Цены атакуют правительство
Правительство готово поддержать предложение Минфина изменить в 2006 году механизм сбора акцизов на нефтепродукты, однако не гарантирует низких цен на бензин. Министры пришли к согласованному мнению о целесообразности отмены индексации топливных акцизов в 2006 году. Кроме того, принято решение ввести ненулевую ставку на прямогонный бензин, который используется злоумышленниками для производства суррогатного автомобильного топлива. Правда, этих мер скорее всего окажется недостаточно для того, чтобы гарантировать выполнение стандарта качества и заморозить цены на всех бензоколонках.
Вопрос сдерживания наплыва низкокачественного
топлива не решается только с помощью мер налоговой и
фискальной политики. Игра с акцизами не заставит
«теневиков» отказаться от поставок «паленого» бензина, да и
налоговую дисциплину она не повысит. Пока
контролирующие органы не способны перекрыть каналы
сбыта низкокачественного бензина, бюджет не дождется
налогов с подпольного бизнеса.
В последнее время акцизы на топливо росли не слишком
быстро и не оказывали существенного влияния на рост цен. В
2003 году они выросли сразу на 45%, в 2004 — на 12%, а в
первом квартале 2005 года — на 8%. Однако розничные цены
вели себя совершенно иначе. Так, в 2004 году бензин
подорожал сразу на 31,3%. Таким образом, прямая или
косвенная налоговая нагрузка на топливный сектор — это не
самый влиятельный фактор при формировании бензиновых
цен на нашем рынке.
Конечно, в Российском топливном союзе довольны
принятыми мерами. Исполнительный директор РТС Григорий
Сергиенко признал за своей организацией основной вклад в их
принятие. Действительно, правительственные решения
приведут к определенному снижению налоговой нагрузки на
производителей в топливном секторе. Однако то, что
безусловно хорошо для лоббистов, не обязательно столь же
благотворно для экономики в целом и потребителей. Уже
сейчас розничные цены на топливо начали расти, и к лету их
взлет может стать вполне допустимым. Тогда останется
уповать на оперативное вмешательство Федеральной
антимонопольной службы. В прошлом году ее сотрудники
вели многочисленные расследования против нефтяных
компаний, и это привело к эпизодическим снижениям цен на
заправках. Однако кавалерийские атаки на участников рынка
дают только кратковременный локальный эффект.
Конечно, существуют и другие неординарные способы борьбы
с ростом цен на бензин, керосин и дизтопливо.
Украина дала всего неделю назад наглядный пример. Там
правительство в преддверии посевной напрямую запретило
своим нефтяникам заниматься реэкспортом огромных запасов
нефтепродуктов. Таким образом, российские компании
оказались вынуждены на территории соседнего государства
снизить цены. Однако министры к столь радикальным
мерам явно не готовы. Антирыночные меры
пока не по вкусу либералам в нашем правительстве.
Высокие цены охватили бензоколонки по всему миру. В США
идет целая госкампания по применению энергосберегающих
технологий и использованию альтернативных источников
энергии. Главный ресурс у России — повышение выхода
бензина из тонны переработанной нефти. Пока что
эффективность переработки нефтепродуктов нашими
компаниями в два-три раза ниже, чем в развитых странах.
Естественно, такое варварское отношение к ресурсам
обернется дополнительными затратами для экономики в
дальнейшем. По расчетам экономистов, 10-процентное
увеличение цен на бензин крадет примерно 0,2% роста ВВП.
Причем существует определенная грань повышения, после
которой очень многие виды экономической деятельности
становятся просто невыгодными. Поэтому сдерживание
«бензиновой лихорадки» — это одна из самых важных задач
для правительства. Вопрос только в том, насколько оно
способно и хочет ее решить.