Окольцованная гора
11-12 июня на западном берегу Байкала, в устье речки Анги, прошел межрегиональный этнокультурный фестиваль "Ердынские игры".
Издревле к Ерду — холму высотой 40 метров — на игрища съезжались монголоязычные
племена. Проходили игры обычно в
начале лета и сопровождались шаманскими обрядами, жертвоприношениями, состязаниями
в стрельбе из лука, скачках, традиционной борьбе. Праздник продолжался
шесть дней, а его кульминацией становился ехор — бурятский хоровод вокруг горы Ерд.
Окружность горы 840 метров, и, чтобы ее объять, нужно взяться за руки как минимум
700 человек. По преданиям же в этом священном месте всегда собирались многие тысячи
людей, так что подножие горы «обвивалось» цепочками людей несколько раз.
К сожалению, на долгое время исчезла традиция проводить Ердынские игры: 20 век во многом
нарушил многовековой уклад кочевых племен Прибайкалья.
Но все же в улусах и деревнях оставались носители традиционной бурятской
культуры, сохранившие свою самобытность и передавшие ее детям. В 2000 году
по инициативе администрации Ольхонского района и при поддержке губернатора Бориса
Говорина фестиваль был возрожден. В нем приняли участие жители Иркутской области,
приехали делегации из Усть-Ордынского округа и Республики Бурятия.
В этом году фестиваль превратился в грандиозное
действо. Только участников насчитывалось
около 700 человек. Своих посланцев к священному месту
отправили Усть-Ордынский округ,
Иркутская область, Бурятия,
Саха-Якутия, Тыва, Горный Алтай и Монголия. А уж
гостей и зрителей было раз в пять больше.
Праздник начался в субботу с молебна на священном Ерде. Почему священном? Для бурят, живущих в
степи, все горы, даже небольшие, священны. Считается, что на самой вершине
аккумулируется энергия неба и земли и связь с всевышним наиболее сильна. Здесь и
проводятся шаманские камлания — молитвы духам. Шаманы выполняли обряд очищения
водкой и молоком, прося у неба благополучия для этой земли и ее гостей. Интересно, что
женщинам категорически запрещается подниматься на
Ерд. В противном
случае, как говорят шаманы, у нее и ее потомков не
будет счастья в семье. Женщина своим присутствием на
вершине горы разрушает энергетический сгусток,
вносит дисбаланс в гармонию. Относиться к этому можно
по-разному, и, несмотря на предостережения,
многие представительницы прекрасного пола все же
нарушили запрет…
Тем временем подле горы развернулись соревнования по национальным прыжкам —
«лягушка». Очень быстро спортсмен делает 11 прыжков, и результат замеряется.
Совершенно уникальный результат — 43 метра — показал Сергей
Новоселов, он и стал абсолютным чемпионом. Кроме этого проходили соревнования по
метанию 10-килограммового камня, стрельбе из спортивного лука, перетягиванию палки.
Перетягивание палки — один из старейших спортивных состязаний, родиной которого
является Якутия. Естественно, что и победителями стали представители
этой республики. В
командном зачете, включающем прыжки, стрельбу и борьбу, победителями стали
устьордынцы, вторыми — иркутяне и третьими — спортсмены из Бурятии.
Параллельно с соревнованиями проходили конкурсы юрт, национальной кухни, творчества
народных умельцев, народной песни. Самой лучшей оказалась якутская юрта —
выдержанная в строго национальном стиле, светлая и уютная.
Во множестве раскинулись торговые палатки, в которых можно было полакомиться
вкуснейшими позами, пловом, саламатом — вареным тестом со сметаной, которое по вкусу
напоминает нашу кашу. В огромных казанах варились куски баранины, а в одной из юрт я
увидела на столе баранью голову. Мне объяснили, что ее-то и подают самому почетному
гостю за столом. На улице на всеобщее обозрение был выставлен аппарат для изготовления
тарасуна — бурятской 12-градусной самогонки. Она отличается кисловатым приятным
вкусом и запахом молочной сыворотки, впрочем, и основой ее является молоко. До того как
в обиход бурят вошли другие горячительные напитки, употреблялся только тарасун, а по
обычаю до 40 лет мужчины вообще не имели права пить спиртное. С этой древней
традицией связана одна физиологическая особенность нации — малое количество в организме
фермента, перерабатывающего алкоголь.
Дождь нисколько не огорчал участников фестиваля. По поверью монголоязычных народов,
дождь — это к богатству, процветанию и счастью.
На следующий день прошли конкурсы «Улигершин» и ехорных напевов, но что больше всего
привлекло внимание публики, так это конкурс «Красавица Ердынских игр». На конкурс
было заявлено шесть участниц — по одной красавице от каждой делегации. Но чтобы
победить, одной красоты было мало. Девушки должны были продемонстрировать глубокое
знание традиций своих народов, знать свою
родословную, быть искусными в танцах и пении, а также
суметь завоевать сердца зрителей.
Первой красавицей Ерда была признана в этом году Нюргуяна Феоктистова из Якутии. Она
получила серебряную корону и денежную премию — 5 тыс. руб.
В общем, праздник удался. Объединяющее начало этих игр было
настолько мощным, что даже после закрытия народ долго не желал разъезжаться. Цена этого
фестиваля измеряется в той радости, которую испытывали люди, погружаясь
в атмосферу доброжелательности и гостеприимства. Люди, водившие хоровод вокруг Ерда,
выглядели издалека словно бусины одних четок, перебираемых умелой рукой. На несколько
мгновений они стали одним целым.