издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Реформа в два прыжка

  • Автор: Виктор Игнатенко

Для начала задам уважаемому читателю немного
странный вопрос: чем может закончиться для отважного
человека попытка преодолеть внезапно возникшую
пропасть в два прыжка? Правильно, падением в
пропасть. Нечто подобное решил предложить регионам и
муниципалитетам наш родной российский парламент.
Правда, это предложение, сильно удивившее многих
бывалых людей, пока принято в первом и
неокончательном чтении.

В предвкушении долгожданных летних каникул и в самый
последний день весенней сессии депутаты
Государственной Думы приняли в первом чтении проект
федерального закона «О внесении изменений в статьи
83, 84 и 85 федерального закона «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской
Федерации». Депутаты выразили желание продлить срок
реализации муниципальной реформы в стране до 1
января 2009 года. В 2003 году Государственная Дума
уже принимала решение о завершении этой самой
реформы к 1 января 2006 года. И вот за полгода до
истечения этого срока депутаты посчитали нужным
передвинуть окончание муниципальной реформы на целых
три года. Аргументация до боли проста — регионы не
готовы к проведению реформы. Неужели об этом нельзя
было догадаться чуть пораньше, скажем, в марте
текущего года?

Вдруг пробудившиеся от дремы думцы задумали
перенести на целых три года и сроки проведения
выборов во вновь образованных муниципальных
образованиях. По действующему закону эти выборы
должны повсеместно пройти до 1 ноября 2005 года.
Кстати, в 12 тысячах муниципальных образований
страны эти выборы уже прошли. Если задуманное Думой
взять да и реализовать, то получится парадоксальная
и доселе невиданная ситуация: в одних регионах будет
действовать новая двухуровневая система местного
самоуправления, а в других — старая одноуровневая
система.

Да и вообще, как можно отменить муниципальные
выборы, которые до намеченного осеннего превращения
законопроекта в действующий федеральный закон будут
в самом разгаре? Любому мало-мальски образованному
человеку ясно, что в правовом государстве любые
законно назначенные выборы отменить не вправе никто
— ни президент, ни законодатель, ни суд. При этом не
стоит забывать, что выборы — это не действо одного
дня, а детально регламентированный трехмесячный
избирательный процесс.

Создавшаяся ситуация заставила председателя
Центризбиркома России Александра Вешнякова разослать
во все регионы срочную депешу следующего содержания:
«Принятие названного проекта федерального закона в
первом чтении не является основанием для
приостановления действий, связанных с назначением,
организацией и проведением муниципальных выборов во
вновь образованных муниципальных образованиях. В
соответствии с абзацами первым и вторым пункта 2
части 1 статьи 85 Федерального закона от 6 октября
2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации»
органы государственной власти субъектов Российской
Федерации должны обеспечить проведение указанных
выборов в период до 1 ноября 2005 г. В порядке
информации сообщаю, что при обсуждении указанного
проекта федерального закона на заседании Комитета по
вопросам местного самоуправления Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации 6
июля 2005 г., а также 8 июля 2005 г. при
рассмотрении Государственной Думой данного
законопроекта в первом чтении депутатами была
поддержана позиция Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации о том, что при
подготовке ко второму чтению в законопроекте должна
быть исключена норма, предусматривающая перенос
сроков проведения муниципальных выборов во вновь
образованных муниципальных образованиях».

Глава думского комитета по местному самоуправлению
Владимир Мокрый поспешил успокоить озадаченную
публику, что принятые поправки не означают переноса
самой реформы. «Принятый законопроект может иметь
принципиальное значение только в части продления
переходного периода, — разъяснил дотошным
журналистам Владимир Мокрый. — На этот период
регионы получат право самостоятельно, то есть
законом субъекта, регулировать перечень и объем
полномочий муниципальных образований, и прежде всего
на поселенческом уровне. Потому что понятно: только
что состоятся выборы, нет опытных кадров, и весь
объем полномочий, свалившийся на них с 2006 года,
может оказаться неподъемным». Очевидный вопрос,
почему это не было понятно авторам муниципальной
реформы в недалеком 2003 году, так и остается без
вразумительного ответа.

В последние дни высокопоставленные политики и
чиновники сделали немало громких и противоречивых
заявлений о судьбе российской муниципальной реформы.
Чиновники на местах молчаливо переваривают эти
заявления и терпеливо ждут. Одни ждут, когда вслед
за муниципальной реформой приостановят реформу
жилищно-коммунального хозяйства и пару-тройку иных
реформ. Другие чиновники ждут, когда начнут
назначать мэров районов и городов. Народ стал им
сильно досаждать не только в период между выборами,
но и на самих выборах. А простые люди ждут, когда в
России запретят само слово «реформа»: уж больно
надоело россиянам и даже стало ненавистным это
нерусское слово.

Однако вычеркнуть из русского языка любое слово
иностранного происхождения, будь то «реформа» или
«революция», одним сановным росчерком пера просто
невозможно. В последнее время некоторые умные головы
стали рекомендовать нашим высокопоставленным
политикам вообще не произносить публично ставшее
нехорошим слово «реформа». Объясняется это очень
просто: нет проблемного слова — нет и ассоциации с
больной проблемой. В данном отрицании есть свой
глубокий смысл: ведь неудавшиеся реформы означают
наличие в стране плохих реформаторов.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры