издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Соло для аккордеона

Любимцу иркутской публики, солисту Иркутской филармонии Александру Чудновскому присвоено высокое звание заслуженного артиста России. Как сказано в указе президента, "за достижения в области искусства". Несравненный аккордеонист, Александр Валерьевич находится в расцвете творческих сил и таланта. Встреча с замечательным артистом -- радость для всех, кто неравнодушен к хорошей, душевной музыке.

Когда я спросил Александра Чудновского, что для него
определило выбор будущей профессии, почему именно
аккордеону он отдал предпочтение, музыкант улыбнулся:
«Выбор был, да еще какой! Но мне как-то сразу
понравился именно этот инструмент, его звучание, да и
внешний вид привлек — яркий, праздничный. Словом, я
так и заявил родителям: только аккордеон!»

С их одобрения Александр и поступил в музыкальную
школу. Пять лет — срок достаточный, чтобы
утвердиться в своем выборе. Более того, Чудновский
все более и более проникался богатейшими
возможностями инструмента, его, так сказать,
универсализмом. Переложения различных видов
инструментальной классической музыки, любимых в
народе популярных мелодий — все это не могло не
увлечь. Поэтому без долгих раздумий по окончании школы Александр
поступает в Иркутское музыкальное училище, где
попадает под влияние замечательного педагога, яркого
музыканта Геннадия Моисеева. Именно Геннадий
Николаевич разглядел в своем ученике задатки
талантливого интерпретатора, способного
вложить в исполняемые вещи свое видение, свои краски.
Свой темперамент.

Вот тогда-то, в училище, ближе к его окончанию,
пришла пора всерьез задуматься о выборе жизненного
пути, будущей профессии. Собственно,
каких-либо сомнений на этот счет не возникало — уже
тогда, в годы ученичества, выступая на различных
смотрах, конкурсах, принимая участие в концертных
программах, Александр Чудновский ловил себя на мысли:
вот оно, искомое. Профессиональная стезя привела его
в Красноярский институт искусств. И вновь учебные
аудитории, классы, прослушивания, общение с
музыкальной элитой… В год окончания вуза, в 1988,
Александру исполнилось 25. Подкованный, как
говорится, на все четыре, он возвращается в родной
город, становится солистом Иркутской филармонии.

Здесь с самых первых самостоятельных шагов
Чудновский понял, что знания, навыки, полученные в
стенах учебных заведений, — только основа, так
сказать, фундамент, все остальное — впереди.
Сотворение себя как музыканта — это каждодневный,
подчас изнурительный труд, многочасовые тренировки,
репетиции. И не ради того только, чтобы тебя однажды
назвали виртуозом — это все придет со временем, но
прежде всего — ради самой музыки, радости открытий.
Он так и сказал: «Столько лет работаю — и с каждым
концертом, с каждой репетицией узнаю что-то новое».

Понятное дело, добавляет Александр, любой музыкант, а
я не исключение, опирается на опыт предшественников.
Нет, речь идет не о заимствовании или, скажем,
подражании — в первую очередь интересует философия
их творчества, чисто технические (не люблю этого
слова) приемы да и сам выбор репертуара. Многое дало
общение с московскими виртуозами Юрием Дрангой и
народным артистом России Валерием Ковтуном. Их, в
частности, привлекает серьезная классическая музыка.
Как ни странно, аккордеонистов среди музыкантов очень
даже немного, в отличие, скажем, от баянистов. В
Красноярске блистает мастерством Александр Шендрик, в
Чите — заслуженный артист Саша Конончук.

Иногда пути друзей пересекаются, поговорить есть о чем,
однако лучшим аргументом в спорах — а они неизбежны —
служит аккордеон, несравненный, божественный, с их
точки зрения, авторитет.

Разумеется, я не мог не задать Александру Чудновскому
традиционного вопроса — о предпочтениях музыканта,
принципах, которыми он руководствуется в подборе
репертуара. Конечно же, это, в первую очередь,
классическая музыка. А если конкретно — органные
произведения Иоганна Себастьяна Баха. Ведь, как
известно, орган — ближайший родственник аккордеона.
Музыка ложится идеально. Это и несколько пьес из
«Времен года» П.И. Чайковского, произведения Антона
Рубинштейна, охотно исполняет Щедрина, Шостаковича.

Неравнодушен Александр и к эстрадной музыке. Здесь
поистине необозримый простор для эксперимента,
импровизаций, поиска оригинальных, гармонических
решений. Крайне интересно открывать для себя новых
интересных авторов. Хотя и здесь есть предпочтения.
На фоне безудержного вторжения в нашу жизнь так
называемой поп-музыки с ее откровенным примитивизмом
хочется содержательности, чистоты и искренности.
Отсюда интерес к вечно нестареющим Дунаевскому,
Цфасману, другим корифеям. Нетрудно заметить, что
песни и мелодии прошлых лет все более востребованы
людьми. Как теплеют взгляды у слушателей во время
сольных концертов, когда из-под пальцев аккордеониста
льется сама душа народная — трепетная и одновременно
такая глубокая!

Сколько на его счету публичных выступлений? Многие и
многие сотни. Причем любой концерт — это
своеобразный поединок, когда приходится
завоевывать внимание аудитории. Конечно,
есть категория людей, которые приходят «на
Чудновского», впрочем, таких бывает намного меньше,
чем просто желающих послушать аккордеон.
Случается и настороженность: а что он сможет
нам показать? В Тулуне, к примеру,
его попросили выступить («отработать») в налоговой
инспекции. Вышел к слушателям и был весьма удивлен:
собравшиеся смотрели на него с явно выраженным
недоверием, дескать, посмотрим, на что ты способен,
чем сможешь удивить. Что ж, такое нечасто, но
бывает.

Перед тем, как приступить к реализации заявленной
программы, рассказал об инструменте, его истории,
возможностях. И что любопытно, в конце выступления на
него смотрели совершенно другие лица. Восторженные и
какие-то просветленные. Что ж, он еще раз убедился:
любую аудиторию можно заинтересовать, увлечь.
Завоевать.

Артиста, как и волка, ноги кормят, замечает мой
собеседник. В области нет такого города или района, где
бы он не побывал, да и не один раз. Как-никак
четверть века колесит музыкант по городам и весям —
нередко с коллегами по творческому цеху: солистами
филармонии Натальей Головиной, Борисом Изаксоном,
Михаилом Клейном. Нынешний юбилейный год был
особенно урожайным на поездки и встречи. Буквально с
ног валились от усталости — неделями находились в
командировках. Но сил прибавляла
сама атмосфера концертов, встреч, прием, который
артистам оказывали. Люди ждали праздника, и грех
было не оправдать их ожиданий. А есть ли в области
места, где он любит бывать особенно охотно? Конечно!
В Бодайбо, к примеру. Какая красотища там летом.
Витим, горы, тайга. Уренгой очень привлекает, опять
же по причине красоты неописуемой.

Приходилось, и не раз, гастролировать за рубежом. Два
года назад, опять же в составе творческой группы,
объехали чуть ли не всю Монголию, выступали в
Улан-Баторе, Дархане, Эрдэнэте. Был участником
грандиозного фестиваля в китайском городе Шэньяне. А
еще раньше довелось посетить Германию, где буквально
царит культ аккордеона. В стране есть даже специальный
радиоканал, сутками передающий музыку для этого
инструмента.

— К слову, — замечает Александр Чудновский,
— бывает крайне и крайне нелегко. Поступает, скажем,
срочный заказ — надо дать сольный концерт на
каком-либо празднике, юбилейном мероприятии.
Забываешь все свои сиюминутные проблемы — и в путь. К этому
трудно привыкнуть, но сама атмосфера в коллективе
солистов, в частности, помощь и поддержка директора
филармонии Марины Токарской, ее заботливое внимание
очень помогают в работе. Марина Николаевна знает наши
возможности и пристрастия, так что тылы наши
обеспечены весьма надежно.

Мы прощаемся. И напоследок, еще раз поздравив
Александра Валерьевича с присвоением ему высокого
звания, интересуюсь, как он сам воспринимает этот
факт.

— Очень даже положительно, — смеется Александр. —
Но главное, я понимаю, насколько это большая
ответственность — быть не просто аккордеонистом
Чудновским, а заслуженным артистом России. Что ж,
поработаем!

На снимке: Александр Чудновский

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры