Опасный груз
Вчера Восточно-Сибирская железная дорога распространила сообщение о проведении
дополнительных мероприятий по осмотру и профилактике чрезвычайных ситуаций на пути.
Они проводятся в связи с необычной для региона дождливой и одновременно жаркой погодой.
Главной профилактической мерой является изучение земляного полотна вблизи железной
дороги. Оно и понятно. Причиной происшедшего в среду неподалеку от Ржева крушения
состава с мазутом стала как раз сырость. Только эта авария поставила под сомнение
безусловную безопасность перевозок нефти и нефтепродуктов железнодорожным
транспортом. Как-то сразу неспокойно стало от мысли, что в этом году по Восточно-
Сибирской дороге перевезут 18 млн. тонн сырья. Причем достаточно серьезный
отрезок пути составы с нефтью проходят вдоль берега Байкала.
Немногим ранее случившейся катастрофы заместитель директора Института систем
энергетики Сибирского отделения РАН Борис Санеев как-то на одной из представительных
тусовок напомнил о статистике чрезвычайных ситуаций, связанных с транспортировкой
нефти цистернами. На территории Иркутской области их было немного. Подобные аварии происходили
дважды. Но с увеличением объемов экспорта нефти в Китай теоретически возрастает
опасность изменения этой статистики. Реплика известного ученого была высказана в связи с
существующей конкуренцией железнодорожного и трубопроводного транспорта в борьбе за
южный экспортный коридор в Китай, в которой выиграла РЖД. По крайней мере, тогда я ее
отнесла к межкорпоративной возне.
Но не в этом дело. Нефтяная тема в период новой волны индустриализации Восточной Сибири
стала излюбленным коньком политиков и бизнесменов. Ведь если верить крупнейшему
сырьевому олигарху России, главе компании «Сургутнефтегаз» Владимиру Богданову, мы
живем в новой нефтегазоносной провинции. Пришло время ее осваивать, и надо поторопиться
это сделать. Тот же «Сургутнефтегаз» еще не подготовил обоснование инвестиций проекта
строительства трубопровода Талакан — Усть-Кут, не ознакомил с ним
общественность, но уже
завез в Иркутскую область трубы для укладки.
Торопится и государственная компания «Транснефть». Сегодня она в спешке меняет маршрут
строительства нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан». По сравнению с проектом,
представленным «Транснефтью» в конце прошлого года и одобренным Государственной
экологической экспертизой в декабре 2004 года, трасса перенесена примерно на 100 км южнее
и проходит вдоль Байкало-Амурской магистрали, приближаясь к Байкалу в некоторых местах
до двух километров. В Северобайкальском районе Бурятии даже была проложена
просека для проведения изыскательских работ, это обстоятельство подтверждено актами и
предписаниями Росприроднадзора по Республике Бурятия. По счастью, в ситуацию вмешался
«Гринпис», направив материалы о вырубках вблизи рек Тыя, Холодная, Кичера, впадающих в
Байкал на его северной оконечности, в Министерство природных ресурсов. Изменение трассы
многократно повышает риски загрязнения Байкала. А при аварийных разливах нефти под
угрозу ставится питьевое водоснабжение Северобайкальска, где основные водозаборные
скважины расположены вблизи реки Тыя.
По факту аварии под Ржевом Волжская природоохранная прокуратура возбудила уголовное
дело по статье «Нарушение правил обращения с химически опасными веществами». В
Тверской области из цистерн вылилось, по некоторым данным, около 300 тонн
нефтепродуктов, часть которых попала в реку Вазузу, а оттуда — в Волгу. Власти заверяют,
что принимаются все необходимые меры. Но из отчетов моих коллег ясно, что спасательные
службы не готовы к такой масштабной катастрофе, работники МЧС с экранов телевизоров
жалуются на нехватку техники. Заместитель руководителя Росприроднадзора Олег Митволь
заявил об «экологической катастрофе национального масштаба». Пробы воды из реки Вазузы
показали, что содержание вредных веществ превышает норму более чем в 100 раз. Уже есть
погибшая рыба. А нефтяное пятно, несмотря на все усилия спасателей, спускается к
водозаборам.
Но возмутительно другое. В то время, как одно государственное ведомство говорит об
экологической опасности, спасатели называют происходящее «нормальной рабочей
ситуацией». Министр МЧС России Сергей Шойгу заявил, что количество боновых
заграждений, которые сдерживают мазут, превышают необходимое вдвое. Никакие катастрофы,
по словам министра, ни Тверской области, ни Москве не угрожают. Железнодорожники сразу
же оценили ущерб от происшедшего в 50 млн. рублей. Но, без сомнений, природа выставит
куда более крупный счет. И ликвидировать последствия катастрофы, как считают
специалисты, придется не менее года.
И всё-таки наивно полагать, что экологическая катастрофа под Ржевом заставит
подконтрольные государству структуры, компании, ведомства прекратить конкуренцию за
право быть истиной в последней инстанции.