Корейский кризис: пути решения
После переговоров 17 июня 2005 года в Пхеньяне с
южнокорейским министром по делам объединения Чон Дон Еном
лидер КНДР Ким Чен Ир заявил, что готов ликвидировать ракеты
средней и большой дальности, если Вашингтон установит
официальные дипломатические отношения с Северной Кореей.
Казалось бы, что наконец проблема возобновления переговоров
по северокорейской ядерной программе (СЯП) решена, однако
США отреагировали на заявление северокорейского лидера
довольно холодно. В ответ госсекретарь США Кондолиза Райс
призвала трезво оценивать реальную готовность КНДР к
переговорам. Другими словами, США сказали четкое «нет».
В этой связи можно проследить отсутствие
последовательности в политике Вашингтона по отношению к
Пхеньяну. Еще в апреле с.г. представитель госдепартамента
США Ричард Баучер заявил, что США готовы сесть за стол
переговоров без предварительных условий, однако через два
месяца позиция Вашингтона несколько изменилась. Очевидно,
что возобновление диалога без американского присутствия
нецелесообразно, поэтому решение по возобновлению
переговоров снова затягивается.
Решение КНДР пойти на серьезные уступки во многом
является результатом усилий, предпринятых южнокорейским
президентом Но Му Хьеном. Республика Корея неоднократно
давала понять США, что не поддерживает спекуляции в
отношении возможных ядерных испытаний на Севере, которые
лишь обостряют обстановку на полуострове. Во время своего
визита в Москву на праздник 9 Мая южнокорейский лидер
заручился поддержкой председателя КНР Ху Дзиньтао и
российского президента В.Путина при обсуждении вопроса о
необходимости решения северокорейского вопроса без
дополнительного давления. После возвращения Но Му Хьена из
Москвы северокорейская сторона заявила о готовности
возобновления диалога с южанами, а теперь и с США, но
не торопятся уже в Вашингтоне.
Нельзя однозначно оценить, на что рассчитывает Белый
дом, но показательно, что заявления К.Райс прошли на фоне
информации о надвигающемся продовольственном кризисе в
КНДР. По данным ООН, из-за низкого урожая в Северной Корее
может снова начаться голод. В середине июня Пхеньян уже
обратился к Сеулу за помощью в сельскохозяйственной области.
Нельзя исключать, что США будут затягивать вопрос о
переговорах до глубокой осени, пока однозначно не прояснится
вопрос о грядущем продовольственном кризисе. Количество
собранного урожая кукурузы, риса, сои и картофеля — основных
культур в рационе северян — можно будет подсчитать лишь к
октябрю. Может быть, этого и ждет Вашингтон. Давление на
Пхеньян за счет недостатка продовольствия в КНДР может
негативно отразиться на корейско-американском диалоге.
История показывает, что давление на Ким Чен Ира не приводит к
желаемым политическим изменениям и не способствует
денуклеаризации Корейского полуострова, а, наоборот, заставляет
Пхеньян усиленно прикрываться своим единственным козырем —
возможным наличием ядерного оружия. Путь
решения проблемы — переговоры: гарантии США о
неприменении силы и отмена жестких экономических санкций.
Можно предположить, что серьезные уступки, на которые готова
пойти КНДР, связаны именно с отказом КНР, РК и России от
поддержки американской инициативы по обсуждению
северокорейской проблемы в Совете безопасности ООН.
Неизвестно, чем закончится сложившаяся ситуация, когда
«Ванька дома, а Маньки нет», однако хочется верить, что
иракский вариант решения проблемы «несговорчивых» стран не
постигнет непосредственного соседа КНР, России и РК.
Настораживающим фактом остается недавнее заявление главы
американских военных спецслужб, что КНДР все-таки может
нанести удар по американской территории ракетами большой
дальности (Интерфакс от 14.06.05). США впервые
проинформировали мировую общественность о том, что
северокорейские ракеты могут достигнуть Аляски и Гавайских
островов. В мировых СМИ активно муссируется информация о
том, что власти Северной Кореи готовятся испытать ядерное
оружие. Представители разведки КНДР зафиксировали более 180
вылетов самолетов-разведчиков над своей территорией с начала
июня, о чем ими было сделано соответствующее официальное
заявление. Неприкрытая информационная и военная активность
может приобрести совсем нежелательный оттенок на фоне
информации о состоявшемся во Франции в январе 2005 года
совещании высших чинов разведок стран НАТО, на котором
обсуждались варианты решения ядерной проблемы КНДР далеко
не мирным путем (сеульская газета «Ханкере» от 10.06.05).
В сложившейся ситуации заинтересованным в мирном
решении проблемы странам необходимо создать благоприятные
условия для возобновления переговоров не позднее октября 2005
года, до того момента, когда КНДР придется признать, что
собранного урожая не хватит, чтобы прокормить собственное
население. Для Пхеньяна, в свою очередь, особое значение
приобретают вопросы развития экономических проектов с
Китаем, РК и Россией. Маловероятно, что США решатся на
необдуманные шаги в отношении страны, которая в
перспективе станет транспортным и энергетическим узлом,
связывающим Японию, РК и КНР с Россией и Европой. По всей
вероятности, различные варианты экономического развития
КНДР будут обсуждаться во время запланированного в июле с.г.
визита в Москву председателя КНР Ху Дзиньтао. Встреча
руководителей России и КНР может способствовать изменению
позиции США для скорейшего проведения очередного раунда
шестисторонних переговоров.
В любом случае последнее слово теперь остается за
Вашингтоном, на котором лежит ответственность за усилия РК,
КНР и России, во многом способствовавших решению КНДР о
демонтаже своих ракет.