Восемь вечеров, которые потрясли...
Восемь вечеров с Иркутским академическим
драматическим театром им. Н.П. Охлопкова были дарованы
белгородской публике в первой декаде июня. Восемь вечеров
зал БГАДТ им. М.С. Щепкина собирал аншлаги, напряженно и
чутко вслушивался и всматривался, искренне сочувствовал и
сопереживал, а в финале неизменно взрывался
аплодисментами, снова и снова вызывая актеров на поклон,
стоя отдавал им дань зрительской признательности. Восемь
вечеров влюбили нас в иркутский театр, и, понимая
тщетность заклинания «Остановись, мгновенье!», мы все-
таки молили: «Продлись, продлись, очарованье!». Восемь
вечеров были наполнены эмоциональными потрясениями,
ощущением сопричастности к происходящему на сцене.
Потому-то нам так хотелось задержать, продлить, сохранить
послевкусие от театрального пиршества. И так жаль было
расставаться с теми, кто столь щедро нас одарил…
…В иркутской драме — потрясающий Тевье.
Народный артист России, лауреат Государственной премии
России, легенда иркутской сцены Виталий Венгер. Никакого
надрыва, «страстей», но как пронзительно играет он трагедию
маленького человека, переживающего крах привычного
миропорядка. Голда в исполнении народной артистки России
Натальи Королевой — воплощение простой и вечной
житейской мудрости, прощения, самопожертвования и любви.
Актерский дуэт В. Венгера и Н. Королевой великолепен:
кажется, партнеры понимают друг друга на уровне интуиции.
…»Комический блок» гастролей Иркутского
драматического театра был представлен современной
драматургией и классикой. К примеру, в хитросплетениях
спектакля «Он, она, окно…» можно увидеть карикатуру на
политическую жизнь, вероятно, любой страны.
В спектакле «Месье Амедей» герою, учителю-
пенсионеру (засл. арт. РФ Н. Дубаков), приходится
выпутываться из сложной ситуации. Артист, обладающий
удивительно «теплой» органикой, ведет свою роль очень
достоверно, искренне.
«Пигмалион» Б.Шоу в постановке Б. Деркача
запомнился россыпью ярких, сочных, вкусных актерских
работ. Великолепен А. Братенков в роли Генри Хиггинса.
Точными, выразительными штрихами артист рисует образ
сложный, противоречивый, но очень обаятельный.
Элиза Дулиттл в исполнении Анастасии Шинкаренко
покоряет своей чистотой, непосредственностью,
беззащитностью. И роли второго плана ничуть не уступают
«центрам» в яркости подачи.
Замоскворечье в спектакле «Не так? Живем, как
хочется!» вызывает ассоциации то с сухаревско-хитровским
дном, то с лагерно-барачным поселком. Интонация фарса,
граничащего с пародийным шоу, заполняет пространство
спектакля. Наблюдаешь все это с любопытством, но не без
иронии: «Ну-ну, ребята, и как же вы намерены выбираться из
того, что с такой изобретательностью нагородили?»
Но ведь выбираются! К Островскому без
хрестоматийного глянца. К вечной правде характеров
«русского Шекспира». К сегодняшнему пугающе
современному звучанию пьесы, написанной 130 лет назад.
Когда в первый раз больно защемило сердце на спектакле?
Может быть, когда растоптанная и поруганная женственность
Анны Тихоновны искала тепла в старой солдатской шинели?
Или когда Михей Михеич бесстыдно шмонал свою жену,
связав ей руки? Или когда Настенька, униженная и
оскорбленная, стояла, облаченная в картонку с надписью
«Поможите, люди добрые, Христа ради»? Все равно спектакль
уже понесся точнехонько прямиком — к катарсису.
Об актерском ансамбле и о каждой роли можно
написать на газетную полосу. Какая максимальная
самоотдача, невероятно высокий эмоциональный градус
исполнения, точные, острые акценты, широчайший диапазон
разнообразных выразительных средств. Страшный,
изуверский характер замоскворецкого Скупого — Михея
Крутицкого — создает Г. Шапошников (режиссер заменил в
спектакле заболевшего актера), а в сцене сумасшествия и
раскаяния ведет героя к шекспировским трагическим высотам.
Женские образы спектакля настолько рельефно «вылеплены»,
что за каждым чувствуешь сложную человеческую историю,
исковерканную судьбу, узнавая черты сотен и сотен
«простых» и «сложных» русских баб.
Но все-таки — хеппи-энд в финале! Все-таки — «Мы
желаем счастья вам…»! Ну, а если от такого счастья хочется
отправиться вслед за Михей Михеичем — то это ваши
проблемы. В зоне строгого режима и бесстыжих нравов живут
— как хочется!
…Вот таким мы увидели и полюбили Иркутский
драматический театр. Приверженным традициям подлинного
психологизма. Не боящимся дерзких экспериментов. Очень
разным, но в главном цельным и последовательным.
Обращенным к сердцу и разуму зрителя. Открывающим
человеческое в человеке.