издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Грузы идут на север

  • Автор: Елена ЕРЕМЕНКО

"Готовь сани летом" -- гласит народная мудрость. В Сибири, где теплое время года крайне коротко, старая истина особенно актуальна. Оттого и спешат областные и муниципальные власти обеспечить всем необходимым северные районы региона. В 2005 году в рамках северного завоза в территории необходимо поставить 196,5 тыс. тонн топлива.

На конкурсной основе

Работы по подготовке завоза топливно-энергетических ресурсов в районы
Севера начинаются задолго до навигации. В частности, поставщики
топлива определяются еще весной. Ежегодно в марте-апреле проходят
конкурсы, по итогам которых определяются компании-победители. С
ними заключаются муниципальные контракты, где оговариваются сроки
поставок, порядок расчетов, объемы необходимого топлива.

Начальник департамента по делам Севера администрации губернатора
Иркутской области Николай Яковченко рассказывает, что, к примеру,
конкурс на поставку нефтепродуктов и угля для нужд жилищно-
коммунального хозяйства Мамско-Чуйского района состоялся 26 апреля.
И это был последний конкурс, определяющий победителя для
обеспечения северного завоза. По его итогам поставщиком угля в
территорию было признано ООО «Осетровская судоходная компания». На
поставку нефтепродуктов, бензина марки А 80, зимнего дизельного
топлива, а также топлива самолетного было рекомендовано заключить
муниципальный контракт с ЗАО «НафтаСибИркутск».

— Всего в этом году в Мамско-Чуйский район необходимо завезти 55 тыс.
тонн угля, 1 400 тонн зимнего дизтоплива, 400 тонн бензина и 300 тонн
авиационного керосина, — говорит Николай Яковченко.

По остальным территориям основными перевозчиками топлива стали
ОАО «Ленское объединенное речное пароходство», ОАО «Киренская
РЭБ флота», ОАО «Алексеевская РЭБ флота». Перевалка угля будет
осуществляться через ОАО «Осетровский речной порт».

Навигация в разгаре

Сейчас короткая сибирская навигация в самом разгаре: танкеры и
сухогрузы спешат довезти по рекам в территории уголь и нефтепродукты.
Всего в нынешнем году северные районы Приангарья необходимо
обеспечить 196,5 тыс. тонн топлива. Это 158 тыс. тонн угля и 38,5 тыс.
тонн жидкого топлива.

— В Иркутской области четыре района с ограниченными сроками завоза
грузов: Катангский, Мамско-Чуйский, Бодайбинский и Киренский, —
объясняет Николай Яковченко. — Кроме этого, в соответствии с
постановлением правительства России еще 29 населенных пунктов
региона отнесены к территориям с ограниченными сроками завоза
топлива.

Для обеспечения северных территорий региона топливом необходимо
более 700 млн. рублей. Основная нагрузка в решении этого вопроса
ложится на областную казну. В бюджете Иркутской области на 2005 год
на эти цели предусмотрено 509 млн. рублей.

В связи с изменением российского законодательства обеспечение
северного завоза в регионах усложнилось. Если раньше Приангарье из
Фонда финансовой поддержки субъектов России получало трансферты на
финансирование завоза топливно-энергетических ресурсов в районы
Севера, то сейчас отдельные средства на эти же цели не выделяются.

Поскольку финансовое состояние территорий региона оставляет желать
лучшего, надежды на сами муниципалитеты нет. К примеру, бюджет
Катангского района дотационный на 85%, бюджет Мамско-Чуйского — на
90%. С изменением Налогового кодекса существенно снизились доходы в
казну Бодайбинского района. Таким образом, обеспечение северного
завоза теперь целиком и полностью является заботой региональных
властей.

Ситуация стабильна

Нынешняя навигация пока оценивается как стабильная. Северный завоз
по сравнению с прошлым годом осуществляется опережающими
темпами. По оперативной информации, в районы с ограниченными
сроками завоза грузов доставлено уже 65,7% от необходимого объема
топлива. Это 102,6 тыс. тонн угля и 26,4 тыс. тонн нефтепродуктов.

— В первую очередь топливо завозится в Катангский район. Завоз по
Нижней Тунгуске, где самая короткая навигация, уже завершен, —
рассказывает Николай Яковченко. — В Бодайбинском районе «горячая
пора» должна закончиться до 15 августа, в Мамско-Чуйском — до 1
сентября.

Особых поводов для беспокойства пока нет. В предыдущие годы было
сложнее. Например, в 2003 году, когда уровень воды на Лене упал ниже
обычного, судоходство было парализовано практически на два месяца. В
прошлом году возникла другая проблема: в начале навигации киренские
речники устроили забастовку, из-за чего едва не сорвался завоз в
Катангский район.

Наряду с обеспечением северных территорий топливно-энергетическими
ресурсами, в районы осуществляется и доставка продуктов. Питание
завозится автомобильным, водным и авиатранспортом. Сейчас этим в
основном занимаются коммерческие организации. Департамент по делам
Севера, в свою очередь, регулярно собирает информацию о поступлении
основных продуктов в территории с ограниченными сроками завоза
грузов.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры