Тарифная революция
Иркутская область вынуждена откликнуться на требования реформы электроэнергетики в вопросе формирования тарифов. Региональная энергетическая комиссия изменит подходы к ценообразованию на тепло и электроэнергию. Тарифы-2006 вырастут. Это обещают и власти, и энергетики. А чтобы подсластить пилюлю нововведений, будет сохранено перекрестное субсидирование.
Два уровня регулирования
Региональная энергетическая комиссия (РЭК) уже приступила к работе по
рассмотрению предложений энергоснабжающих организаций о тарифах на
будущий год. Традиционной процедуре предшествовали длительные
консультации с крупнейшей из них — ОАО «Иркутскэнерго». Это позволяет
официальным лицам делать прогнозы относительно будущих цен на
энергоносители. Генеральный директор Иркутскэнерго Владимир
Колмогоров сообщил недавно, что они увеличатся на процент инфляции и
попадут в коридор, определенный Федеральной службой по тарифам (ФСТ).
Такого же мнения придерживается заместитель главы администрации
Иркутской области Ирина Думова, которая также заявила, что тарифы
вырастут в пределах инфляции.
В цифрах это может соответствовать предельным тарифам, установленным
ФСТ для Иркутской области на 2005-2006 годы. Федералы рекомендовали
региону установить средний тариф на электроэнергию в размере от 29,5 до
30,9 коп. за кВт/ч, для населения — от 34 до 40 коп. за кВт/ч, на тепло — от 280,6
до 281,5 руб. за Гкал. Действующие цены явно не укладываются в
установленные ФСТ границы. К примеру, для базовых потребителей
электроэнергии — Братского и Иркутского алюминиевых заводов, филиала ОАО
«Российские железные дороги» — они действуют на уровне 25,32 коп. за
кВт/ч, для бюджетных потребителей — 28 коп., для населения — 32 коп.,
прочих потребителей — 36,6 коп. Тепло стоит 250 руб. за Гкал.
Надо сказать, что Иркутская РЭК частенько игнорировала установки ФСТ,
руководствуясь своими соображениями. Цены на услуги Иркутскэнерго в
этом году, например, и вовсе не изменились. В Москве на этот счет
разразился скандал относительно отказа иркутских властей наращивать
тарифы. Тем не менее иркутские чиновники пришли к выводу, что
увеличение запасов воды в водохранилищах Ангарского каскада ГЭС
позволит Иркутскэнерго работать эффективно. По итогам прошлого года
компания получила чистую прибыль более 926 млн. рублей, выработав 53,72
млрд. кВт/ч электроэнергии. Расчет специалистов РЭК на 2005 год
оправдался: в первом квартале энергетики получили чистую прибыль в
сумме 1200 млн. рублей, в том числе за счет увеличения производства
электроэнергии на ГЭС.
Но на этот раз готовность иркутян поднять энерготарифы может не совпасть
с планами ФСТ. Один из чиновников областной администрации рассказал,
что федералы намерены пересмотреть установленный ранее уровень
предельных тарифов в сторону уменьшения, уж для Иркутской области
точно. Наш собеседник предположил, что «за счет энергетиков центр
намерен сдерживать инфляцию».
Отчасти эту версию подтвердил Владимир Колмогоров, отметив, что РАО
«ЕЭС России» предложило устанавливать предельные тарифы с учетом роста
ниже уровня инфляции, увязывая этот подход с ценами на газ. Но, по словам
главы Иркутскэнерго, такая стратегия вовсе не подходит Сибири, где на газе
производится 4% электроэнергии. Как выяснилось, в таком сдерживании цен
на электроэнергию не заинтересованы и власти. По словам Ирины Думовой,
для области важно, чтобы предприятие сохраняло хороший уровень
прибыльности, поскольку от этого зависит его налоговая отдача в
региональную казну. В этом году область потеряла серьезную часть
налоговых платежей энергетиков за счет передачи в федеральный бюджет
водного налога.
Руководитель пресс-службы ФСТ Нина Матусевич рассказала, что уровень
предельных цен на энергоресурсы в 2006 году для Иркутской области, как и
для других регионов, будет скорректирован. Предположительно, это
произойдет к началу августа. По ее словам, установленные три года назад
цифры не могут восприниматься как догма. «Время идет, ситуация меняется,
не могут оставаться неизменными установленные ФСТ предельные тарифы»,
— сказала Н.Матусевич, отказавшись уточнить направление корректировки.
В то же время она отметила, что с 2007 года ФСТ собирается практиковать введение
предельных тарифов на трехлетний отрезок времени.
Реформистские тарифы
С будущего года из нашего лексикона уйдет слово «перепродавец
электроэнергии». Реформа электроэнергетики, направленная на создание
прозрачных товарно-денежных потоков, радикально изменит
взаимоотношения основных фигурантов в сфере производства и реализации
электроэнергии. Это не может не отразиться на тарифах. В частности, будут
отдельно установлены тарифы на производство и передачу энергии.
Сейчас ситуация иная. Взять, к примеру, тариф для населения. Он действует
по всей области и составляет 32 копейки, в которые складываются затраты
Иркутскэнерго, а также затраты перепродавцов. Один из топ-менеджеров
энергокомпании как-то сказал, что рост тарифов уже давно не поспевает за
ростом затрат перепродавцов. «Таким образом, чем больше в тарифе затрат
перепродавцов, чаще всего являющихся муниципальными предприятиями,
тем меньше мы можем разместить в нем своих затрат», — подчеркнул он. К
сожалению, увеличение стоимости услуг перепродавцов не сопровождается
инвестициями в модернизацию распределительных сетей, которые с каждым
годом ветшают.
Отчасти это обстоятельство является подтверждением тезиса о
существовании дополнительного перекрестного субсидирования. Для
патологически недофинансируемых муниципалитетов, владеющих сетями,
институт перепродавцов — это ресурс для покрытия дефицита местной казны.
Недополученные из бюджетов высших уровней субсидии и компенсации
зачастую превращаются в дебиторскую задолженность перед энергетиками.
Однако 31 марта появился прецедент, который может всерьез изменить
ситуацию. Президиум одного из региональных арбитражных судов признал,
что при ограничении поставок электроэнергии задолжавшей компании-
перепродавцу ответственность за отключение добросовестных плательщиков
несет именно перепродавец, а не АО-энерго, как происходило ранее.
Принятое еще в прошлом году постановление правительства номер 109
(проигнорированное тогда Иркутской РЭК под предлогом сохранения
тарифов) уже «похоронило» перепродавцов. В этом документе упоминаются
лишь энергоснабжающие предприятия и организации, оказывающие услуги
по транзиту. Это не значит, что предприятия, называемые сейчас
перепродавцами, будут ликвидированы.
В этом году заявки на установление тарифов в РЭК подала 41
энергоснабжающая организация. В прошлом году таких компаний в области
было только 25. В комиссии это обстоятельство объясняют просто. Новые
структуры, владельцы сетей, как правило, образуются в ходе
реструктуризации крупных предприятий. Например, в этом году такая
компания появилась у ОАО НПК «Иркут», которое занимается
энергетическим бизнесом на базе дочернего предприятия, оказывающего
коммунальные услуги.
По мнению Ирины Думовой, большое количество энергоснабжающих
организаций ведет только к «накачиванию» тарифа издержками все тех же
посредников. Она не скрывает, что власти были бы не прочь сосредоточить
энергетический бизнес в ограниченном количестве компаний, к примеру,
путем передачи большей части сетей в управление или аренду ОАО
«Иркутскэнерго». Как считает Ирина Думова, сегодня нет принципиальных
препятствий для организации совместно с энергетиками компании по
эксплуатации распределительных сетей. Область готова войти в нее активами
Облкоммунэнерго. Правда, чтобы внести их в новую компанию, надо
провести подготовительные мероприятия, которые могут стоить около полумиллиарда
рублей.
Около года назад была создана рабочая группа по этому вопросу. Пока
стороны торгуются, пытаясь получить максимальное влияние на еще не
созданную структуру. Но даже при самом удачном решении вопроса с
сетями тарифы будут расти. В.Колмогоров убежден, что это произойдет
хотя бы потому, что компания намерена вводить новые мощности. И в цене
энергии должна появиться инвестиционная составляющая. В частности, это
касается строительства ЛЭП для обеспечения энергией нефтепровода
Тайшет — Находка. Энергетики предлагают средства на возврат кредитов,
привлеченных на ее строительство, включить в тариф на транспортировку, а
проценты на обслуживание займов — в тариф на производство.
Остается признать, что в случае с новым тарифообразованием население
оказывается в менее выгодном положении, чем крупные потребители. Хотя
бы потому, что доставить электроэнергию до каждого маленького покупателя
по распределительным сетям гораздо сложнее, чем крупному. Во избежание
неприятных социальных последствий решено сохранить практику
перекрестного субсидирования населения и бюджетных организаций. Ирина
Думова надеется, что в 2006 году для этой категории потребителей удастся
сохранить его на уровне текущего года. С неизбежностью перекрестного
субсидирования уже смирились энергетики. Так, Владимир Колмогоров
признался, что не рассчитывает, что практика дотаций тарифов населению
за счет крупных промышленных потребителей
будет исчерпана в ближайшие три года.