О дорогах железных, путях духовных и ритмах сердца
Вышел в свет очередной номер журнала "Сибирь" В юбилейный год Великой Победы журнал не оставляет рубрики "Они сражались за Родину". Иван Комлев, иркутский прозаик, публикуется на сей раз не под псевдонимом, а под настоящим именем -- Виктор Иванов -- и рассказывает об отце-фронтовике Павле Иванове в очерке "Великой армии солдат".
Открывается же июньский выпуск «Сибири» разделом «Публицистика»,
первый в котором очерк Валентина Распутина «Транссиб».
«Это не просто рельсовая дорога через огромный сибирский
материк… но это еще и дорога из столетия в столетие»
— так заявлена писателем тема, вобравшая в себя размышления
о строительстве Транссиба, его значении для Сибири и
России в прошлом и настоящем. Глубокое осмысление исторического
материала, свойственное публицистике Распутина, характерно
и для очерка, который, очевидно, станет новой главой
эпопеи писателя под названием «Сибирь, Сибирь…»
О духовно-культурных путях России и близком автору опыте
оздоровления соседней нам Якутии рассуждает заместитель
Председателя Совета Федерации Федерального Собрания
РФ Михаил Николаев; отталкиваясь от проблем далекой
от Сибири Адыгеи, иркутский публицист Галина Пашкевич,
побывавшая недавно в этой республике, в своей статье
«Верхушка амброзии» приводит ряд фактов, вызывающих
нелегкие раздумья о социальной и нравственной стороне
нашей жизни. Образ растения-сорняка связывает воедино
цветы зла современной России: униженное положение русских
в бывших республиках Союза, попрание национальных идеалов,
фарисейство чиновников, бесправие большей части населения,
падение культуры. Эта полемически заостренная статья
может стать началом дискуссии в обществе, темы для которой
названы в подзаголовках: «Богач, бедняк и ГО (гражданское
общество)» или «Герои наоборот».
Раздел «Поэзия» представлен именами, в большинстве хорошо
знакомыми читателям журнала. Презентация новой книги
Ростислава Филиппова «Красная сотня», с успехом прошедшая
накануне в Доме литераторов им. П.П. Петрова, продолжилась
на страницах этого выпуска. Подборка стихов озаглавлена
строчкой из стихотворения «Все на свете — дело наживное».
Кстати, с рецензией на книгу «Красная сотня» Елены
Пермяковой читатели смогут познакомиться в следующем
выпуске «Сибири».
С новыми подборками выступили Иннокентий Новокрещенных,
Евгений Варламов и Валерий Дмитриевский.
На берег таежной реки уводит читателя Владимир Киреев
в рассказе «Операция», к любимому занятию сибиряков
— рыбалке, но неудача, постигшая одного из четверых
друзей, сокращает поездку и заставляет потерпевшего
по-иному взглянуть на окружающих его людей. Второй рассказ
из раздела «Проза» принадлежит перу литератора и ученого-астрофизика
Алексея Головко. Он называется «Мать явлений» и касается
интересной темы — двух подходов к познанию мира:
научного, строгого, узкоспециализированного и дилетантского,
поражающего воображение яркими идеями, попыткой охватить
весь мир в целом. Слушая неожиданного посетителя, вознамерившегося
перевернуть привычные представления о мироздании, уверенный
в своей правоте ученый, уставший от серых будней брошенной
на выживание науки, испытывает тоску по вдохновению
и невольную зависть к свободному от рутины самоучке-энтузиасту.
Рубрика «Домострой» объединила материалы двух авторов:
Лилии Ладик — главы из ее книги, подготовленной
к изданию, «Крин благоуханный» и Александра Беляева — очерк
«Нераздельно и неслиянно». В них звучит тема нравственной
чистоты женщины, и общим эпиграфом к ним могла бы стать
строчка из Гесиода, приведенная Беляевым: «Лучше хорошей жены ничего не бывает на свете…»
В этом году исполнилось 70 лет со дня рождения известной
фольклористки, автора нескольких книг о сказках ленской
Сибири Елены Шастиной. Очерк ее бывшей студентки,
филолога Татьяны Колесниковой «Очарованная странница
белой дороги сказки» — это воспоминания о незаурядной
личности и обаятельном человеке. Тему встреч с ленскими
сказочниками продолжает Галина Афанасьева-Медведева —
ученица Е. И. Шастиной, плодотворно работающая в фольклористике
сегодня.
Любителей краеведения привлечет очерк Станислава Гурулева
о дипломатах-иркутянах XVII века.
Раздел «Критика» представлен тремя именами. Московский
критик Капитолина Кокшенева прислала для нашего журнала
статью «Самая новейшая вампука» о либретто Вл. Сорокина
«Дети Розенталя». Спектакль был поставлен в Большом
театре, несмотря на протесты сторонников русского классического
театра. Статья направлена против модернизма, который,
по мнению автора, опасен не тем, что способен что-то
разрушить: «ни от Верди, ни от Мусоргского ничего
не уйдет, сколько бы их ни душили в своих объятиях новые
передельщики культуры… но именно ими уничтожается
сам дух творчества… при их участии иссякает вкус к
подлинности». Это высказывание подтверждается и мнением
великого Вагнера, который писал о том, что модернисты
желают, чтобы «наши композиторы овладели замечательным
искусством: сочинять музыку, не испытывая вдохновения».
Всегда острый в полемике Яков Серпов-Молотов продолжает
дискуссию о повести Валентина Распутина «Дочь Ивана,
мать Ивана». Критик возражает Ирине Плехановой, недооценивающей,
как считает автор, уничтожительных тенденций в современной
российской жизни.
Новую книгу Валерия Нефедьева «Ледогон» оценивает критик
Анатолий Столяревский, находя ее удачей автора и подчеркивая
исповедальное начало в прозе иркутского писателя.
Под рубрикой «Перечитывая классику» — новая статья
иркутского поэта Андрея Румянцева «Насмешливый мудрец».
Автор делится своими размышлениями о судьбе и творчестве
И.А. Крылова, называя чудом явление нового языка в произведениях
великого баснописца, языка, в котором «право голоса
вдруг получила простонародная Россия».
Гостем журнала стал еще один москвич, участник Дней русской
духовности и культуры «Сияние России» Анатолий Заболоцкий.
Выпуск «Сибири» завершают отрывки из его книги «Шукшин
в кадре и за кадром». С выдающимся писателем, актером
и режиссером кинооператор Заболоцкий работал над фильмами
«Печки-лавочки» и «Калина красная», готовился к съемкам
фильма о Степане Разине. «Он единственный, кто меня
поддерживал и увлекал. Для его дела я решил положить
жизнь, веря, что он переживет меня…» — пишет друг
и единомышленник Шукшина.