Право на инициативу
Как защитить интересы парламентского меньшинства Депутат Алексей КОЗЬМИН разрабатывает поправки к регламенту Законодательного собрания Иркутской области, касающиеся расширения прав парламентского меньшинства. В интервью корреспонденту "Восточно-Сибирской правды" он рассказывает о содержании своей инициативы.
— Алексей Павлович, как возникла идея внесения
изменений в регламент и в чем их основная суть?
— Идея принадлежит федеральному политсовету партии
«Союз правых сил», который руководствовался стремлением
защитить права депутатов из малочисленных фракций и
опирался на анализ положения дел в региональных
парламентах.
Поправки, которые будут предложены, призваны
закрепить права депутатов на вынесение на сессию
определенных вопросов, законопроектов, на обсуждение этих
вопросов, проработку и принятие по ним решений. Это право
— право на законодательную инициативу — должно быть в
первую очередь защищено.
Другой момент касается органов управления
Законодательным собранием региона. Федеральный
политсовет СПС считает, что спикер и все его заместители не
могут представлять одну и ту же фракцию. Что касается
количества председателей комитетов, то оно должно быть
распределено между фракциями пропорционально числу
депутатов, представляющих их в Законодательном собрании.
В Иркутской области ситуация не такая
плохая, как в некоторых других регионах. Дмитрий
Баймашев, представляющий Аграрную партию, является
заместителем председателя Законодательного собрания,
Сергей Левченко от коммунистов возглавляет контрольную
комиссию. То есть небольшое присутствие парламентского
меньшинства в органах управления имеется. Хотя, конечно,
все равно есть перекосы в сторону «Единой России»,
владеющей парламентским большинством. Однако
окончательное решение о том, вносить или нет в регламент
изменения, которые определяют право парламентского
меньшинства участвовать в органах управления
Законодательным собранием, я приму после консультаций с
коллегами из нашей депутатской группы.
— Как вы оцениваете складывающуюся в Иркутской
области ситуацию в отношении к парламентскому
меньшинству?
— Сейчас в органах управления ЗС только два
человека из девяти не входят в «Единую Россию». То есть эта
фракция занимает в органах управления 78%, в то время как в
парламенте ей принадлежит только 55% голосов. Думаю, что
более правильным было бы равномерное распределение мест
в органах управления между депутатскими группами и
фракциями. Это позволит повысить эффективность работы и
качество принимаемых решений.
В целом, на мой взгляд, в Иркутской области не самая
худшая ситуация. Председатель Законодательного собрания,
несмотря на то, что входит во фракцию «Единая Россия»,
старается быть корректным по отношению к другим
депутатским группам и фракциям. Он не раз говорил о том,
что парламентское большинство не должно перегибать палку
или совершенно не обращать внимания на других депутатов.
Все мы равны в правах, все мы избраны. Но, несмотря на это,
иногда перегибы бывают.
Мы могли видеть такой пример совсем недавно,
когда обсуждался вопрос о создании комиссии по
противодействию коррупции. Согласно парламентской
практике и этике, вопрос в любом случае должен быть
рассмотрен, обсужден, по нему высказываются все точки зрения и
принимается решение. Но парламентское большинство
воспользовалось ситуацией, тем, что у них есть «контрольный
пакет», и просто исключило вопрос из повестки дня. На мой
взгляд, таких ситуаций быть не должно. Если даже один
депутат поднимает какой-то вопрос — независимо от того, в
какую группу или фракцию он входит, — этот вопрос должен
быть обсужден, потому что за ним стоит мнение избирателей.
— Как вы полагаете, одобрит ли парламентское
большинство предложенные вами поправки?
— Я думаю, что если депутаты, которые входят во
фракцию «Единая Россия», уважают своих коллег и
депутатскую этику вообще, то, наверное, эти изменения будут
приняты. Потому что у нас в Законодательном собрании
сейчас нет жестких битв и противостояния между
депутатскими группами. В этом созыве достаточно
спокойно решаются все вопросы, и часто мы идем друг другу
навстречу, ищем какие-то компромиссные решения. Я считаю,
что этот состав Законодательного собрания очень хороший и
можно надеяться на принятие изменений в регламент. По
крайней мере, тех, которые касаются права на рассмотрение
законодательной инициативы.
— Пользуясь случаем, хочу попросить вас дать оценку
результатам работы Законодательного собрания в первом
полугодии. Так сказать, с точки зрения меньшинства.
— Надо сказать, что в начале его работы были разные
инциденты, придирки. Кроме того, была авральная работа по
принятию законодательства в сфере муниципальной реформы,
поэтому все было довольно хаотично. Потом ситуация
выровнялась, парламент структурировался, нам удалось
создать два основных депутатских объединения — фракцию
«Единая Россия» и группу «Региональное развитие». И пошла
нормальная работа, нормальное управление.
Я считаю, что организация работы Законодательного
собрания сейчас лучше, чем в прошлом созыве. Несомненно,
это заслуга председателя, потому что он бывший
производственник и организовал нормально процессы в
аппарате. По крайней мере, сейчас мы, депутаты, получаем
заранее документы, а не приходим на сессию и видим
стопку бумаг. И впервые со дня основания Законодательного
собрания начал соблюдаться регламент, согласно которому
законопроекты вносятся за двадцать дней. Может быть, это
кому-то не очень удобно, но это опять же защищает права
депутатов на работу с документами, потому что невозможно
по некоторым очень серьезным вещам за пять минут до сессии
принять решение.
Второй положительный момент заключается в том, что
областной парламент сейчас на первое место ставит
региональные интересы. Это видно по принятию
заявления по монетизации, по отзывам на Лесной и Водный
кодексы и закон «О недрах». Все эти моменты показали, что,
несмотря на партийную принадлежность, когда речь идет об
интересах Иркутской области, мы можем вырабатывать
единую точку зрения. Это тоже хорошо показывает, что
нынешний созыв достаточно качественный и
профессиональный.