издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Приангарье - территория согласия

  • Автор: Екатерина БЕШНОВА

Многие из нас на вопрос, кто вы, не задумываясь, ответят: сибиряк! Множество народов обрело здесь свой дом, в каждом из нас смешались краски разных культур. Однако, несмотря на то, что тенденции современной цивилизации унифицируют все что можно, народы, проживающие на просторах нашей области, стремятся не потерять связь с корнями. Помогает им в этом комитет по связям с общественностью и национальным отношениям администрации губернатора Иркутской области. О национальной политике Прибайкалья мы беседуем с председателем комитета Сергеем Коженковым.

— Сергей Александрович, благодаря вашему комитету многие
впервые узнали, что у нас проживает так много народов, не
потерявших самобытность. Это особенно ярко проявляется на
значимых областных торжествах. Хотя, конечно, национальные
традиции — это не только народные песни и танцы. Национальный
характер определяют многие жизненные ценности, которые
непосредственно влияют на отношения в обществе. Если быть
точными, кем представлена наша область сегодня?

!I1!— Последние самые достоверные данные — перепись 2002 года. По ее
результатам, в области проживает более 140 национальностей. Из
2 миллионов 446, 3 тыс. человек 2 млн. 246, 8 тыс. (91,84%) — русские,
вторые по численности украинцы — 52,3 тыс. человек, татар проживает
26, 9 тыс. человек, бурят — 26,9 тыс. человек, белорусов — 13,7
тыс., чувашей — 7 тыс., армян — 6, 4 тыс., немцев — 6, 2 тыс., азербайджанцев —
6 тыс., мордвинов — 3, 8 тыс., таджиков — 2, 5 тыс., евреев — 2, 4 тыс.,
башкир — 2,3 тыс., молдаван — 2 тыс., поляков — 1,8 тыс., узбеков
— 1,8 тыс.,
удмуртов — 1,8 тыс., литовцев — 1,5 тыс., цыган — 1,6 тыс.,
грузин — 1,6 тыс.,
корейцев — 1,5 тыс., марийцев — 1,4 тыс., эвенков — 1,3 тыс., китайцев — 1,3 тыс., киргизов — 1,2 тыс., казахов — 1 тыс.,
якутов — 870 чел, тофаларов — 720 человек.

— Вопрос, наверное, прозвучит несколько странно, но на него
приходится отвечать во время переписи. Если твои мама и папа
разных национальностей, как определить национальность у
тебя?

— Ничего странного в вашем вопросе нет. Национальная
самоидентификация нашла место в российском законодательстве.
Человек по собственному желанию может относить себя к той или иной
нации, представители которой есть среди его предков. Это добровольное
право человека, определяемое только тяготением души к той или иной
национальной сущности, культуре, доставшейся ему по наследству.

— Понятно. То есть можно сказать, что результаты переписи,
отражают тяготение души современных сибиряков к той или иной
нации. А ваша задача — помочь им укрепить свои культурные,
национальные, религиозные традиции?

— В том числе. Национальные и межконфессиональные отношения — одна
из главных направлений работы нашего комитета. И на этом поприще
многое сделано. Наш комитет был создан распоряжением губернатора
Бориса Говорина в 2000 году. В этом году нам исполняется пять лет.
Этот маленький юбилей — повод, чтобы подвести некоторые итоги,
сравнить ситуацию.

— Начнем с ситуации. Как вы оцениваете межнациональную
обстановку в области на данный момент?

— По моему мнению, подкрепленному соответствующими
социологическими исследованиями, обстановка спокойная. Конечно, не
безмятежная, проблемы есть всегда. Но что касается отношений между
народностями, проживающими здесь по нескольку сотен лет, то
оснований для беспокойства нет. Надо отдать должное первому
председателю комитета Александру Васильеву, который сумел
организовать работу и выстроить отношения с национально-культурными
центрами таким образом, чтобы всем народам было комфортно жить на
территории области.

Миграционные проблемы, приток жителей Северного Кавказа, Китая
ставят перед нами новые задачи, но это, наверное, отдельный разговор.

— Обязательно к нему вернемся в следующих беседах. Расскажите,
какие формы работы вы используете для укрепления стабильности в
межнациональных отношениях?

— Самый эффективный способ — работать с авторитетными
представителями сообществ — национально-культурными
объединениями. Их на данный момент более 60. Это автономии,
общества, центры, товарищества, общины. Среди активистов можно
отметить Товарищество белорусской культуры, Центр бурятской
культуры, автономию чувашей Иркутской области «Юлташ», культурный
центр ветеранов и инвалидов литовской национальности «Швитурис»,
Еврейский, Татаро-башкирский, Украинский («Днипро»), Армянский
культурный центры, конечно, Центр русской культуры.

В начале года мы обязательно проводим совещания с руководителями
центров, определяемся по предстоящим мероприятиям, задачам. Это и
проведение национальных праздников, организация семинаров и
конференций, поездки представителей центров для обмена опытом. Все
большую активность проявляют центры в обучающей сфере. Проводятся
уроки литовского, еврейского, белорусского, украинского языков, в
основном за счет центров. Некоторые занятия проводятся на собственной
базе, а для тех, кто не обладает соответствующим помещением, мы,
достигнув договоренности с департаментом образования города, просим
обычные школы предоставлять классы в выходные дни.
В последние годы были созданы периодические издания центров —
«Русская беседа», «Юлташ» чувашского центра, «Маланка» белорусского,
мы им, конечно, содействуем.

— Судя по перечисленным вами организациям, численность
представителей народа не определяет активность культурного
центра?

— Это действительно так. У нас встречное движение. Мы никого не
заставляем изучать свою культуру, мы помогаем реализовать
инициативы, воплощать хорошие идеи. Я бы даже пожелал центрам
проявлять большую активность, смелее идти с нами на контакт. В рамках
работы общественных организаций есть свобода и, в то же время,
свои ограничения. Мы стараемся просвещать своих коллег: проводим
правовые семинары, раскрываем возможности участия в программах на
получение грантов. Мы и сами являемся учредителями нескольких
инициатив, — например, конкурса проектов «Губернское собрание»,
конкурса журналистских работ «Сибирь — территория согласия».

Хотя есть и сферы нашего особого внимания — коренные и малые народы
— эвенки, тофалары. Они нуждаются в активной помощи. Жизнь этих
народностей полностью зависит от традиционного уклада. Нужно искать
сочетание доступности всех благ цивилизации и сохранения возможности
вести исконный животноводческо-промысловый образ жизни. В этом
году при федеральной помощи в Тофаларии будет построена
оленеводческая база. Для них это станет серьезной поддержкой. Вообще
приоритетной в нашей работе, конечно, является поддержка коренных
народов — бурят, эвенков, якутов, тофов. Это легко объяснить:
представленные здесь народы, имеющие национальные государства,
например, поляки, немцы, получают оттуда культурную, духовную,
иногда и материальную подпитку. Коренные жители России
рассчитывают только на себя и на государство в лице руководства
Иркутской области.

— Как по-вашему, стоит ли говорить о национальном воспитании
русских как о серьезной проблеме? Все чаще поднимается вопрос о
том, что у молодого поколения слабо развито национальное сознание,
ощущение себя общностью. Об этом часто говорят с некоторой
стеснительностью — вдруг представителей «большинства» обвинят в
национализме…

— Проблема действительно есть. Безусловно, от того, насколько будет
крепок, консолидирован русский народ, зависит благополучие всех
россиян. В условиях возникновения все новых международных вызовов
не обращать внимания на национальную политику — стратегическая
ошибка. Можно сказать, что нашей области повезло. У нас активно
работает Центр русский культуры, возглавляемый заслуженным артистом
России, руководителем Театра народной драмы Михаилом Корневым. В
области уже 11 лет проводится уникальный фестиваль — Дни русской
духовности и культуры «Сияние России».
На первом в этом году совещании, посвященном
фестивалю, губернатор области Борис Говорин сообщил, что мытарства центра
наконец закончены — у него появится свое помещение. Сейчас
реставрируется трехэтажное здание по улице Грязнова,
22, где разместятся музей купечества, администрация
музея «Тальцы» и Центр русской культуры, которому
выделен весь третий этаж. Думаю, это будет
способствовать дальнейшей активизации деятельности
центра.

В целом же, говоря о консолидации русского народа, хочу отметить, что в
настоящее время в правительстве рассматривается новая концепция
государственной национальной политики РФ, где особо
подчеркивается необходимость уделения максимального внимания
русскому народу, «удовлетворения потребностей и интересов русского
народа, его политической, экономической и культурной жизни, с учетом
его консолидирующей роли в российском государстве». Действительно,
если будет сплочен русский народ, вокруг него объединятся и все иные
народы, проживающие на территории России, и это послужит
«…консолидации российского общества в единую нацию — российский
многонациональный народ».

— Как сделать так, чтобы национальная и государственная
самоидентификации не вступали в противоречие?

!I2!— Хочу подчеркнуть, что конечная цель нашей работы — сохранение
стабильности, мира и взаимопонимания в межнациональной и
межконфессиональной среде. И в этом деле развитость человека, его
культура, воспитанная на многовековых традициях, моральные устои его
народа, которым он следует, играют решающую роль. Я глубоко убежден,
что верующий человек легче поймет, проявит уважение к вере, религии
другого человека, нежели атеист, отрицающий все, кроме законов
физики. Это же можно сказать о национальных
отношениях. Хотя, безусловно, очень важно, чтобы при всем
многообразии мы все чувствовали себя россиянами, детьми одной
Родины — России.

Летом мы запускаем новый проект — детский лагерь «Байкальская
радуга», в который приедут около 100 ребят от разных национально-
культурных объединений. Кроме традиционного отдыха, в лагере будут
проводиться разные конкурсы, тренинги, направленные на
толерантное отношение, поиски диалога культур и т.д. Одна из целей —
стимулировать возникновение будущих лидеров национальных
сообществ. Очень важно, чтобы современных руководителей сменили
такие же увлеченные, преданные своему делу молодые люди.

Скоро мы будем отмечать День России — праздник, в котором с
огромным удовольствием принимают участие национальные центры. 12
июня на площади перед Дворцом спорта «Труд» пройдет IX областной
фестиваль национальных культур «Дружба народов — единство России»
с дегустацией национальных блюд.

Вообще, июнь очень насыщен мероприятиями. С 6 по 11 пройдет Неделя
белорусской культуры, 4 июня на ипподроме состоится бурятский
национальный праздник Сурхарбан, он приурочен к юбилею — 15-летию
Бурятского центра культуры. Столько же лет исполняется 4 июня
польскому центру «Огниво». В связи с этим со 2 по 5 июня пройдут Дни
польской культуры в Иркутске. С 11 по 12 июня в Ольхонском районе пройдут
Ердынские игры. 25-26 июня состоится
белорусский праздник «Купала».

В течение июня-июля будет организован «Караван дружбы» (выезд в
Зиминский, Иркутский и другие районы области представителей
творческих коллективов национально-культурных центров) при
содействии областного центра народного творчества и досуга. Так что
приглашаю всех жителей области вливаться в дружный хоровод
предстоящих праздников.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры