В едином формате
Малознакомая до последнего времени аббревиатура ЕГЭ, обозначающая единый государственный экзамен, все же вошла в нашу жизнь. Школьники Иркутской области приняли участие в эксперименте, а наш регион автоматически вошел в ряд 86 субъектов федерации, где внедрена новая система проведения государственной итоговой аттестации. Суть ее сводится к тому, что выпускники общеобразовательных учреждений сдают выпускные школьные экзамены и выдерживают испытания для поступления в средние специальные и высшие учебные заведения одновременно. Таким образом, вчерашние школьники из 29 территорий Приангарья получили возможность подать документы на поступление как в университеты Иркутской области, так и в высшие учебные заведения центральных городов России.
Кропотливая работа
Подготовка к проведению единого государственного экзамена началась в
Иркутской области еще прошлым летом. Решение об участии нашего
региона во всероссийском эксперименте было принято на коллегии
главного управления общего и профессионального образования
(ГУОПО). Свое согласие тогда выразили и совет ректоров вузов
Иркутской области, и совет директоров учреждений среднего
профессионального образования.
— В декабре 2004 года администрацией Иркутской области было принято
постановление «Об участии Иркутской области в эксперименте по
введению единого государственного экзамена», — рассказывает
начальник ГУОПО Наталья Малявкина. — Этим документом был
утвержден областной координационный совет по подготовке и
проведению единого государственного экзамена. Главным управлением
создана нормативно-правовая база регионального уровня,
обеспечивающая проведение эксперимента по введению ЕГЭ на
территории нашей области. На уровне Рособрнадзора утверждены состав
государственной экзаменационной комиссии Иркутской области,
председатели предметных комиссий, а также сроки и продолжительность
экзаменов.
И началась кропотливая подготовка к лету: кого-то предстоящий экзамен
беспокоил, кто-то оставался уверенным в успешном исходе эксперимента.
В школах городов и районов, принимающих участие в эксперименте,
была проведена большая работа с выпускниками, которые выразили
желание пройти государственную аттестацию по новой технологии.
Соответствующие заявления от одиннадцатиклассников принимались до
1 июня, а уже на следующий день была окончательно сформирована база
участников ЕГЭ.
По словам Натальи Малявкиной, региональный центр обработки
информации был создан при областном учебно-производственном
центре. Его оборудовали современным сервером, позволяющим с
высокой скоростью обрабатывать большие объемы информации, а также
высокоскоростными лазерными принтерами, сканерами. В центре были
созданы условия для одновременной работы ста экспертов-предметников.
Однако это еще не все. Председатели предметных комиссий и их
заместители, на которых и возлагалась особая ответственность в
«горячие» экзаменационные дни, прошли специальное обучение в
Российском институте педагогических измерений. Руководители пунктов
проведения экзаменов, организаторы ЕГЭ в аудиториях и эксперты
предметных комиссий прослушали серию обучающих семинаров. А в
марте нынешнего года Федеральным центром тестирования на базе
Иркутского института повышения квалификации работников образования
был проведен семинар-инструктаж со всеми категориями специалистов,
которым надлежало участвовать в подготовке и проведении ЕГЭ. На
семинаре побывали более 200 работников школ, ссузов, вузов, органов
управления образованием.
Без сучка, без задоринки
— Эксперимент в Иркутской области состоялся, — с воодушевлением
рассказывает Наталья Малявкина. — В 2005 году в эксперименте по
введению единого государственного экзамена приняли участие 29
муниципальных образований. Не вошли в формат восемь территорий —
Бодайбо, Усть-Кут, Казачинско-Ленский, Катангский, Киренский,
Мамско-Чуйский, Нижнеилимский и Усть-Удинский районы. Школьники
этих муниципалитетов не смогли принять участие в эксперименте из-за
удаленности своих городов и районов.
На территории Иркутской области для проведения единого
государственного экзамена было организовано 126 пунктов. Важной
особенностью является то, что ученики проходили итоговую аттестацию
не в родной школе, а среди чужих стен. Школьников из населенных
пунктов, где работает всего одна школа, вывозили в соседние поселки.
— Мы сдавали экзамены в Еланцах, — сказал 17-летний
житель поселка Бугульдейка Ольхонского района Сергей. — И ничего,
вроде, сдали.
Загодя Министерством образования и науки РФ был определен,
согласован и утвержден перечень обязательных учебных предметов и
предметов по выбору. Русский язык и математика, как и полагается, стали
обязательными дисциплинами при сдаче единого государственного
экзамена. Из списка предметов, выбираемых школьниками при
аттестации, в формате ЕГЭ можно было сдавать только физику.
Прежде чем оценивать результаты эксперимента, коснемся теории.
Экзаменационное задание в виде единого госэкзамена состоит из трех
частей: «А» — тестовое задание, «B» — задание с кратким свободным
ответом, «C» — развернутый ответ. К примеру, экзамен по русскому языку в
виде ЕГЭ нынешним летом сдали 5 733 выпускника Приангарья. 5 288
человек из них приступили к выполнению более сложного задания «С».
Это составляет 92,2% и является довольно высоким результатом
экзамена. Максимальный тестовый балл по русскому языку — 97 очков —
по итогам экзамена набрали лишь пять человек. Это выпускники Братска,
Иркутска и Усолья-Сибирского. Наименьшее количество баллов — всего
четыре — набрал выпускник одной из школ Тулунского района.
В общем зачете самой «образованной» территорией по русскому языку
оказалось Усолье-Сибирское. Именно выпускники этого города получили
больше всего положительных оценок: четверки получили 50,7%
выпускников города, участвовавших в эксперименте, пятерки
— 23,5% молодых усольчан. Самые худшие результаты по итогам экзамена
по русскому языку пришлись на долю четырех районов. Так, Зиминский
район стал территорией с наименьшим количеством четверок (10,6%).
Ни одной высшей оценки не получили выпускники опять же Зиминского
района, а также Балаганского, Слюдянского и Заларинского районов.
По итогам прошедшей аттестации по новой технологии вчерашних
выпускников готовы принять десять вузов Иркутской области. Они
представили перечень из 148 направлений и специальностей, по которым
будут осуществлять прием свидетельств о результатах ЕГЭ. Кроме этого,
выразили готовность принять абитуриентов по результатам ЕГЭ 24
учреждения среднего профессионального образования.
Комментируя итоги первой волны ЕГЭ, прошедшей в начале июня,
Наталья Малявкина говорит, что она прошла организованно. Во время
экзаменов в пунктах их проведения находились 90 официально
аккредитованных общественных наблюдателей из представителей
родительской общественности, органов власти, депутатов городских и
районных Дум, средств массовой информации. И ни одного замечания по
процедуре проведения ЕГЭ от них не поступило.
А 15 июля стартует вторая волна ЕГЭ, которая продлится до конца
месяца. С 28 июня в регионе началась подготовка руководителей пунктов
приема экзаменов, их помощников, организаторов в аудиториях
учреждений высшего и среднего профессионального образования,
обеспечивающих прохождение экзамена. На сегодняшний день уже
обучены специалисты Байкальского государственного университета
экономики и права, Иркутской государственной сельскохозяйственной
академии, Иркутского государственного педагогического университета,
всех педколледжей и средне-специальных учебных заведений.
Позитивная статистика
А пока вчерашние школьники Иркутской области отчаянно сдавали
выпускные экзамены по новой технологии, Всероссийский центр
изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел любопытный опрос
россиян об отношении к единому государственному экзамену. В нем
приняли участие 1 592 человека из 153 населенных пунктов в 46 регионах
страны. Что же выяснилось? Оказывается, три четверти жителей России
(77%) «что-то знают о ЕГЭ». Из них 48% знают о новой форме сдачи
госэкзаменов от журналистов, 29% — из рассказов родственников,
знакомых или сами сталкивались с ней.
40% респондентов 18—24 лет сообщили, что им самим или членам их
семей уже приходилось иметь дело с такой системой. В меньшей степени
ЕГЭ известен в центральных городах России — в Москве и Санкт-
Петербурге: здесь с ним сталкивались на практике 22% респондентов,
тогда как в других городах страны — от 29 до 33%. 14% жителей двух
столичных городов эта система не знакома в принципе. Еще меньшей
информацией о ЕГЭ располагают сельские жители. Среди них 24%
указали, что ничего не знают о едином госэкзамене.
Между тем, отмечает ВЦИОМ, к замене вступительных экзаменов в вузы
на ЕГЭ, сдаваемый в школе, относятся «скорее позитивно» 40%
опрошенных, «скорее негативно» — 26%. Наиболее важными
положительными аспектами новой системы россияне считают
обеспечение равных возможностей для одаренных учеников из регионов
для поступления в престижные вузы страны (25%), упрощение процедуры
поступления в вузы (21%), а также уменьшение коррупции на стадии
поступления в вузы (19%; среди респондентов 18—24 лет — 27%).
Приближение российского образования к общепринятым международным
стандартам отметили 14% опрошенных.