Это еще цветочки, ягодки - впереди
Эльфрида НЕВЗОРОВА — редактор
редакционно-издательского центра юридического института ИГУ,
сибирячка родом из Сочи. Имеет художественное и
филологическое образование, закончила московские
курсы ландшафтного дизайна. Лауреат двух городских
фотоконкурсов, победитель VI международного фестиваля
любительских видеофильмов «Рыбий глаз» в номинации
«Мой город».
В прошлом году вышло первое издание ее книги
«Садовый дизайн в Прибайкалье». В июне готовится
второе издание, дополненное фотографиями и рисунками.
И сегодня на страницах «Подворья» Эльфрида Невзорова
начинает разговор о садовом дизайне в Прибайкалье.
Если вы хотите поделиться с нами своими мыслями и
опытом, пишите, присылайте фотографии своего сада, мы
будем рады.
Конечно, человеку подвластно многое! И в Сибири
возле русской «избы» можно создать «английский сад»
с «французскими газонами» и удивительными цветами…
Но стоит ли тратить кучу денег, уйму времени и
столько сил для чего-то чужеродного, чтобы через
годик-другой понять, что это «не ваш» сад?
Давайте подумаем, чего же мы хотим.
Во-первых, не будем забывать, что в основном наши
земельные участки от 6 до 20 соток. А это значит,
что нам нужны сады малых форм. Поэтому здесь нельзя
смешивать много стилей, чтобы не получить «дешевую»
театральную декорацию.
Во-вторых, архитектура дома и хозяйственных построек
должна быть в гармонии с архитектурой сада.
В-третьих, природные условия Сибири накладывают свой
отпечаток и на наши сады. Около пяти месяцев мы
можем любоваться местным растительным миром и всего
лишь около трех месяцев — «иностранцами», которых
нянчили у себя на подоконниках. А остальное —
время спячки. Вот здесь и вступают в силу малые
архитектурные формы и вечнозеленые растения (ель,
сосна, кедр).
Все компоненты сада важны и должны сочетаться друг с
другом: деревья, травы, цветы, воздух, свет, вода,
пространство, строения, камни, движение солнца зимой
и летом, и соответственно ему — движение теней. Все
это вместе создает «живую картину», которая меняется
в зависимости от времени года, направления ветра и
солнечного света. Только воображение и
умение ландшафтного дизайна сделают участок садом.
Самый яркий пример законодателя регулярного
стиля — Андре Ленотр, которого Н.М. Карамзин назвал
«творцом великолепных садов, перед которыми древние
сады гесперидские не что иное, как сельские огороды».
Интересна и поучительна история, которую Н.М.
Карамзин узнал в Париже и поведал российскому
читателю: «Когда Ленотр предлагал
Людовику XIV план версальских садов, рассказывая,
где чему быть и какое действие должна произвести
всякая его идея, король, восхищенный таким богатым
воображением, несколько раз прерывал его описание,
восклицая: «Ленотр! За эту выдумку даю тебе 20 000
ливров». Наконец бескорыстный и гордый художник
рассердился и сказал ему: «Ваше величество! Я
замолчу, чтобы не разорить Вас».
Садоводство, пожалуй, самая сложная форма
самовыражения. Но каждый человек в душе художник:
классик, авангардист или примитивист… Поэтому
гармония вашего сада будет зависеть от вашего
желания, вкуса, умения и, конечно же, труда.
Сад, как и ребенок, может быть разным. Создание и
уход нужен обоим. Вспомните поговорку «Это еще
цветочки, ягодки — впереди». А вот какие будут
«ягодки», как раз и зависит от нас самих. Один сад —
это элитная школа, другой — бабушкин, третий — как
на душу ляжет или — как сложится. Но каждый сад
индивидуален и выражает чувства хозяина. Позволю
себе еще одно сравнение сада с ребенком. Если
родители обращаются за помощью или советом к
педагогам, то это нисколько не умаляет их
достоинства, а даже, наоборот, говорит о том, что
человек не хочет делать или повторять свои ошибки, а
сразу учится предотвращать их. Так и с садом. Очень
хорошо, если есть близкий человек с художественным
вкусом или профессиональный дизайнер, с которым
можно обсудить все элементы формирования сада и
выбрать только то, что близко вам по духу, чем
самому, натыкаясь на свои ошибки, из года в год
перетаскивать уже выросшие деревья, а что еще хуже
— вырубать.
Но самое «громоздкое» в этом плане —
это расположение малых архитектурных
форм (любимые «женские штучки» — вазоны, фонтанчики,
скамьи; мужские — барбекю, беседки, купальни;
детские — качели, песочницы, горки и т.д.).
Конечно, «родитель» сада должен быть один, остальные
члены семьи ему «служат». Но можно и разделить
функции. Первый, определив концепцию сада,
продолжает принимать решения по планировке и
размещению, другой — «заведует» огородом, кто-то —
главный на барбекю, а кто-то — на детской площадке,
одному подчиняются цветы, другому — деревья и кусты.
У каждого есть свое дело.
Вспомните наше любимое выражение о
загадочной русской душе. Что же ей надо? Мы для
своей русской души создаем японские садики,
альпийские горки, французские газоны,
итальянские беседки и бассейны, и все это еще
умудряемся разместить по технике фэншу, при этом не
забываем и о «вишневых садах» и о «царе» огородов —
картошке. Как же все это совместить? А может быть,
стоит от чего-то отказаться — во благо душевному
восприятию, а не физическому истязанию?
Детство и юность, проведенные в Сочи,
запечатлели в моем воображении красивые и «вкусные»
сады: удивительные растения с невероятным ароматом,
причудливыми формами, фантастическими расцветками.
Но все это было в теплом и влажном климате, все
росло из семян, брошенных сразу в почву (без
рассады, правда, иногда все-таки лунки были прикрыты
стеклом).
Леса вокруг Иркутска меня поразили. Я думала, это
парк и кто-то убирает его, тщательно вырезая все
колючки и освобождая деревья от лиан и мхов: если бы
не хвоя на земле, то можно и босиком ходить.
Красивейшие поляны с березками, нежный цветущий
багульник, пылающие жарки, первые подснежники…
И я поняла еще в юности, что в каждом
краю — своя растительность, своя красота, своя игра
природы.
Конечно, если бы в Сибири в тайге я увидела
магнолию, да еще цветущую, то потеряла бы дар речи.
Невозможно! И, увы, это приговор для всех
субтропических деревьев, кустарников и частично
цветов. Но в Сибири есть немало и своих
декоративных растений: кашкара и багульник, разные
виды елей и можжевельник, жарки (оправдывают свое
название) и колокольчики (водосбор) и много
других видов. Однако меня удивили сады вокруг
Иркутска и в самом городе возле частных домов.
Летняя черемуха с уже объеденными гусеницами
листьями была болезненной, черная земля, сплошное
картофельное поле, грядки моркови и прочих овощей
наводили уныние… Сами
дома утром и вечером казались слепыми из-за закрытых
ставень.
Но прошло время, многое изменилось. Уже 15 лет я
занимаюсь в Сибири «творческим» садоводством,
понимая, что не все можно и нужно пускать на потребу
желудка, душа тоже требует праздника:
красивых пейзажей, ароматов цветов,
мягкой прохладной травки…
В моей голове скопилась масса информации, знаний,
опыта, навыков и ошибок, задумок, которые помогут,
надеюсь, кому-то в благоустройстве своего садового
участка. Во мне соединились два направления садового
дизайна — юг и Сибирь, и уживаются они великолепно.
Я нашла достаточно декоративных заменителей
«южанам», а это значит, что сад приближается к более
естественным условиям, не требующим больших усилий и
финансовых затрат.