На культурном фронте ждут перемен
О работе по сохранению и развитию многонациональной культуры Приангарья в беседе с нашим корреспондентом рассказывает председатель комитета по культуре Иркутской области Вера КУТИЩЕВА.
!I1!— Мы уже много лет живем в «оккупации бед». Лишь в последние годы
появился свет в туннеле, — заявила Вера Ивановна, начиная беседу. — В
последнем послании президента РФ впервые сказано об исключительной
роли культуры и национальных традиций в развитии духовно-
нравственной сферы нашего общества. Очень своевременно! В такие
моменты именно духовность народа, прочность его традиций является той
основой, на которой сохраняется и крепится единство нации.
У нас в Приангарье, где уже несколько столетий в дружбе и мире живет
множество народов, тема возрождения национальных традиций, тема
развития всех направлений культуры крайне актуальна. Не случайно
комитет по культуре был создан в числе первых подразделений областной
администрации. В области за последние годы восстановлена, а во многом
создана заново, мощная индустрия культуры, в том числе национальной:
28 областных учреждений, 500 клубов, более 70 музеев, более 700
библиотек. В них работают 12 тысяч работников культуры.
В последнее время из бюджета области на нужды культуры выделялись
значительные средства. При этом с каждым годом «культурная» статья
расходов вырастает на 10 — 15%. Если, к примеру, в 2004 году было
выделено около 440 млн. рублей, то в 2005г. — 475 млн. руб.
Как расходуются эти большие деньги?
Приоритетным для комитета является профессиональное направление —
театры, музеи, библиотеки, творческие союзы. Кроме того, комитет
реализует ряд областных программ. Это программа развития и
поддержки народного творчества, программа «Юные дарования
Иркутской области». В соответствии с этой программой 25 человек
получают стипендию губернатора Иркутской области. Специальную
поддержку получают музыкальные школы. Только в этом году выделено
500 тысяч рублей на приобретение музыкальных инструментов для 17
школ во многих районах области.
Преимуществом, с точки зрения материальной поддержки, пользуются
учреждения, которые являются непосредственными источниками
духовной пищи, — театры, библиотеки, музеи.
Вера Ивановна согласилась с тем, что заработная плата работников
культуры, которая составляет сегодня чуть больше 4 тысяч рублей,
оставляет желать лучшего, несмотря на то, что лишь за последний год
повышалась неоднократно.
— Стремясь улучшить материальное положение работников культуры, мы
в тех случаях, когда это возможно, применяем контрактную систему
оплаты труда, — объясняет она. — Это, к примеру, практикуется в театрах,
где наиболее талантливые артисты получают до 15 тысяч рублей в месяц.
— В сфере культуры есть таланты, нуждающиеся в материальной
поддержке, — согласился я. — Но есть и люди, которые занимаются
наукой. К примеру, в «Тальцах» и других областных музеях лишь за
последние годы несколько научных работников защитили
кандидатские диссертации. Известно, что в учреждениях культуры
доктора и кандидаты наук никаких надбавок не получают. Есть ли у
вашего комитета какие-либо механизмы поощрения научных
работников, успешно защитивших диссертации?
— Конечно, есть, — ответила Вера Ивановна. — Как правило, сотрудники,
имеющие ученые степени и звания, работают на контрактной основе. Мы
понимаем, что без науки трудно рассчитывать на развитие тех же музеев.
Отдельной темой в разговоре о материальном положении работников
культуры стал проект, в соответствии с которым на решение социальных
проблем можно было бы направить часть средств, которые зарабатывают
учреждения культуры — музеи, театры…
К этой инициативе Вера Ивановна относится осторожно. По ее словам,
сегодня перед культурой стоит вероятность перехода на новые
правовые формы, которые позволят учреждениям культуры меньше
зависеть от государственных дотаций, иметь больше свободы
распоряжаться средствами, которые они зарабатывают. Но большая
самостоятельность предполагает и большую ответственность. Опасность
«свободного плавания» состоит в том, что самим учреждениям культуры
сложно рассчитывать на собственные доходы. С другой стороны, если эти
учреждения находятся под опекой государства, то эта опека должна
включать и социальную поддержку. Ведь государственная поддержка
культуры также является нашей национальной традицией. И в этом
отношении ни Франция, ни США, ни Китай нам не пример: Кутищева
подчеркнула, что Иркутская область сегодня, пожалуй, единственная,
которая выделяет средства на содержание и развитие учреждений
культуры, на заработную плату, оплачивает коммунальные услуги.
Что же касается собственных доходов музеев, театров и других
учреждений культуры, которые имеют возможность зарабатывать деньги,
то их у учреждений не отбирают. Все эти средства направляются
исключительно на собственное развитие этих учреждений.
— Одним из учреждений, имеющих собственные доходы, является
областной архитектурно-этнографический музей «Тальцы», поток
посетителей в который не уменьшается ни зимой, ни летом. Это
неудивительно. Ведь «Тальцы» — самый крупный за Уралом центр
традиционной культуры народов Сибири. Я там бываю
достаточно часто и не помню, чтобы в
последнее время в музее появились новые объекты. Как там обстоит
дело с собственным развитием?
— В «Тальцах» много чего делается, — не согласилась Вера Ивановна. — Должна быть завершена «Мангазея», будет обустроена новая
сибирская усадьба. В планах этого года — реконструкция помещений
и дворов.
Вера Кутищева заметила, что «Тальцы» — единственный в своем роде
музей, возможности которого по росту платных услуг несравнимы с
краеведческим музеем или библиотеками.
— Впрочем, — оговорилась она, — нас интересует не столько стоимость
услуг, сколько их духовная ценность, востребованность.
Вера Ивановна убеждена в том, что театры и музеи не должны
заниматься коммерцией в ущерб духовной пище.
Я напомнил, что еще пару лет назад в художественном и краеведческом
музеях проводились выставки восковых фигур, не представляющие, на
мой взгляд, никакой духовной ценности, зато позволяющие устроителям
неплохо заработать.
— Что же касается «Тальцов», то людей туда
привлекают не только этнографические экспозиции, но и яркие красочные
фольклорные и церковные праздники. Разве не в этом состоит решение
поставленной президентом задачи — возрождение культурных традиций
народов России?
— А вы заметили, что в последние два года выставки восковых фигур в
наших музеях не проводятся? Более того, если раньше в иркутских
театрах подвизались столичные халтурщики — крохотные труппы с одним
спектаклем, то сейчас этого тоже нет. Мы стараемся не пускать в область
низкопробную псевдокультуру. Зато теперь к нам приезжает Эрмитаж.
Отвечая на вопрос о том, кто занимается реставрацией объектов
деревянного зодчества и строительством экспозиций в городе и
этнографическом музее, Кутищева объяснила, что в области есть
около десяти специализированных организаций. В их числе «Стройсервис»,
«УралСиб», «Строительно-научно-реставрационно производственные
мастерские», «Три века», ООО «Универсал». Все эти организации
допускаются к работам на требующих реставрации объектах в основном
на конкурсной основе. В составе конкурсной комиссии, которая
принимает решение, специалисты по архитектуре, представители
Госкомимущества, антимонопольного комитета, финансисты…
Значительные средства уходят на ремонт и реставрацию зданий, в
которых размещаются театры и музеи. После завершения работ по
реконструкции театра юного зрителя предстоит реконструкция
филармонии, реставрация художественного музея. Нуждаются
в реставрации здания краеведческого музея. Все сразу сделать
невозможно.
Затем мы коснулись такой важной темы, как сельские клубы, без которых,
и это очевидно, речи быть не может о возрождении национальных
традиций, народного творчества.
Здесь, как выяснилось, Иркутская область — в числе российских лидеров. В
последние годы в большинстве муниципальных образований очень
серьезно подходят к вопросам культуры. Этому способствует
последовательная политика губернатора Бориса Говорина
в области культуры. Лишь в прошлом году в Тулунском, Усольском и других
районах области было открыто 15 Домов творчества, культурно-спортивных
комплексов, библиотек, клубов. Период, когда в силу экономических причин в
умирающих леспромхозах, на приисках и в поселках закрывались
учреждения культуры, закончился.
Важным направлением в работе комитета является организация массовых
мероприятий, фестивалей, театральных гастролей. Одной из главных
площадок для их проведения является музей «Тальцы».
— Прошедший год был весьма насыщенным в этом отношении…
!I2!— Начали с того, что привезли в Иркутск коллекцию Эрмитажа, — говорит
Вера Ивановна. — Кинофестивали, успешная презентация в Москве работ
иркутских художников. В дни ставшего традиционным праздника
«Сияние России» в Иркутск на музыкальный фестиваль «Звезды на
Байкале», который проходил под патронажем губернатора, приехали
всемирно известные музыканты, звезды первой величины: «Виртуозы
Москвы» под руководством Владимира Спивакова, выдающийся
российский джазмен Георгий Гаранян, великая певица Елена Образцова.
Этот подарок при поддержке губернатора области Бориса Говорина и с
помощью депутата Госдумы Сергея Дубровина приготовил иркутянам
выдающийся российский пианист иркутянин Денис Мацуев, который
также участвовал в фестивале.
По словам Веры Кутищевой, очень хорошо поработали областные театры.
Во-первых, Иркутская область одна из немногих, если не единственная в
России, финансирует гастрольные поездки. И таких гастролей, вполне
успешных, было много. Но главное — театры уже не первый год
реализуют программу, в соответствии с которой творческие коллективы
выезжают в самые далекие и забытые уголки области и там показывают
людям спектакли.
Вера Ивановна рассказала, что, когда один из иркутских театров приехал
на прииск в Мамско-Чуйском районе и показал там свой спектакль, к
артистам подошла женщина и заявила: «Уж если театр к нам приехал,
жизнь обязательно наладится».
Вера Ивановна пообещала, что текущий год будет не менее насыщен
большими культурными мероприятиями. Среди них — «Сияние
России». Предполагается разнообразная программа. На этот ставший
традиционным праздник культуры будут приглашены лучшие творческие
коллективы со всей страны. Планируются новые постановки в театрах.
Можно долго говорить о клубной работе, фестивалях, театрах, музеях,
выставках, достижениях творческих коллективов, губернаторских
программах, новых книгах, которые вышли в свет, новых журналах. Все
это — заслуга людей, которые работают в той области человеческой
деятельности, которая называется сферой культуры. Но все ли так уж
хорошо в этой сфере?
Вера Ивановна полагает, что главной проблемой российской культуры
сегодня является отсутствие для нее правовой базы.
— Мы живем фактически в бесправовом пространстве, — говорит она. —
Нет закона о театрах. Не приняты законы о творческих союзах. Закон о
памятниках есть, но он не работает в силу того, что отсутствуют
подзаконные акты, определяющие механизм действия. Государство как
бы не запрещает, но и не обязывает. И лишь благодаря тому, что
губернатор области прекрасно понимает роль культуры в современном
российском обществе, ей в Приангарье оказывается постоянная сильная
поддержка.
Вера Кутищева серьезно обеспокоена теми проблемами, которые могут
возникнуть в связи с предстоящей реформой местного самоуправления.
Из-за того, что закон N 131 пока недостаточно проработан, учреждения
культуры в муниципальных образованиях могут оказаться в правовом
вакууме и без государственной поддержки. Здесь Вера Ивановна надеется
на внимание к этому вопросу депутатов Государственной Думы от
Иркутской области, в частности — Сергея Дубровина. Сергей
Иннокентьевич уже не один раз доказал, что проблемы культурного
развития Приангарья ему не безразличны.