавшиеся
плоды. Впрочем, немало было и настоящих «аншлагов».
В частности, в результате налоговой амнистии в
Ирландии в 1988 году собрали 2,5 процента ВВП
страны. Этого оказалось более чем достаточно для
того, чтобы покрыть бюджетный дефицит означенного
года. В амнистии, проведенной в 1997 году в Индии,
приняли участие 466 тысяч налогоплательщиков,
пополнивших казну на 2,5 миллиарда долларов, что на
один миллиард долларов перекрыло планируемую
величину.
Так что России остается только намотать на ус чужой
опыт, внести в него свои коррективы, разработать
законодательную базу и объявить о начале налоговой
амнистии. Кстати, уже сформированы пять рабочих
групп, которые займутся всем этим. В них вошли
представители из Госдумы, Совета Федерации и
Правительства РФ. Труд предстоит нелегкий, но у
Минфина, кажется, уже полностью готова программа
действий. По крайней мере директор Департамента по
налоговой и таможенно-тарифной политике министерства
Михаил Моторин в своем выступлении разложил все по
полочкам. Из его слов явствовало, что налоговая
амнистия должна быть проведена в течение полугода —
с 1 января по 1 июля 2006 года, причем безо всяких
ограничений величины представляемых на
декларирование денежных сумм. И вне зависимости от
того, является ли человек гражданином России,
иностранцем или вообще не имеет гражданства.
Налоговая амнистия — дело сугубо добровольное. Никто
не вправе насильно тащить граждан в налоговую
инспекцию.
Задекларировав свое имущество и заплатив с него
подоходный налог 13 процентов, добровольцы должны
поместить свои капиталы в банк и наконец стать их
легальными обладателями. С этого момента, по словам
Моторина, они освобождаются от налоговой
ответственности. Однако задекларированные суммы
необходимо проверить на предмет совершения уголовных
преступлений и преступлений, связанных с терроризмом.
Но, думается, проводимая по подобной схеме налоговая
амнистия будет заведомо обречена на провал. К такому
выводу пришло подавляющее большинство участников
«круглого стола».
В частности, член Комитета Госдумы по обороне
Владимир Жириновский разнес предложения Минфина в
пух и прах. Во-первых, считает Владимир Вольфович,
надо вообще избегать слова «амнистия», поскольку сам
его смысл делает из человека виновного. Вряд ли
кому-то захочется чувствовать себя преступником,
идущим на заклание. Поэтому речь должна идти,
скажем, о новой форме размещения денежных средств.
Во-вторых, никаких проверок, никаких поисков
компрометирующих документов, указывающих на
происхождение капиталов! Надо действовать по
принципу: повинную голову меч не сечет. В-третьих,
надо отказаться от каких бы то ни было подоходных
налогов. Напротив, чтобы стимулировать граждан
«раскрыть свои карты», им следует давать премии или
награждать грамотами. И, в-четвертых, гарантировать
полную сохранность средств, положенных ими на счета
в банки. Для этого банки должны отличаться высокой
степенью надежности.
А заместитель председателя Комитета Госдумы по
кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий
Аксаков добавил к этому, что в проекте будущего
закона о налоговой амнистии надо обязательно
прописать полномочия налоговых органов. Дабы они
случайно не перегнули «палку», как это частенько
встречается в практике их деятельности. Тем более
что и Президент РФ в своем Послании отмечает, что
«налоговые органы не вправе «терроризировать»
бизнес…»
Явно завышенной считает Аксаков и налоговую планку в
13 процентов. В этом с ним солидарен даже президент
Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян, в
интересах которого, казалось бы, ратовать за
совершенно обратное. «Этот налог, — сказал Тосунян,
— должен быть символическим и не отпугивать граждан.
Привлекая таким образом денежные средства, можно
получить гораздо больший эффект».
Но нужны ли России эти деньги? Таким неожиданным
риторическим вопросом задался заместитель
председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам
Сергей Штогрин. И в самом деле, в нашей стране есть
солидные золотовалютный запас и стабилизационный
фонд. Эти деньги вполне можно тратить на
всевозможные нужды, но, по всей видимости, у
правительства страны, у того же Минфина не хватает
на это фантазии: кажется, они способны только копить
и экономить. Не станут ли и доходы от планируемой
налоговой амнистии очередным добавлением в
правительственную копилку? И если так, то амнистию
вообще не стоит затевать: не все ли равно, где
лежать денежным средствам?
Звучал на «круглом столе» и еще один, вполне
логичный вопрос: а нужна ли России эта амнистия?
Простым гражданам и представителям мелкого бизнеса
легализовывать нечего. А крупный и средний бизнес
давным-давно «отмыл» свои сокрытые от
налогообложения доходы, благо возможностей и времени
для этого было предостаточно. Даже создается
впечатление, что время для этого тянули специально.
Восемь лет назад депутаты Госдумы уже предлагали
провести налоговую амнистию — тогда ее назвали
всеобщей экономической амнистией. Однако у
правительства эта идея одобрения не получила. А
жаль. Ведь именно тогда, в 1997 году, накануне
дефолта, всеми правдами и неправдами сколачивались
громадные состояния, приобреталась элитная
недвижимость за рубежом, утекали деньги в зарубежные
банки. В тот момент налоговая амнистия была бы как
нельзя более кстати. Она позволила бы сгладить
последствия дефолта, отголоски которого не утихли и
по сей день. Но российское правительство, как
обычно, опоздало. Поезд ушел, и теперь его вряд ли
можно догнать.